Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»


4 декабря 2024 года РБК


В 2022 году отечественная гражданская авиация пережила суровое испытание на прочность, когда Запад обложил отрасль санкциями, лишив запчастей, обслуживания и страховок. Но российская авиация выстояла, глобального апокалипсиса не случилось. За уже обозначенный 2022 год отечественные авиакомпании перевезли почти 96 миллионов пассажиров, всего на 16 миллионов меньше, чем годом ранее. Помогло Правительство РФ, которое передало в качестве поддержки авиаперевозчикам и аэропортам 172 миллиарда рублей. О ситуации в отрасли рассказал Генеральный директор Ассоциации импортозамещающих предприятий Сергей Ярутин.

В России нужно развивать сферу гражданского авиастроения самостоятельно, пересаживаясь на собственные самолеты. Давайте вспомним, как в начале 1990-х годов Россия отказалась от собственных самолетов в пользу Boeing и Airbus. Авиационную отрасль банкротили, распуская конструкторские бюро и заводы, созданные в советские годы. Этот процесс до конца не удалось затормозить до сих пор, хотя ситуация требует обратного.

Многие тогда в правительстве выступали за сохранение собственного авиапрома, но их позицию не приняла в расчет. А жаль — сейчас не пришлось бы бороться с санкциями в этой отрасли, возвращая к жизни устаревшие проекты, которые создавались три десятилетия назад.

В 2000 годы в России пытались создать собственные самолеты. Получился Sukhoi Superjet 100, который получил немало разных отзывов от специалистов.

Этот самолет создавался по большей части из импортных комплектующих. Разработка этого лайнера из-за значительных финансовых вливаний лишила поддержки Ту-334.

В эти годы Россия продолжала закупать западные самолеты, а российский авиапром не получал стабильного финансирования. Частично спасало Министерство обороны, а также несколько государственных структур, представители которых могли летать только на отечественных самолетах. Но это единичные заказы.

С высоких трибун в те годы звучала установка и дальше развивать отечественную гражданскую авиацию, которая по факту уже много лет не развивалась.

Рассматривая тему развития отечественного автопрома, нужно обратить внимание на один принципиальный момент. В советские годы в процессе создания пассажирских самолетов на первый план выводились два аспекта: безопасность пассажиров и доступность перевозок для них. Вопрос об извлечении прибыли не стоял — перерасходы покрывали из бюджета.

То есть, у самолетов, произведенных в годы СССР, был высокий уровень безопасности, что подтверждено международной статистикой, но они были дороги в обслуживании.

В 90-е годы советские воздушные судна стали обузой для перевозчиков, для которых на первом месте стоял вопрос об извлечении прибыли.

Плачевное состояние российского автопрома у нас смогли оценить только в 2022 году из-за пресловутых санкций. По состоянию на первый квартал того года отечественные авиакомпании использовали в лизинге более 700 иностранных самолетов, после начала СВО более 70 из них арестовали и вернули владельцам.

После этого Россия вынужденно перерегистрировала западные самолеты, судна получили национальные сертификаты летной годности. После этого начались переговоры о снятии самолетов с зарубежной собственности. Треть удалось снять, переговоры продолжаются.

По состоянию на конец 2022 года в России остались 297 европейских Airbus, 257 американских Boeing, 34 Bombardier — 34, 21 бразильских Embraer, 21 французско-итальянских АТР — 21, 317 российских самолетов.

Из-за западных санкций ожидаемо встала проблема поставок запчастей к иностранным суднам, которые запретили к ввозу в Россию. Проблема оказалась не такой острой, какой ее поначалу обозначили. Причина — в России довольно молодой парк иностранной техники, у которой есть большой запас прочности. К тому же, в 2023 году заработал механизм «параллельного импорта» — поставок запчастей через третьи страны.

Еще позже ЕС ослабил седьмой пакет санкций, скорректировав ограничения на поставки части товаров и предоставление услуги в рамках международных обязательств по безопасности полетов. Тогда удалось снять ограничения на запчасти, сертификаты, расходные материалы и инструменты.

С одной стороны, ослабление санкций — это хорошо для безопасности полетов, а это — главное. Но это дает возможность не торопиться с развитием российского авиапрома.

Минпромторга РФ обещал до 2030 года поставку отечественным авиапромом более тысячи самолетов. Премьер-министр России в этой ситуации заявил, что проблем с финансированием авиационной промышленности не будет. Но нужны еще кадры и оборудование.

Если же говорить о винтомоторной малой и региональной авиации, то сегодня эти сегменты отрасли нужно воссоздавать с нуля, если не брать в расчет советские Ан-2.

Для решения проблемы, на мой взгляд, в комплексном подходе:

1. Подготовка кадров, которые получают опыт на российских предприятиях и ориентированы на работу в сфере отечественного авиастроения.

2. Воссоздание конструкторских бюро, которые будут во главу угла при разработке технологий ставить безопасность, и уже потом — прибыль.

3. Строительство новых заводов для производства пассажирских самолетов.

4. Создание предприятий для производства запчастей и оборудования для создания и ремонта авиационной техники.

Все это нужно делать одновременно. Разработкой одного из таких новых предприятий в отрасли самолетостроения занимается наша Ассоциация импортозамещающих предприятий.

Проблема с пассажирским авиастроением в России признана. Теперь нужно ее решать. Для этого мы создали экспертное сообщество из числа опытных конструкторов и инженеров, которые будут работать на новом предприятии.

Завод гражданского авиастроения станет современным предприятием. Где будут работать по новым российским технологиям. Здесь будут создавать воздушный транспорт, отвечающий самым высоким требования.

Мы должны строить завод с заделом на десятилетия, чтобы этот опыт можно было транслировать на другие отечественные предприятия.



комментарии (1):

Dawdler      08/12/2024 [18:02:32]#1
Заграница нам поможет. Боже - храни Америку.
Б. Н. Ельцин













Материалы рубрики

Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов



Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer