Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам


12 февраля 2024 года Анастасия Ординян, ИА Регнум


Едва ли не каждый, кто летал самолетом, хотя бы раз столкнулся с проявлениями агрессивной жадности у авиакомпаний. Какие-то из них навязывают довольно дорогие дополнительные услуги или бронь места за доплату, кто-то заставляет платить за провоз багажа и даже ручной клади. Но самым вопиющим и неприятным является овербукинг — ситуация, когда авиакомпания продаёт больше билетов, чем мест в самолёте. И с этим никто ничего поделать не может. Или не хочет?

Дело в том, что в авиационном законодательстве РФ овербукинг не описан и проблемы возникают именно из-за этого.

Один из свежих случаев — как отличился авиаперевозчик Utair. Пассажира рейса Минеральные Воды–Москва зарегистрировали и даже пустили в самолет, но, пройдя к своему месту, он с удивлением обнаружил сидящего там пассажира с посадочным талоном именно на это кресло. И был высажен.

Причиной недоразумения стала именно продажа большего количества билетов, чем предусмотрено мест в «экономе». При этом, как уверяет оставшийся в аэропорту человек, свободные кресла были в бизнес-классе, но усадить его там просто не захотели. Хотя обычно из-за дороговизны билетов бизнес-класс всегда полупустой.

В качестве компенсации авиакомпания предложила пассажиру улететь следующим рейсом, а в качестве извинений за неудобства пообещали две тысячи бонусов на карту в программе лояльности.

ИА Регнум специально уточнило у представителей Utair, используется ли овербукинг в компании как инструмент продаж, на что нам уклончиво сообщили: «только в случае, если произошла замена борта на меньший». На вопрос, что делать пассажиру, попавшему в такую ситуацию, представители перевозчика ответили, что «пассажир может сделать вынужденный обмен на дату плюс-минус три дня от первоначальной даты вылета или вынужденный возврат. Также пассажиру предоставляется промокод на покупку следующего билета».

Российский лоукостер «Победа» тоже не остался в стороне от модной системы продаж. В декабре 2023 года представители авиакомпании отказали двум пассажирам с билетами в допуске на рейс. Они объяснили это тем, что количество доступных к бронированию билетов было больше, чем мест на борту воздушного судна. За что суд оштрафовал авиакомпанию на 30 тыс. рублей. Несколько штрафов за продажу несуществующих мест получила и компания S7. В августе 2023 года представители авиаперевозчика незаконно отказали в посадке уже семи пассажирам на рейсе Новосибирск-Москва. Такая же ситуация была у авиакомпании в июле того же года и с таким же количеством людей, только уже летевших в Читу и Улан-Удэ из Москвы.

Налицо системная проблема, решать которую пока никто не спешит.

Лотерея не в пользу пассажира

Овербукинг не является нововведением, это достаточно распространенная практика, которая, по сути, является лотереей. По словам собеседника ИА Регнум, занимающего руководящий пост в отрасли гражданской авиации, авиакомпания не всегда виновата. Например, пассажиру может не хватить места в салоне если самолет сломался и его заменили на судно меньшей вместимости. Но, вместе с тем, все авиакомпании мира заведомо продают больше билетов, чем есть мест на борту.

«Авиакомпаниям невыгодно, чтобы самолет улетал полупустым. Они всегда стремятся занять максимально мест, чтоб у них был лоад-фактор сто процентов, поэтому и продают чуть больше», — говорит наш собеседник, отмечая, что процент перепродажи должен зависеть от уровня неявки пассажиров на тот или иной рейс. А это зависит от сезона, направления и многих других факторов. Если уровень перепродажи слишком высок, появляются конфликтные ситуации.

Поэтому, отмечает эксперт, права пассажиров должны быть защищены. Безусловно, какие-то компании предлагают небольшие компенсации, перебронирование на другие рейсы, иногда даже с дополнительными бонусами. Но это не всегда утешает, особенно если под угрозой срыва важные события или встречи. При этом, рассказывает наш собеседник, «многие слово «перепродажи» никогда не используют. Они называют это «сбой системы».

Дело в том, что сам термин «перепродажа» или «овербукинг» не описан в авиационном законодательстве РФ. Сейчас права пассажиров защищены Гражданским кодексом и Законом о защите прав потребителей. В случае отказа в перевозке авиакомпания несёт перед пассажиром административную и гражданско-правовую ответственность. Пассажир должен предъявить перевозчику претензию, тот в течение 30 дней её рассматривает и в письменной форме направляет ответ.

В случае, если пассажир не согласен с ответом авиакомпании, то имеет право обратиться в судебные органы для защиты своих прав. Но авиакомпания будет настаивать на том, что это просто сбой системы, и доказать обратное вряд ли получится.

Для защиты прав пассажиров необходимо внести изменения в законодательство — дать определение овербукингу и установить ответственность перевозчика в случае отказа в перевозке. Для этого, уверен эксперт, можно взять за основу европейский опыт на примере Регламента ЕС 261/2004.

Легализация перепродаж

Говоря о возможных причинах овербукинга собеседники агентства выделяют три основных фактора: замена самолета, сбой системы во время покупки билета и непосредственно сознательная продажа большего количества мест.

Главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров в беседе с ИА Регнум пояснил, что в последнем случае существует статистика по направлениям, конкретным датам вылета, дням и так далее.«Эта статистика собирается много лет и показывает, что определенный процент пассажиров купил билеты в последний момент, а потом их сдал. Поэтому авиакомпании, помимо прочего, закладывают эту непродажу в стоимость билетов»,— отметил он.

Выходит, что авиаперевозчики страхуют себя всевозможными вариантами, даже в ущерб пассажирам. Поэтому и возникает острая необходимость регулирования данного вопроса в целях защиты авиапутешественников. Гусаров считает, что легализация такого способа продаж билетов в России просто необходима.

«В любом случае, авиакомпании будут «партизанить», овербукинг будет возникать по техническим причинам, то есть всё равно он будет. Но чтобы авиакомпаниям не приходилось просто «отшивать людей», а права пассажиров были защищены и нужен закон в котором будет четко расписан регламент», — подчеркнул эксперт.

По его мнению, необходимо создать экспертный совет, который донесет до депутатов Госдумы необходимость такой инициативы. Возможно, какие-то правила «сосуществования» формата пассажир-авиакомпания дали бы шанс на то, чтобы решить проблему. В случае легализации процедуры овербукинга авиакомпаниям можно будет официально продавать больше билетов, но это будет понятный процент, за который они должны отчитаться и предоставить необходимые компенсации в заранее оговоренных пределах. Такая инициатива в будущем принесет только пользу и снизит количество скандальных ситуаций.

О необходимости создать адекватный компенсационный механизм, который защитит права пассажиров в случае овербукинга в середине января высказался Российский союз туриндустрии (РСТ). Вице-президент Союза Дмитрий Горин подчеркнул, что сейчас овербукинг официально не запрещен, но и никак не регламентируется законодательством. В итоге люди в таких ситуациях остаются ни с чем.

«Мировой опыт показывает, что часто по согласию сторон в случае овербукинга пассажиры принимают решение о переносе рейса, так как авиакомпании выплачивают им живые деньги», — заявил Горин.

РСТ также приводит слова председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, который поддерживает идею легализации данной процедуры. Он считает необходимым определить категории граждан, которым в принципе не могут отказать в перелете из-за овербукинга. Речь идет о людях с ограниченными возможностями, беременных женщинах, семьях и детских группах, которые нельзя разбивать. Так что, по большому счету, не хватает только толчка, чтобы движение в нужном направлении началось.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer