Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС


29 февраля 2024 года Олег Дилимбетов, MASHNEWS


Авиалесоохрана планирует дооснаститься беспилотниками для тушения лесных пожаров. В феврале регионы начали закупки самолетов и вертолетов на пожароопасный сезон, но главный орган по защите лесов от огня намерен идти в сторону высоких технологий. Сейчас он готовит сметы и будет просить финансирование на закупку беспилотных комплексов. По данным Mashnews, потребуется не менее миллиарда рублей.

Летаем на всем

Согласно сайту госзакупок, уже четыре региона, с начала года, разместили тендеры на аренду воздушных транспортных средств (иногда с командой) для мониторинга и тушения лесных пожаров. Речь о Свердловской, Архангельской, Мурманской областях и ХМАО. 

В Архангельской области, например, нужна Cessna 172 или 182 или Ан-2, а также вертолет Ми-8 (или аналог), на это заложили 190 млн рублей. Надо заметить, что сумма зависит от летных часов, а не от модели самолетов. 

В Свердловской области запланировали потратить не более 104 миллионов на летные работы в течение 282 часов (судно при этом должно соответствовать характеристикам, модель не называется). Мурманская область оставила несколько закупок по 20-30 миллионов на Cessna и Ми-8. Ранее Mashnews писал, что у регионов есть большие трудности с арендой воздушных судов. 

Самолеты будут брать в аренду у местных авиапредприятий, готовых предоставить их на сезон. Сезон пожаров календарем никак не ограничен. Согласно определению ФЗ “О пожарной безопасности”, пожароопасным называется период времени с момента таяния снегового покрова до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова. 

С 1 по 20 февраля по всей России проходили учения по тушению лесных пожаров. В них приняли участие 60 диспетчерских служб лесного хозяйства из 38 регионов России, 12 филиалов ФГАУ «Оборонлес» и 10 администраций ООПТ, - рассказывают в Авиалесоохране. 

“Этот вид работ один из самых опасных”

Автор канала “Скромный работник гражданской авиации”, пилот Ми-8 Тимур Фаткулов рассказал Mashnews об особенностях работы на пожаре. 

“Для тушения лесных пожаров, в принципе, подойдет любой вертолет, который у тебя под рукой: в отличие от пожарного самолета, вертолет может выполнить больше задач. Но лучше всех оказался наш Ка-32, который благодаря своей соосной схеме, может брать больше воды, не боится ветра, и он компактен (может взлететь с площадок ограниченных размеров). За границей, в той же Корее и Китае он пользуется большой любовью и популярностью”, говорит Тимур Фаткулов. 

Пожаротушение -  один из самых опасных видов работ, нужен специальный допуск. “Полеты проходят в условиях повышенных температур, задымления воздуха, ограниченной видимости - что является негативным фактором, понижающим мощность двигателей. Каждый год, во всём мире гибнет полтора десятка пожарных вертолетов и самолетов с людьми на борту. В сезон пожаров назначают самые опытные экипажи, на самых мощных вертолетах, которые заранее готовятся ещё зимой. Лучшее решение этой проблемы было найдено в СССР: по всей стране были созданы базы Авиалесоохраны, которые позволили оперативно бороться с пожарами. Правда, после  развала бороться  с пожарами начали местные авиапредприятия, что негативно сказалось на ситуации. Радует, что в последнюю декаду базы авиалесоохраны начали восстанавливать”, - объясняет Фаткулов. 

В последние годы Ка-32 для тушения пожаров не арендуют. По крайней мере, на госзакупках нет этой информации. Этот вертолет очень любят применять во время арктических экспедиций. 

В Авиалесоохране поясняют, что Ми-8 - это та техника, которая непосредственно тушит пожар. Cessna - самолет для мониторинга, он воду на себе не тащит. 

“Как правило, в ней (Cessna - прим. ред.) находится летчик-наблюдатель, который передает данные в центр управления. Он летит с планшетом и в режиме реального времени передает, например, характер возгорания. Частные пилоты не привлекаются к таким видам работ. Мы можем взять их технику, но полет будет выполнять только тот, кто имеет разрешение”. 

Авиапарк для тушения лесных пожаров, в целом, стандартный:

Ан-2, Ан-26, Ан-24, Ан-3 и вертолеты Ми-8МТВ, Ми-8Т, Ми-2. Также используются зарубежные машины, но сейчас их век заканчивается. 

“Из-за этих санкций скоро тем же Robinson ( Robinson R-44, есть на балансе самой “Авиалесоохраны” - прим. ред.), той же Cessna придет конец, - поясняет представитель Авиалесоохраны, чемпион мира по высшему пилотажу на вертолетах Гарри Георков. 

Без пилота - есть работа

За прошедший год ряд компаний разработчиков представили свои беспилотники в качестве помощников для тушения пожаров. По словам Гарри Георкова, сейчас у Авиалесоохраны есть 100 беспилотных комплексов. Они занимаются мониторингом. С учетом размаха России этого количества недостаточно. 

“Мы в этом году планируем получить финансирование на использование беспилотных комплексов. Каких-то конкретных нет - будем выбирать из того, что предложат наши разработчики. Причем комплексы должны быть отечественного производства2, - говорит он. 

Сумма заказа выйдет за миллиард рублей, считают в Авиалесоохране, но пока идет анализ рынка, готовятся запросы, точная сумма будущей закупки неизвестна. 

“Беспилотники используются, в основном, в местах, где зарождаются пожары, чтобы не посылать группу людей в неизвестность. Поднимают, скажем, квадрокоптер, он осматривает небольшую территорию”, - рассказывает Гарри Георков. 

Он же отмечает - людей беспилотники не заменят. БПЛА хороши, если надо увидеть подземный пожар (например горение торфяников). Он это делает с помощью тепловой сигнатуры. Но современное законодательство позволяет использовать БПЛА лишь до 30 килограммов весом. Дело в том, что по российским законам беспилотник свыше 30 килограммов подлежит такой же сертификации как самолет. Это очень долго и дорого. Из единиц сертифицированных БПЛА в России нет пока ни одного, который был бы полезен при выявлении пожара. 

Несмотря на полезность беспилотников в мониторинге пожаров, в Авиалесоохране уверены, что беспилотники не заменят даже самолеты для наблюдения. 

“Беспилотный комплекс летает на небольшие расстояния, его отправляют в то место, где уже обозначен пожар, он не может бесконечно над тайгой летать, он очень ограничен по времени полета. С помощью беспилотника оператор смотрит, где возгорание больше, где меньше, принимает решение отправить группу, что позволяет ей не попасть в западню пожара. Это, конечно, очень ценный агрегат. Но в остальном нужен человек -  только человек на борту может определить характер пожара, возможности его развития, какие средства понадобятся и так далее”, - говорит Георков. 

Разработчики и популяризаторы БАС считают, что иной раз беспилотник будет полезнее самолета. 

“Беспилотники в данном контексте однозначно полезны, особенно - в труднодоступных районах, и когда нужно точечно вылететь и осмотреть какой-либо участок. В связи с тем, что стоимость беспилотника существенно ниже, чем стоимость вертолета или самолета, то первый, конечно, выигрывает. Тем более, что в обслуживании и эксплуатации он тоже дешевле. Плюс длительная подготовка к полету не требуется. Если сравнить возможности, скажем, пилотируемого вертолета или «кукурузника» и беспилотника, то для с точки зрения выполнения мониторинговых миссий у беспилотника их даже больше. Он маневреней и универсальней машины с пилотом, а навесное оборудование нести способен с аналогичым функционалом - камеры, тепловизоры и так далее. При этом с точки зрения качества получаемого в итоге информационного материала дрон даже выигрывает. В каждом регионе Российской Федерации для эффективного покрытия площадей лесных массивов, за которыми ведется наблюдение, нужны десятки, если не сотни беспилотников. Причем в большинстве случаев целесообразней использовать  дроны не мультикоптерного типа, а самолетного. Для наблюдения за большими площадями, они приспособлены лучше”, - говорит первый заместитель генерального директора и сооснователь «Флай Дрон» Александр Каниовский.

При этом беспилотчики солидарны в том, что машина, даже самая маневренная, пилота не заменит, тем более такого мастера, который занимается тушением пожаров. 

“Что касается полной замены пилотируемых воздушных судов беспилотниками для выполнения задач МЧС и Авиалесоохраны, то пока в это не верится. Ведь те же вертолеты могут эвакуировать людей с места пожара или высаживать десант для ликвидации возгорания, а беспилотникам в настоящее время это недоступно. Как и перевозка каких-либо тяжелых грузов, востребованных огнеборцами. В общем, вопрос полной замены встанет не раньше того момента, когда БПЛА полностью сравняются по техническим характеристикам с пилотируемой авиацией. В перспективе ближайшего десятилетия такой поворот событий точно не просматривается”, - отмечает Каниовский. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer