На 70% территории страны нет мобильной связи, потому для безопасной интеграции беспилотной авиации в единое воздушное пространство важно развивать гибридные сети связи, считают участники проекта. Концепция "Цифровое небо" создана АО "ГЛОНАСС" совместно с "Платформой НТИ" и лидерами отрасли беспилотной авиации.
Проект "Цифровое небо" выстроен по аналогии "цифровых двойников" автотрасс, без которых невозможен выпуск беспилотных машин на дороги. "Цифровой двойник неба России" будет объединять комплексно всю информацию о самом небе (например, о метеоданных и особенностей зон применения), а также интегрировать беспилотные воздушные суда одновременно с цифровыми объектами, которые генерируют данные, в единую защищенную архитектуру, основанную на принципах бесшовности.
"Связность играет ключевую роль в решении задачи построения "Цифрового неба". Мы разработали и протестировали уникальную спутниковую технологию связи с использованием помехоустойчивых шумоподобных сигналов. Наша технология не имеет аналогов на рынке, использует действующую российскую спутниковую инфраструктуру и исключает зависимость от ушедших иностранных операторов спутниковой связи", - отметил генеральный директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич.
Концепция открывает небо для массового запуска гражданских дронов и не только: с реализацией "Цифрового неба России" бизнес сможет реализовывать доставки беспилотниками, а также выполнять другие задачи, такие как аэрофотосъемка, посевные работы или мониторинг объектов.
"Поскольку данная концепция для отечественного беспилотья является в значительной степени универсальной, то, теоретически, массовыми могут стать все задействованные сейчас бизнесом виды беспилотных авиационных систем (БАС). Как, кстати, и любительские беспилотники, используемые частниками "для себя", - комментирует генеральный директор и основатель компании "Флай Дрон" Никита Данилов.
Создание связующего звена для всей беспилотной индустрии в виде отечественной технологии спутниковой связи, безусловно, является весьма правильным, добавил он. Однако уже сейчас понятно, что "цифровизация" неба потребует внесения достаточно серьезных изменений в законодательство.
Беспилотники используются для мониторинга, воздушных съемок, сельхозработ, доставки и обучения персонала. В перспективе - запуск аэротакси
"Думаю, эта связь будет использоваться для безопасного внедрения в первую очередь грузовых беспилотников, которые будут летать на сотни километров. Для таких дронов необходима связь во время полета, необходимо поддержание информации о метеоданных, - делится мнением генеральный директор компании "Русдронопорт" Николай Ряшин. - Постоянное и стабильное подключение таких беспилотников позволит контролировать их перемещения в воздухе и получать от них актуальные данные, управлять ими".
Однако пока непонятна ширина канала такой связи, требования к приемнику, а также сколько это может стоить, отмечает эксперт. Еще один важный фактор, необходимый для запуска доставок грузовыми беспилотниками, - это постройка сети наземной инфраструктуры. "Мы как раз активно работаем по этой тематике", - добавляет Ряшин.
"Без единого регулирования неба массовые запуски БАС приведут к авиапроисшествиям по причине их столкновения или помех от других аппаратов и их систем управления. Также у нас в стране массово внедряются системы противодействия беспилотникам, что приводит к потерям бортов и полезных нагрузок. Единая концепция неба позволит решить данные задачи", - отмечает коммерческий директор компании "Лаборатория будущего" Павел Камнев.
С таким мнением соглашается руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко, оценивая инициативу как передовую, важную и нужную.
"В ближайшее время беспилотные средства доставки - как наземные, так и авиационные, станут повсеместными. Без надёжной связи обеспечить безопасность воздушного транспорта невозможно. Поэтому создание гибридной системы связи жизненно необходимо. Насколько она будет работоспособна, покажет время, но не вижу причин, почему такая система не может быть создана, отлажена и задействована в воздушном движении страны", - комментирует авиаэксперт. Возможно, для применения гражданских БАС потребуется внедрение некоторых военных технологий. В любом случае, чтобы применение гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) стало массовым, частные и государственные компании должны создавать недорогие высокотехнологичные проекты, сертифицировать их, а промышленность внедрять в серийное производство и наращивать выпуск, считает Андрей Величко.
Концепция также предполагает создание цифрового транспортного права и внедрение сквозного межотраслевого регулирования. "Это естественная эволюция отрасли права, обусловленная появлением новых объектов в воздухе, - считает Райкевич. - Мы понимаем, что перспективные беспилотные воздушные суда должны будут одновременно учитывать разделенное сегодня воздушное, космическое и ИТ-законодательство. А гибридные беспилотники земля-воздух просто не смогут работать без цифрового права, объединяющего все среды применения транспорта".