Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм


17 февраля 2024 года Сергей Гурьянов, Известия


Управление Ространснадзора по СКФО и Южная транспортная прокуратура проводят проверку по факту незаконных вертолетных экскурсий — в Карачаево-Черкесии этим занималась фирма «Гранд Скай Сервис», у которой не было ни сертификата эксплуатанта, ни разрешения на коммерческие перевозки. Это не помешало ей заключить договор с одной из туристических компаний. Притом что сам рынок вертолетных экскурсий очень узок из-за своей дороговизны, далеко не всегда вылеты безопасны — в попытке сэкономить многие пользуются услугами перевозчиков, которые не имеют необходимых разрешений, не проводят своевременно техобслуживание и в целом недостаточно внимательно относятся к безопасности. Подробности — в материале «Известий».

Злостное неисполнение

О деле против вертолетной фирмы «Гранд Скай Сервис» сообщили в Telegram-канале «Авиаторщина». В межрегиональном территориальном управлении Ространснадзора по СКФО информацию об этом деле «Известиям» подтвердили, добавив, что сейчас ведется выемка документов в компании, расположенной в Домбае. Дополнительная информация по делу может появиться в понедельник, 19 февраля.

Пока известно, что в апреле 2022 года Норильский городской суд запретил этой компании заниматься перевозкой пассажиров до получения сертификата эксплуатанта, также «Гранд Скай Сервису» нельзя осуществлять коммерческие перевозки. Однако это не остановило фирму — она продолжила оказывать услуги на немецком вертолете Вo-105Р (RA-02547). В августе 2023 года против гендиректора организации судебные приставы возбудили уголовное дело по ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение судебного акта. Но, как выяснила Карачаево-Черкесская транспортная прокуратура, с июня по ноябрь 2023 года фирма по договору с туристической компанией «Горски Трэвел Клаб» провела девять обзорных вертолетных экскурсий за денежное вознаграждение.

Более того: за штурвалом был пилот, у которого еще в 2014 году истекло свидетельство линейного пилота на право управления вертолетами Ми-8, а права на пилотирование Вo-105Р вообще никогда не было.

Рынок нелегальных вертолетных экскурсий
Глава комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по правовым вопросам, директор юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов заметил, что сама по себе малая авиация — в том числе вертолеты — весьма немногочисленна, поэтому и случаев нелегального их использования в туризме немного.

— Есть лишь отдельные сигналы, в основном связанные с «покатушками» на частных вертолетах, без чеков, договоров и документов на услуги, — сказал он «Известиям».

Георгий Мохов пояснил, что экскурсии на вертолетах регулируются, как и остальные воздушные перевозки в гражданской авиации. Гендиректор компании «Вертолетные технологии» Виктор Мартынов поясняет: для выполнения коммерческих, в том числе туристических, перевозок исполнитель должен получить свидетельство коммерческого эксплуатанта. Их перечень опубликован на сайте Федерального агентства воздушного транспорта. Однако нередко можно встретить предложения, когда полет планируется совершить на вертолете, которого нет в списке эксплуатируемых компанией.

Он добавил, что многие клиенты, чтобы сэкономить, часто сами ищут частников на сайтах объявлений — такой вылет может обойтись вдвое дешевле, чем у коммерческого эксплуатанта. Тем более что при отсутствии предложений на рынке стоимость у официальных компаний может вырасти многократно — в Сочи, говорит Виктор Мартынов, она доходит до 390 тыс. рублей за час.

Источник в отрасли, который попросил не называть своего имени, заявил «Известиям», что с безопасностью в сверхлегкой авиации при выполнении экскурсионных полетов «всё плохо». Очень многие организаторы продают экскурсии на воздушных судах, не имея лицензии на коммерческие воздушные перевозки (КВП), а командиры ВС — свидетельств линейных пилотов. В итоге полеты совершают в качестве эксплуатантов авиации общего назначения (АОН).

— Часто поймать такого недобросовестного предпринимателя можно только одним способом: получив прямой ответ от пассажира вертолета, что он является туристом и эту услугу приобрел за деньги, — продолжает источник.

Генеральный директор сообщества туроператоров «Большая страна» Юлия Репникова отмечает, что организаторов, которые проводят экскурсии по всем правилам, не так много.

— Знаем это по опыту, потому что искали и подключали таких партнеров к работе в нашем сообществе туроператоров, — сказала она «Известиям». — Так что для потребителя велика вероятность забронировать что-то ненадежное, если просто искать в интернете, не проверяя.

Что менять в законодательстве

Управляющий партнер и основатель компании «Премьер Туризм» Камила Велибекова считает, что законодательных мер, которые помогли бы контролировать рынок экскурсионных вылетов, недостаточно. Источник «Известий» в отрасли также указывает, что сейчас у перевозчиков есть несколько способов обойти правила. В частности, по сути, реально поднадзорны территориальным управлениям воздушного транспорта только те компании, которые зарегистрированы в том же субъекте РФ, где они реально работают. Их регулярно проверяют на предмет поддержания летной годности: они отчитываются о налете часов, о техническом обслуживании воздушных судов, они не смогут поставить неоригинальные запчасти на вертолет и т.д.

— А вот другие эксплуатанты — либо частные, либо не зарегистрированные на территории этого субъекта — проверкам со стороны территориального управления в том регионе, где они действуют, не подвергаются, — продолжает собеседник «Известий».

Он уверен, что воздушные суда должны проверяться надзорными органами не по месту регистрации, а по месту фактического оказания услуг.

Еще одна проблема, говорит источник, в том, что вертолеты не оборудованы системой позиционирования — и органы организации воздушного движения физически не могут отслеживать их местонахождение. Особенно это касается тех регионов, где значительные территории не покрыты средствами радиолокации. В результате частник на вертолете Robinson может уведомить диспетчера об одном маршруте, но полететь в противоположную сторону.

— Случаи, когда вертолет докладывал одно направление, а падал где-то совсем в другом месте, бывали неоднократно, — заметил собеседник «Известий».

Проблемы с отслеживанием воздушных судов приводят к отсутствию контроля за налетом часов пилотами, а также позволяют недобросовестным владельцам вертолетов гораздо реже проводить техническое обслуживание.

— Эти нормы «написаны на крови», но люди летают на свой страх и риск — с превышением саннормы, с не пройденным по регламенту техническим обслуживанием, — продолжает он. — Отсюда и появляется большая проблема с безопасностью полетов: довольно много катастроф, о которых известно, и множество инцидентов, которые тем или иным способом скрываются.

Георгий Мохов напоминает также, что в 2018 году Минтранс разрабатывал проект поправок, которые должны были ввести регулирование порядка обзорных вылетов. Однако тогда эти поправки приняты не были.

Ространснадзор подтвердил «Известиям», что проблема с нелегальными экскурсионными вылетами существует, сейчас совместно с Минтрансом России «проводится работа по уточнению законодательства в части обеспечения безопасности экскурсионных полетов, а также исключения случаев нелегальных полетов».

Как туристу понять, что полет безопасен

Камила Велибекова призывает ознакомиться с отзывами о компании в интернете, при этом не вестись на дешевые предложения об экскурсиях, а также подчеркивает, что туристам важно пользоваться исключительно услугами легальных перевозчиков — проверять необходимую лицензию, сертификаты, подтверждающие безопасность и прозрачность компаний.

Юлия Репникова подчеркивает, что в организации вертолетного тура должны принимать участие как минимум две компании: авиаперевозчик со всеми необходимыми лицензиями и компания-туроператор, внесенная в Единый федеральный реестр. Туроператор заключает с туристом договор о предоставлении туристских услуг; страхует людей; заключает договор с авиакомпанией, имеющей право на подобные вылеты; предоставляет группе опытного гида-инструктора с лицензией; проводит инструктаж по технике безопасности. Важно также, чтобы тургруппу зарегистрировали в МЧС и обеспечили спутниковой связью с «цивилизацией».

Виктор Мартынов подчеркивает, что исполнителя не стоит искать на сайтах объявлений — там услуги предлагают, как правило, частные пилоты. Следует также избегать и договоров с ИП или самозанятыми, считает он. Стоимость полета у ООО будет выше, но эти компании чаще работают с проверенными пилотами.

Он также призывает обращать внимание на погоду: избегайте вылетов при температурных режимах от −2 до +2, особенно при наличии осадков — это условия для обледенения воздушного судна.

— Даже когда «очень хочется» полететь, не пытайтесь пренебрегать рекомендациями командира воздушного судна или — что еще хуже — «уговорить» пилота, — продолжает Виктор Мартынов. — Конечное решение всегда остается за командиром воздушного судна, ведь именно он несет ответственность за вашу безопасность.

Как развивается рынок

Юлия Репникова рассказывает, что чаще всего вертолетные туры представлены как одно- или двухдневные полеты до самых труднодоступных мест: Приполярный Урал, плато Путорана, Столбы выветривания (Маньпупунер).

— Очень востребованы полеты на вулканы Горелый и Авачинский, Курильское озеро, горячие источники и Долину гейзеров на Камчатке, — рассказывает она. — До двух из семи чудес России добраться легче и быстрее вертолетом, а иногда это единственно возможный способ — например, в Долину гейзеров и на Маньпупунер на Северном Урале.

Кроме того, этот вид отдыха представлен в турах с популярными локациями, когда на привычный пейзаж смотрят не с земли, а с воздуха: на Алтае проводят прогулку на вертолете над долиной реки Катунь, можно пролететь над Онежским озером, над Байкалом.

— Однако стоимость таких туров на сегодняшний день ощутима для многих туристов, так как однодневная экскурсия по стоимости равна полноценному туру на несколько дней, — говорит она. — Например, по Камчатке полеты начинаются от 44 тыс. рублей.

Камила Велибекова отмечает, что спрос на такой вид туризма за последние годы не вырос — это по-прежнему удел в основном премиальных путешественников. Источник в отрасли замечает, что на формирование цены влияет очень большое число факторов. Есть сугубо технические: очень большие затраты на поддержание летной годности, существенное подорожание авиационного керосина, взрывной рост стоимости на запчасти и агрегаты к воздушным судам. По его словам, даже у российских вертолетов Ми-8 есть агрегаты зарубежного производства — например, на некоторых машинах стоят вспомогательные силовые установки чешского производства, которые в 2022 году стоили 12 млн рублей, а сейчас — от 44 млн рублей. Кроме того, вкладываться надо в персонал — экипаж должен постоянно подтверждать и повышать квалификацию и т.д.

На Камчатке также есть проблема с большой стоимостью путевок на территории заповедников, особенно Кроноцкого, в ведении которого находится Долина гейзеров и кальдера вулкана Узон: за их посещение во время одного вылета придется заплатить около 15 тыс. рублей, которые входят в стоимость тура.

Снизить цены на вертолетные экскурсии можно лишь за счет федерального субсидирования, считает собеседник «Известий». Пока же и выгода от деятельности по организации таких экскурсий — официальных — совсем невысокая, и стоимость туров очень велика, что тормозит развитие отрасли.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer