Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС


29 февраля 2024 года Олег Дилимбетов, MASHNEWS


Авиалесоохрана планирует дооснаститься беспилотниками для тушения лесных пожаров. В феврале регионы начали закупки самолетов и вертолетов на пожароопасный сезон, но главный орган по защите лесов от огня намерен идти в сторону высоких технологий. Сейчас он готовит сметы и будет просить финансирование на закупку беспилотных комплексов. По данным Mashnews, потребуется не менее миллиарда рублей.

Летаем на всем

Согласно сайту госзакупок, уже четыре региона, с начала года, разместили тендеры на аренду воздушных транспортных средств (иногда с командой) для мониторинга и тушения лесных пожаров. Речь о Свердловской, Архангельской, Мурманской областях и ХМАО. 

В Архангельской области, например, нужна Cessna 172 или 182 или Ан-2, а также вертолет Ми-8 (или аналог), на это заложили 190 млн рублей. Надо заметить, что сумма зависит от летных часов, а не от модели самолетов. 

В Свердловской области запланировали потратить не более 104 миллионов на летные работы в течение 282 часов (судно при этом должно соответствовать характеристикам, модель не называется). Мурманская область оставила несколько закупок по 20-30 миллионов на Cessna и Ми-8. Ранее Mashnews писал, что у регионов есть большие трудности с арендой воздушных судов. 

Самолеты будут брать в аренду у местных авиапредприятий, готовых предоставить их на сезон. Сезон пожаров календарем никак не ограничен. Согласно определению ФЗ “О пожарной безопасности”, пожароопасным называется период времени с момента таяния снегового покрова до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова. 

С 1 по 20 февраля по всей России проходили учения по тушению лесных пожаров. В них приняли участие 60 диспетчерских служб лесного хозяйства из 38 регионов России, 12 филиалов ФГАУ «Оборонлес» и 10 администраций ООПТ, - рассказывают в Авиалесоохране. 

“Этот вид работ один из самых опасных”

Автор канала “Скромный работник гражданской авиации”, пилот Ми-8 Тимур Фаткулов рассказал Mashnews об особенностях работы на пожаре. 

“Для тушения лесных пожаров, в принципе, подойдет любой вертолет, который у тебя под рукой: в отличие от пожарного самолета, вертолет может выполнить больше задач. Но лучше всех оказался наш Ка-32, который благодаря своей соосной схеме, может брать больше воды, не боится ветра, и он компактен (может взлететь с площадок ограниченных размеров). За границей, в той же Корее и Китае он пользуется большой любовью и популярностью”, говорит Тимур Фаткулов. 

Пожаротушение -  один из самых опасных видов работ, нужен специальный допуск. “Полеты проходят в условиях повышенных температур, задымления воздуха, ограниченной видимости - что является негативным фактором, понижающим мощность двигателей. Каждый год, во всём мире гибнет полтора десятка пожарных вертолетов и самолетов с людьми на борту. В сезон пожаров назначают самые опытные экипажи, на самых мощных вертолетах, которые заранее готовятся ещё зимой. Лучшее решение этой проблемы было найдено в СССР: по всей стране были созданы базы Авиалесоохраны, которые позволили оперативно бороться с пожарами. Правда, после  развала бороться  с пожарами начали местные авиапредприятия, что негативно сказалось на ситуации. Радует, что в последнюю декаду базы авиалесоохраны начали восстанавливать”, - объясняет Фаткулов. 

В последние годы Ка-32 для тушения пожаров не арендуют. По крайней мере, на госзакупках нет этой информации. Этот вертолет очень любят применять во время арктических экспедиций. 

В Авиалесоохране поясняют, что Ми-8 - это та техника, которая непосредственно тушит пожар. Cessna - самолет для мониторинга, он воду на себе не тащит. 

“Как правило, в ней (Cessna - прим. ред.) находится летчик-наблюдатель, который передает данные в центр управления. Он летит с планшетом и в режиме реального времени передает, например, характер возгорания. Частные пилоты не привлекаются к таким видам работ. Мы можем взять их технику, но полет будет выполнять только тот, кто имеет разрешение”. 

Авиапарк для тушения лесных пожаров, в целом, стандартный:

Ан-2, Ан-26, Ан-24, Ан-3 и вертолеты Ми-8МТВ, Ми-8Т, Ми-2. Также используются зарубежные машины, но сейчас их век заканчивается. 

“Из-за этих санкций скоро тем же Robinson ( Robinson R-44, есть на балансе самой “Авиалесоохраны” - прим. ред.), той же Cessna придет конец, - поясняет представитель Авиалесоохраны, чемпион мира по высшему пилотажу на вертолетах Гарри Георков. 

Без пилота - есть работа

За прошедший год ряд компаний разработчиков представили свои беспилотники в качестве помощников для тушения пожаров. По словам Гарри Георкова, сейчас у Авиалесоохраны есть 100 беспилотных комплексов. Они занимаются мониторингом. С учетом размаха России этого количества недостаточно. 

“Мы в этом году планируем получить финансирование на использование беспилотных комплексов. Каких-то конкретных нет - будем выбирать из того, что предложат наши разработчики. Причем комплексы должны быть отечественного производства2, - говорит он. 

Сумма заказа выйдет за миллиард рублей, считают в Авиалесоохране, но пока идет анализ рынка, готовятся запросы, точная сумма будущей закупки неизвестна. 

“Беспилотники используются, в основном, в местах, где зарождаются пожары, чтобы не посылать группу людей в неизвестность. Поднимают, скажем, квадрокоптер, он осматривает небольшую территорию”, - рассказывает Гарри Георков. 

Он же отмечает - людей беспилотники не заменят. БПЛА хороши, если надо увидеть подземный пожар (например горение торфяников). Он это делает с помощью тепловой сигнатуры. Но современное законодательство позволяет использовать БПЛА лишь до 30 килограммов весом. Дело в том, что по российским законам беспилотник свыше 30 килограммов подлежит такой же сертификации как самолет. Это очень долго и дорого. Из единиц сертифицированных БПЛА в России нет пока ни одного, который был бы полезен при выявлении пожара. 

Несмотря на полезность беспилотников в мониторинге пожаров, в Авиалесоохране уверены, что беспилотники не заменят даже самолеты для наблюдения. 

“Беспилотный комплекс летает на небольшие расстояния, его отправляют в то место, где уже обозначен пожар, он не может бесконечно над тайгой летать, он очень ограничен по времени полета. С помощью беспилотника оператор смотрит, где возгорание больше, где меньше, принимает решение отправить группу, что позволяет ей не попасть в западню пожара. Это, конечно, очень ценный агрегат. Но в остальном нужен человек -  только человек на борту может определить характер пожара, возможности его развития, какие средства понадобятся и так далее”, - говорит Георков. 

Разработчики и популяризаторы БАС считают, что иной раз беспилотник будет полезнее самолета. 

“Беспилотники в данном контексте однозначно полезны, особенно - в труднодоступных районах, и когда нужно точечно вылететь и осмотреть какой-либо участок. В связи с тем, что стоимость беспилотника существенно ниже, чем стоимость вертолета или самолета, то первый, конечно, выигрывает. Тем более, что в обслуживании и эксплуатации он тоже дешевле. Плюс длительная подготовка к полету не требуется. Если сравнить возможности, скажем, пилотируемого вертолета или «кукурузника» и беспилотника, то для с точки зрения выполнения мониторинговых миссий у беспилотника их даже больше. Он маневреней и универсальней машины с пилотом, а навесное оборудование нести способен с аналогичым функционалом - камеры, тепловизоры и так далее. При этом с точки зрения качества получаемого в итоге информационного материала дрон даже выигрывает. В каждом регионе Российской Федерации для эффективного покрытия площадей лесных массивов, за которыми ведется наблюдение, нужны десятки, если не сотни беспилотников. Причем в большинстве случаев целесообразней использовать  дроны не мультикоптерного типа, а самолетного. Для наблюдения за большими площадями, они приспособлены лучше”, - говорит первый заместитель генерального директора и сооснователь «Флай Дрон» Александр Каниовский.

При этом беспилотчики солидарны в том, что машина, даже самая маневренная, пилота не заменит, тем более такого мастера, который занимается тушением пожаров. 

“Что касается полной замены пилотируемых воздушных судов беспилотниками для выполнения задач МЧС и Авиалесоохраны, то пока в это не верится. Ведь те же вертолеты могут эвакуировать людей с места пожара или высаживать десант для ликвидации возгорания, а беспилотникам в настоящее время это недоступно. Как и перевозка каких-либо тяжелых грузов, востребованных огнеборцами. В общем, вопрос полной замены встанет не раньше того момента, когда БПЛА полностью сравняются по техническим характеристикам с пилотируемой авиацией. В перспективе ближайшего десятилетия такой поворот событий точно не просматривается”, - отмечает Каниовский. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer