Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами


28 декабря 2024 года Владимир Гаврилов, Известия


Экипажи авиакомпаний и специалистов аэропортов обучат под новые угрозы транспортной безопасности. Минтранс с марта 2025 года внедрит новую программу в авиации, выяснили «Известия». Будут реформированы специальные силы по ее защите, а экипажи самолетов обучат противодействию террористическим угрозам и авиадебоширам. Кроме того, планируют создать единую информационную систему для взаимодействия различных служб. Для чего понадобилась эта программа — в материале «Известий».

Для авиаотрасли пропишут новые правила безопасности

Минтранс РФ подготовил программу обеспечения безопасности на воздушном транспорте. С соответствующим проектом приказа ведомства ознакомились «Известия». Программа должна приблизить российскую инфраструктуру к стандартам Международной организации гражданской авиации (ICAO) и отражать требования международных договоров РФ в области защиты гражданской авиации. В будущем, как предполагается, она должна способствовать улучшению рейтинга отечественной авиации, который с введением санкций снижен ICAO до красной зоны, считают эксперты. Одновременно Минтранс подготовил и программу обучения специалистов сил транспортной безопасности (СТБ).

Перестройка сил авиабезопасности стала возможной после вступления в силу изменений от 3 апреля 2023 года в закон «О транспортной безопасности», которые теперь подменяют некоторые главы Воздушного кодекса. Программа Минтранса позволит уточнить юридические приоритеты между ними.

На министерство возложены обязанности по обучению персонала, ведению реестра инфраструктуры и транспортных средств. Будет создана единая информационная система для взаимодействия различных служб, принадлежащих разным компаниям и ведомствам.

Источник на рынке авиаперевозок пояснил, что изменения наметились в рамках глобального процесса замены Служб авиабезопасности (САБ) на силы транспортной безопасности и актуализации существующих приказов и подзаконных актов. Фактически персонал, включенный в СТБ у субъектов отрасли, существует еще с 2011 года и регламентируется Воздушным кодексом, а его подготовка проходит уже 10 лет, отметил источник. Однако в 2025 году произойдет уход от двойного регулирования служб. После вступления в силу изменений в ФЗ-16 этот закон «О транспортной безопасности» фактически заменит собой главу 12 Воздушного кодекса «Авиационная безопасность».

Существуют понятия «безопасность полетов» и «авиационная безопасность» (она же транспортная). Первая относится к обеспечению и выполнению полетов, а вот вторая — это защита воздушного транспорта от противоправных актов и иных вмешательств в деятельность авиапредприятий, рассказал «Известиям» главный редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров. Система авиационной безопасности существует давно, а с 2011 года она стала частью транспортной безопасности согласно федеральному законодательству. Несмотря на то что российская система обеспечения авиационной безопасности признана одной из самых совершенных и строгих в мире, она всё равно находится в постоянном развитии в контексте тревожной международной обстановки, считает эксперт.

Одни подразделения контролируют периметр аэропортов, въезды и выезды, другие следят за стоянками воздушных судов, третьи обеспечивают самолеты бортзапасами, продуктами питания и кухонными принадлежностями, четвертые ведут досмотр пассажиров и багажа. Есть еще службы по сервисному обслуживанию и контролю за состоянием техники.

— Служба авиационной безопасности находится в подчинении руководства аэропорта. Однако там присутствуют и представители силовых структур — полиции, федеральной пограничной службы и др., — продолжает Роман Гусаров.

В РФ строгие нормативы для досмотра граждан в аэропортах, есть дополнительные пункты на входе в здания аэровокзалов, чего не всегда встретишь в Европе или иных странах, отмечает эксперт.

«Известия» направили запросы в Минтранс, Росавиацию, крупные авиакомпании и аэропорты.

Авиабезопасность улучшат по нормам ICAO

Особое внимание требуется уделять подготовке экипажей в чрезвычайных ситуациях, рассказал «Известиям» авиаэксперт Олег Пантелеев. Но в целом транспортная безопасность зависит от работы наземных служб, призванных предотвращать незаконное проникновение за периметры охраны.

— К примеру, есть международные новшества ICAO по досмотру багажа, по допуску обслуживающего персонала в «чистую зону», в подвозе продуктов питания, чтобы какой-нибудь подкупленный техник не пронес на борт бомбу, — рассказал «Известиям» основатель сервиса безопасности полетов RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков. — Всё это должно учитываться в формировании сил транспортной безопасности.

Даже такая банальность, как взаимодействие с авиадебоширами, требует правильного поведения и обучения, пояснил Роман Гусаров из Avia.ru. Формально это члены экипажа, но функции по транспортной безопасности распространяются и на них. Им разрешили использовать спецсредства, наручники и ремни. Хотя авиакомпании юридически ответственны перед пассажирами, в том числе и перед дебоширами. Договор перевозки предполагает, что людей доставят в пункт назначения без телесных повреждений, поэтому каждый акт применения силы — это риск судебных исков, подчеркнул эксперт.

Так как института авиационных маршалов у нас нет, то экипажи порой действуют в рамках своих полномочий. Газовыми баллончиками пользоваться нельзя, как и электрошокерами, которыми можно сжечь кардиостимулятор или электронику самолета. Коллектив стюардесс разбавляют крепкими юношами с большими кулаками, и без умения владеть собой они могут натворить дел.

— Для безопасности важны не только физические данные бортпроводников, но и их психоэмоциональные качества. Ведь во взаимодействии с авиадебоширами чаще нужна не сила, а умение успокаивать и урегулировать конфликт, — продолжил Олег Пантелеев.

В программе Минстроя отдельными строками прописаны требования к психофизиологическим качествам сотрудников сил транспортной безопасности.

В целом программа распространяется не на отдельные подразделения, а на всю экосистему безопасности в гражданской авиации, добавил Андрей Патраков. Обновление постигнет и авиационные учебные центры, которые аккредитует Росавиация.

Потребуется заново отстроить СТБ, чтобы привести их к международным стандартам ICAO, потому как пробелов слишком много. По его словам, около половины требований ICAO не выполняется в России. Если удастся модернизировать отрасль по принятым стандартам, то это будет одно из самых масштабных изменений транспортной безопасности со времен СССР, считает эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос



Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer