Злостное неисполнение
О деле против вертолетной фирмы «Гранд Скай Сервис» сообщили в Telegram-канале «Авиаторщина». В межрегиональном территориальном управлении Ространснадзора по СКФО информацию об этом деле «Известиям» подтвердили, добавив, что сейчас ведется выемка документов в компании, расположенной в Домбае. Дополнительная информация по делу может появиться в понедельник, 19 февраля.
Пока известно, что в апреле 2022 года Норильский городской суд запретил этой компании заниматься перевозкой пассажиров до получения сертификата эксплуатанта, также «Гранд Скай Сервису» нельзя осуществлять коммерческие перевозки. Однако это не остановило фирму — она продолжила оказывать услуги на немецком вертолете Вo-105Р (RA-02547). В августе 2023 года против гендиректора организации судебные приставы возбудили уголовное дело по ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение судебного акта. Но, как выяснила Карачаево-Черкесская транспортная прокуратура, с июня по ноябрь 2023 года фирма по договору с туристической компанией «Горски Трэвел Клаб» провела девять обзорных вертолетных экскурсий за денежное вознаграждение.
Более того: за штурвалом был пилот, у которого еще в 2014 году истекло свидетельство линейного пилота на право управления вертолетами Ми-8, а права на пилотирование Вo-105Р вообще никогда не было.
Рынок нелегальных вертолетных экскурсий
Глава комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по правовым вопросам, директор юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов заметил, что сама по себе малая авиация — в том числе вертолеты — весьма немногочисленна, поэтому и случаев нелегального их использования в туризме немного.
— Есть лишь отдельные сигналы, в основном связанные с «покатушками» на частных вертолетах, без чеков, договоров и документов на услуги, — сказал он «Известиям».
Георгий Мохов пояснил, что экскурсии на вертолетах регулируются, как и остальные воздушные перевозки в гражданской авиации. Гендиректор компании «Вертолетные технологии» Виктор Мартынов поясняет: для выполнения коммерческих, в том числе туристических, перевозок исполнитель должен получить свидетельство коммерческого эксплуатанта. Их перечень опубликован на сайте Федерального агентства воздушного транспорта. Однако нередко можно встретить предложения, когда полет планируется совершить на вертолете, которого нет в списке эксплуатируемых компанией.
Он добавил, что многие клиенты, чтобы сэкономить, часто сами ищут частников на сайтах объявлений — такой вылет может обойтись вдвое дешевле, чем у коммерческого эксплуатанта. Тем более что при отсутствии предложений на рынке стоимость у официальных компаний может вырасти многократно — в Сочи, говорит Виктор Мартынов, она доходит до 390 тыс. рублей за час.
Источник в отрасли, который попросил не называть своего имени, заявил «Известиям», что с безопасностью в сверхлегкой авиации при выполнении экскурсионных полетов «всё плохо». Очень многие организаторы продают экскурсии на воздушных судах, не имея лицензии на коммерческие воздушные перевозки (КВП), а командиры ВС — свидетельств линейных пилотов. В итоге полеты совершают в качестве эксплуатантов авиации общего назначения (АОН).
— Часто поймать такого недобросовестного предпринимателя можно только одним способом: получив прямой ответ от пассажира вертолета, что он является туристом и эту услугу приобрел за деньги, — продолжает источник.
Генеральный директор сообщества туроператоров «Большая страна» Юлия Репникова отмечает, что организаторов, которые проводят экскурсии по всем правилам, не так много.
— Знаем это по опыту, потому что искали и подключали таких партнеров к работе в нашем сообществе туроператоров, — сказала она «Известиям». — Так что для потребителя велика вероятность забронировать что-то ненадежное, если просто искать в интернете, не проверяя.
Что менять в законодательстве
Управляющий партнер и основатель компании «Премьер Туризм» Камила Велибекова считает, что законодательных мер, которые помогли бы контролировать рынок экскурсионных вылетов, недостаточно. Источник «Известий» в отрасли также указывает, что сейчас у перевозчиков есть несколько способов обойти правила. В частности, по сути, реально поднадзорны территориальным управлениям воздушного транспорта только те компании, которые зарегистрированы в том же субъекте РФ, где они реально работают. Их регулярно проверяют на предмет поддержания летной годности: они отчитываются о налете часов, о техническом обслуживании воздушных судов, они не смогут поставить неоригинальные запчасти на вертолет и т.д.
— А вот другие эксплуатанты — либо частные, либо не зарегистрированные на территории этого субъекта — проверкам со стороны территориального управления в том регионе, где они действуют, не подвергаются, — продолжает собеседник «Известий».
Он уверен, что воздушные суда должны проверяться надзорными органами не по месту регистрации, а по месту фактического оказания услуг.
Еще одна проблема, говорит источник, в том, что вертолеты не оборудованы системой позиционирования — и органы организации воздушного движения физически не могут отслеживать их местонахождение. Особенно это касается тех регионов, где значительные территории не покрыты средствами радиолокации. В результате частник на вертолете Robinson может уведомить диспетчера об одном маршруте, но полететь в противоположную сторону.
— Случаи, когда вертолет докладывал одно направление, а падал где-то совсем в другом месте, бывали неоднократно, — заметил собеседник «Известий».
Проблемы с отслеживанием воздушных судов приводят к отсутствию контроля за налетом часов пилотами, а также позволяют недобросовестным владельцам вертолетов гораздо реже проводить техническое обслуживание.
— Эти нормы «написаны на крови», но люди летают на свой страх и риск — с превышением саннормы, с не пройденным по регламенту техническим обслуживанием, — продолжает он. — Отсюда и появляется большая проблема с безопасностью полетов: довольно много катастроф, о которых известно, и множество инцидентов, которые тем или иным способом скрываются.
Георгий Мохов напоминает также, что в 2018 году Минтранс разрабатывал проект поправок, которые должны были ввести регулирование порядка обзорных вылетов. Однако тогда эти поправки приняты не были.
Ространснадзор подтвердил «Известиям», что проблема с нелегальными экскурсионными вылетами существует, сейчас совместно с Минтрансом России «проводится работа по уточнению законодательства в части обеспечения безопасности экскурсионных полетов, а также исключения случаев нелегальных полетов».
Как туристу понять, что полет безопасен
Камила Велибекова призывает ознакомиться с отзывами о компании в интернете, при этом не вестись на дешевые предложения об экскурсиях, а также подчеркивает, что туристам важно пользоваться исключительно услугами легальных перевозчиков — проверять необходимую лицензию, сертификаты, подтверждающие безопасность и прозрачность компаний.
Юлия Репникова подчеркивает, что в организации вертолетного тура должны принимать участие как минимум две компании: авиаперевозчик со всеми необходимыми лицензиями и компания-туроператор, внесенная в Единый федеральный реестр. Туроператор заключает с туристом договор о предоставлении туристских услуг; страхует людей; заключает договор с авиакомпанией, имеющей право на подобные вылеты; предоставляет группе опытного гида-инструктора с лицензией; проводит инструктаж по технике безопасности. Важно также, чтобы тургруппу зарегистрировали в МЧС и обеспечили спутниковой связью с «цивилизацией».
Виктор Мартынов подчеркивает, что исполнителя не стоит искать на сайтах объявлений — там услуги предлагают, как правило, частные пилоты. Следует также избегать и договоров с ИП или самозанятыми, считает он. Стоимость полета у ООО будет выше, но эти компании чаще работают с проверенными пилотами.
Он также призывает обращать внимание на погоду: избегайте вылетов при температурных режимах от −2 до +2, особенно при наличии осадков — это условия для обледенения воздушного судна.
— Даже когда «очень хочется» полететь, не пытайтесь пренебрегать рекомендациями командира воздушного судна или — что еще хуже — «уговорить» пилота, — продолжает Виктор Мартынов. — Конечное решение всегда остается за командиром воздушного судна, ведь именно он несет ответственность за вашу безопасность.
Как развивается рынок
Юлия Репникова рассказывает, что чаще всего вертолетные туры представлены как одно- или двухдневные полеты до самых труднодоступных мест: Приполярный Урал, плато Путорана, Столбы выветривания (Маньпупунер).
— Очень востребованы полеты на вулканы Горелый и Авачинский, Курильское озеро, горячие источники и Долину гейзеров на Камчатке, — рассказывает она. — До двух из семи чудес России добраться легче и быстрее вертолетом, а иногда это единственно возможный способ — например, в Долину гейзеров и на Маньпупунер на Северном Урале.
Кроме того, этот вид отдыха представлен в турах с популярными локациями, когда на привычный пейзаж смотрят не с земли, а с воздуха: на Алтае проводят прогулку на вертолете над долиной реки Катунь, можно пролететь над Онежским озером, над Байкалом.
— Однако стоимость таких туров на сегодняшний день ощутима для многих туристов, так как однодневная экскурсия по стоимости равна полноценному туру на несколько дней, — говорит она. — Например, по Камчатке полеты начинаются от 44 тыс. рублей.
Камила Велибекова отмечает, что спрос на такой вид туризма за последние годы не вырос — это по-прежнему удел в основном премиальных путешественников. Источник в отрасли замечает, что на формирование цены влияет очень большое число факторов. Есть сугубо технические: очень большие затраты на поддержание летной годности, существенное подорожание авиационного керосина, взрывной рост стоимости на запчасти и агрегаты к воздушным судам. По его словам, даже у российских вертолетов Ми-8 есть агрегаты зарубежного производства — например, на некоторых машинах стоят вспомогательные силовые установки чешского производства, которые в 2022 году стоили 12 млн рублей, а сейчас — от 44 млн рублей. Кроме того, вкладываться надо в персонал — экипаж должен постоянно подтверждать и повышать квалификацию и т.д.
На Камчатке также есть проблема с большой стоимостью путевок на территории заповедников, особенно Кроноцкого, в ведении которого находится Долина гейзеров и кальдера вулкана Узон: за их посещение во время одного вылета придется заплатить около 15 тыс. рублей, которые входят в стоимость тура.
Снизить цены на вертолетные экскурсии можно лишь за счет федерального субсидирования, считает собеседник «Известий». Пока же и выгода от деятельности по организации таких экскурсий — официальных — совсем невысокая, и стоимость туров очень велика, что тормозит развитие отрасли.