Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец


23 декабря 2024 года Дмитрий Корнев, Известия


Стратегические ракетоносцы дальней авиации ВКС России Ту-160 и Ту-95 проходят модернизацию — в ходе этих работ уже восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера самолета и уникальных систем. Расширяется и производственная и испытательная база под новую машину. Об этом «Известиям» рассказал генеральный директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. О том, как идет обновление вооружения стратегической авиации и каковы перспективы создания нового комплекса ПАК ДА, — в материале «Известий».

База и возможности

Дальняя авиация, которая уже 110 лет стоит на страже рубежей нашей страны, является надежным щитом России и ее разящим копьем, говорит Сергей Чемезов.

— Сегодня основу дальней авиации составляют стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС и дальние бомбардировщики Ту-22М3. Предприятия «Ростеха» ведут работы по модернизации этих машин. Самолеты получают новые комплексы и системы, что значительно увеличивает их боевой потенциал, — рассказал «Известиям» руководитель «Ростеха».

Он отметил, что специалисты ОАК провели большую работу по возобновлению производства модернизированных ракетоносцев Ту-160М.

— Для этого была восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера самолета и уникальных систем. Наша промышленность не стоит на месте, и сегодня идут работы по самолету нового поколения, в том числе расширяется производственная и испытательная база под новую машину, — отметил глава госкорпорации.

Под расширением производственной и испытательной базы, по мнению экспертов, скорее всего, имеется в виду реконструкция производства на Казанском авиазаводе под Ту-160М с перспективой использования новых возможностей при изготовлении самолетов следующего поколения, а также создание стендовой базы для испытаний перспективных образцов авиатехники.

Семейство «Туполевых»

Действительно, начиная с 2010-х годов в России ведется несколько программ модернизации дальних бомбардировщиков, которые призваны продлить срок их службы и значительно повысить их боевые возможности. Фактически в результате модернизации ВКС России получают совершенно новые ударные авиационные комплексы, которые способны применять самые современные ракеты воздушного базирования.

Так, дальние стратегические Ту-160 и Ту-95МС модернизируются по оборудованию и системам вооружения. Обновленные Ту-160М и модернизированные Ту-95МСМ могут теперь применять новейшие неядерные крылатые ракеты Х-101 и самые современные Х-БД. Эти самолеты уже принимали участие в контртеррористической операции в Сирии, а сейчас работают на СВО.

Основным представителем дальней авиации уже много лет является турбовинтовой «стратег» Ту-95МС. Это самолеты — носители крылатых ракет выпуска 1980–1990-х годов, которые могут нести под крылом и в фюзеляже ракеты типа Х-55 и Х-555. Списывать заслуженные машины рано, и в 2010-е годы была начата программа модернизации Ту-95МС до уровня Ту-95МСМ. Самолет получает новую электронику и оборудование, а также кардинально обновленный комплекс вооружения с ракетами Х-101. Такая модернизация заметно продлевает срок службы парка Ту-95МС.

Модернизируется и сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 — до уровня Ту-22М3М. Первый самолет нового типа совершил полет 28 декабря 2018 года. Он получил новый комплекс оборудования и современную кабину, кормовая артиллерийская установка заменена на комплекс радиоэлектронной борьбы, кардинально обновлен комплекс вооружения. Ту-22М3М может применять новые сверхзвуковые крылатые Х-32, а также, вероятно, и другие, в том числе гиперзвуковые, ракеты.

Надо отметить, что боеприпасы типа Х-32 практически нечем перехватывать системам ПВО, которыми располагают сегодня, например, ВСУ. Ракета летит почти на гиперзвуковой скорости и может совершать сложные маневры. По программе модернизации на Казанском авиационном заводе планируется доработать 20 бомбардировщиков Ту-22М3.

В 2015 году начата программа возобновления выпуска стратегического бомбардировщика Ту-160. Считается, что поступление в дальнюю авиацию нескольких десятков вновь произведенных современных самолетов такого типа позволит провести замену всего парка Ту-95 на Ту-160М. 2 февраля 2020 года совершил первый полет прототип будущего серийного Ту-160М — это был именно новый собранный Казанским авиазаводом бомбардировщик.

В столице Татарстана проведена реконструкция производства для выполнения программы строительства новых самолетов Ту-160, возобновлено производство двигателей НК-32 для них, полностью обновлено радиоэлектронное оборудование самолета.

ВКС России за последние пару лет уже получили первые новые Ту-160, а в декабре 2024 года было объявлено, что в течение 2025-го дальняя авиация получит четыре самолета Ту-160М.

В декабре 2022 года в состав дальней авиации вошел полк, вооруженный гиперзвуковым авиационным ракетным комплексом «Кинжал» с самолетами-носителями МиГ-31И. Носитель выбран неслучайно — именно за счет высокой сверхзвуковой скорости «тридцать первого» ракета типа «Кинжал» получает дополнительный прирост дальности полета, что позволяет поражать цели, удаленные на 2000 км от носителя. С учетом радиуса действия МиГ-31 это позволяет наносить высокоточные удары по целям почти на всем европейском континенте.

Авиакомплексные работы

Программы модернизации текущего авиапарка дальней авиации и возобновление производства Ту-160 обеспечат сохранение высоких боевых возможностей российской стратегической авиации до 2030-х годов, когда начнется замена самолетов проектов ХХ века на новейшие ПАК ДА. Под его создание и расширяется производственная база авиационной промышленности.

ПАК ДА расшифровывается как «перспективный авиационный комплекс дальней авиации» — новый самолет, который создается КБ им. А.Н. Туполева для ВКС России. Проект покрыт завесой секретности, но некоторое понимание облика нового самолета в публичном поле всё же есть.

Авиационный комплекс будет иметь аэродинамическую схему «летающее крыло» и будет дозвуковым. Такой выбор обусловлен требованиями к самолету — в «летающем крыле» больше внутреннего пространства для полезной нагрузки и с размещением оружия во внутренних отсеках и на дозвуковой скорости достигаются наилучшие показатели дальности полета.

Применение ракетного вооружения предполагается без захода в зону ПВО потенциального противника. Вполне вероятно длительное нахождение таких самолетов в зонах ожидания — над пустынными районами Мирового океана или Крайнего Севера.

Новый самолет будет обладать пониженной радиолокационной заметностью. Основным вооружением станут перспективные дозвуковые крылатые и гиперзвуковые ракеты. Считается, что масса полезной нагрузки ПАК ДА может составить до 30 т — это значит, что бомбардировщик сможет нести в отсеках вооружения суммарно не менее 12 крылатых ракет. Общая же взлетная масса машины, по оценкам специалистов, может составить 145 т.

Конечно, новейший самолет будет оснащен самым совершенным комплексом радиотехнического оборудования и комплексом обороны, который позволит поставить помехи любым системам наведения. Прогнозировать готовность нового самолета сложно, но первый полет новая машина должна совершить в ближайшие несколько лет, а до 2030 года, вероятно, будет начато и серийное производство нового «стратега». В течение 2030-х годов ПАК ДА должен стать основным самолетом дальней авиации ВКС России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний



Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer