Новый самолет с двигателем ПД-8
Два импортозамещенных самолета SSJ-100 New подготовлены к испытаниям в 2025 году. Сейчас на авиалайнерах отрабатываются варианты пассажирского салона и тестируется оборудование.
— Ожидаем получения двигателей ПД-8 в начале 2025 года, после чего самолеты передадим на летно-испытательную станцию завода в Комсомольске-на-Амуре для подготовки к летным испытаниям, — рассказали «Известиям» в ОАК (входит в госкорпорацию «Ростех»). После установки и проверки силовых установок полностью импортозамещенные авиалайнеры с отечественным оборудованием на борту поднимутся в воздух.
До сих пор летали только самолеты с франко-российскими двигателями SaM146. Даже первый импортозамещенный вариант SSJ-100, используемый с июня 2024 года для полетных тестов авиационного оборудования, вооружен иностранными моторами. В российско-французских PowerJet SaM146 вся «горячая часть» (газогенератор, компрессор высокого давления, камеры сгорания и турбины) изготавливалась французской Snecma. После введения санкций возникли проблемы с их обслуживанием, поэтому взят курс на полное обновление самолетов. Импортозамещенные SSJ-100 New с моторами ПД-8 в течение года проведут порядка 200 тестовых полетов, отметили в ОАК.
Замена SaM146 на ПД-8 экономически нецелесообразна — для этого потребовался бы аналогичный цикл сертификационных испытаний, что дорого и долго, рассказали «Известиям» в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех»). Поэтому под ПД-8 и отечественное оборудование создан самолет SSJ-100 New.
Фактически это глубокая модернизация самолета, которая позволит разместить порядка 40 импортозамещенных систем и агрегатов. Новое оборудование отличается по габаритам, переработана конструкция планера, упрощены производственный процесс, обслуживание и ремонт самолета, рассказали в ОАК.
Для SSJ-100 New есть 46 основных поставщиков, а производственная кооперация включает 20 тыс. предприятий. Например, в Москве делаются комплекс авионики и вспомогательная силовая установка, в Санкт-Петербурге — топливное оборудование и элементы гидравлики, в Рыбинске — двигатели, рассказали в авиационной корпорации.
Принят во внимание опыт многолетней эксплуатации лайнера. Как ранее сообщали «Известиям» в Минпромторге, по результатам рекомендаций МАК, разработчику воздушного судна рекомендовано доработать конструкцию шасси. После испытаний конструктивные решения внедрят на SSJ-100 New. Также будет выпущен сервисный бюллетень на доработку летающего парка. Створки основной опоры шасси делают в Казани, сами шасси — в Самаре, а шины — в Барнауле.
Параллельно ОАК ведет работы по развертыванию серийного производства SSJ-100 New. Реконструируются цеха окончательной сборки производственного центра «Яковлева» в Комсомольске-на-Амуре, где организуют прямоточную линию. Уже введен в эксплуатацию новый ангар летно-испытательной станции на два самолета. На данный момент в различной степени готовности находится уже порядка 20 бортов. По данным Минпромторга, в 2025 году ОДК сдаст шесть моторов ПД-8, а в 2026 году — уже 44, которыми можно оснастить до 22 SSJ-100 New.
В дальнейшем предприятие планирует выйти на ритмичный темп выпуска порядка 30 самолетов в год, рассказали в ОАК.
Чем заменят иностранные лайнеры
С вводом в строй модернизированных SSJ-100 New старые лайнеры с моторами SaM146 продолжат эксплуатироваться. Как сообщили в ОДК, на мощностях корпорации организовано сервисное обслуживание двигателей для поддержания их летной годности. Разработана и производится номенклатура расходных материалов, которые ранее поставлялись из-за границы, в том числе топливный фильтр, свеча зажигания и другие детали, добавили в компании.
— Импортозамещение топливных фильтров крайне важно, так как в последние годы с ними были проблемы, — рассказал «Известиям» основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков.
Дело в том, что фильтры для SaM146 изготавливались за границей и после ввода санкций не поставлялись. Импорт затруднен из-за крайне ограниченного числа производителей. Поэтому старые фильтры просто чистили и вновь ставили на самолеты, что создавало риски их некорректной работы, отметил авиаэксперт.
По данным ОАК, за неполных три года количество компонентов SSJ-100, обслуживаемых в России, увеличилось в пять раз и сегодня составляет 311 наименований. По 214 компонентам освоены отечественные аналоги. Разработано девять альтернативных комплектующих, а к 2026 году их число вырастет до 59.
В ближайшее время будет большая потребность в авиалайнерах. Иностранных самолетов явно недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос на перевозки, рассказал «Известиям» авиаэксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Сейчас заполняемость кресел превысила 90%, а на некоторых рейсах подобралась к 96%. В 2026 году дефицит самолетов будет сильно давить на рынок. Поэтому чем скорее начнутся поставки новых воздушных судов, тем лучше, отмечает эксперт.
— О поддержании летной годности иностранных самолетов тоже нужно задумываться, — отметил Андрей Патраков. — Это поможет продлить летную годность парка Airbus и Boeing.
Пока проблемы с запчастями и комплектующими решаются, несмотря на тотальное давление со стороны недружественных стран. Однако существующие каналы поставок не вечны, отметил эксперт.
— Нужно готовить отечественную промышленность к производству комплектующих к иностранным лайнерам, пусть это и потребует колоссальных вложений, — считает Андрей Патраков. — К примеру, чтобы приспособить отечественный двигатель ПД-14, а также авионику к Airbus A320, нужно потратить до половины стоимости разработки нового самолета.
По его словам, в существующих реалиях такие траты могут стать оправданными, так как это будет быстрее, чем появятся отечественные самолеты, резюмировал эксперт.