Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»


4 декабря 2024 года РБК


В 2022 году отечественная гражданская авиация пережила суровое испытание на прочность, когда Запад обложил отрасль санкциями, лишив запчастей, обслуживания и страховок. Но российская авиация выстояла, глобального апокалипсиса не случилось. За уже обозначенный 2022 год отечественные авиакомпании перевезли почти 96 миллионов пассажиров, всего на 16 миллионов меньше, чем годом ранее. Помогло Правительство РФ, которое передало в качестве поддержки авиаперевозчикам и аэропортам 172 миллиарда рублей. О ситуации в отрасли рассказал Генеральный директор Ассоциации импортозамещающих предприятий Сергей Ярутин.

В России нужно развивать сферу гражданского авиастроения самостоятельно, пересаживаясь на собственные самолеты. Давайте вспомним, как в начале 1990-х годов Россия отказалась от собственных самолетов в пользу Boeing и Airbus. Авиационную отрасль банкротили, распуская конструкторские бюро и заводы, созданные в советские годы. Этот процесс до конца не удалось затормозить до сих пор, хотя ситуация требует обратного.

Многие тогда в правительстве выступали за сохранение собственного авиапрома, но их позицию не приняла в расчет. А жаль — сейчас не пришлось бы бороться с санкциями в этой отрасли, возвращая к жизни устаревшие проекты, которые создавались три десятилетия назад.

В 2000 годы в России пытались создать собственные самолеты. Получился Sukhoi Superjet 100, который получил немало разных отзывов от специалистов.

Этот самолет создавался по большей части из импортных комплектующих. Разработка этого лайнера из-за значительных финансовых вливаний лишила поддержки Ту-334.

В эти годы Россия продолжала закупать западные самолеты, а российский авиапром не получал стабильного финансирования. Частично спасало Министерство обороны, а также несколько государственных структур, представители которых могли летать только на отечественных самолетах. Но это единичные заказы.

С высоких трибун в те годы звучала установка и дальше развивать отечественную гражданскую авиацию, которая по факту уже много лет не развивалась.

Рассматривая тему развития отечественного автопрома, нужно обратить внимание на один принципиальный момент. В советские годы в процессе создания пассажирских самолетов на первый план выводились два аспекта: безопасность пассажиров и доступность перевозок для них. Вопрос об извлечении прибыли не стоял — перерасходы покрывали из бюджета.

То есть, у самолетов, произведенных в годы СССР, был высокий уровень безопасности, что подтверждено международной статистикой, но они были дороги в обслуживании.

В 90-е годы советские воздушные судна стали обузой для перевозчиков, для которых на первом месте стоял вопрос об извлечении прибыли.

Плачевное состояние российского автопрома у нас смогли оценить только в 2022 году из-за пресловутых санкций. По состоянию на первый квартал того года отечественные авиакомпании использовали в лизинге более 700 иностранных самолетов, после начала СВО более 70 из них арестовали и вернули владельцам.

После этого Россия вынужденно перерегистрировала западные самолеты, судна получили национальные сертификаты летной годности. После этого начались переговоры о снятии самолетов с зарубежной собственности. Треть удалось снять, переговоры продолжаются.

По состоянию на конец 2022 года в России остались 297 европейских Airbus, 257 американских Boeing, 34 Bombardier — 34, 21 бразильских Embraer, 21 французско-итальянских АТР — 21, 317 российских самолетов.

Из-за западных санкций ожидаемо встала проблема поставок запчастей к иностранным суднам, которые запретили к ввозу в Россию. Проблема оказалась не такой острой, какой ее поначалу обозначили. Причина — в России довольно молодой парк иностранной техники, у которой есть большой запас прочности. К тому же, в 2023 году заработал механизм «параллельного импорта» — поставок запчастей через третьи страны.

Еще позже ЕС ослабил седьмой пакет санкций, скорректировав ограничения на поставки части товаров и предоставление услуги в рамках международных обязательств по безопасности полетов. Тогда удалось снять ограничения на запчасти, сертификаты, расходные материалы и инструменты.

С одной стороны, ослабление санкций — это хорошо для безопасности полетов, а это — главное. Но это дает возможность не торопиться с развитием российского авиапрома.

Минпромторга РФ обещал до 2030 года поставку отечественным авиапромом более тысячи самолетов. Премьер-министр России в этой ситуации заявил, что проблем с финансированием авиационной промышленности не будет. Но нужны еще кадры и оборудование.

Если же говорить о винтомоторной малой и региональной авиации, то сегодня эти сегменты отрасли нужно воссоздавать с нуля, если не брать в расчет советские Ан-2.

Для решения проблемы, на мой взгляд, в комплексном подходе:

1. Подготовка кадров, которые получают опыт на российских предприятиях и ориентированы на работу в сфере отечественного авиастроения.

2. Воссоздание конструкторских бюро, которые будут во главу угла при разработке технологий ставить безопасность, и уже потом — прибыль.

3. Строительство новых заводов для производства пассажирских самолетов.

4. Создание предприятий для производства запчастей и оборудования для создания и ремонта авиационной техники.

Все это нужно делать одновременно. Разработкой одного из таких новых предприятий в отрасли самолетостроения занимается наша Ассоциация импортозамещающих предприятий.

Проблема с пассажирским авиастроением в России признана. Теперь нужно ее решать. Для этого мы создали экспертное сообщество из числа опытных конструкторов и инженеров, которые будут работать на новом предприятии.

Завод гражданского авиастроения станет современным предприятием. Где будут работать по новым российским технологиям. Здесь будут создавать воздушный транспорт, отвечающий самым высоким требования.

Мы должны строить завод с заделом на десятилетия, чтобы этот опыт можно было транслировать на другие отечественные предприятия.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты



Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer