Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бипланы на будущее

Перед авиаотраслью встал вопрос сертификации Ан-2


29 ноября 2024 года Айгуль Абдуллина, Коммерсант


Планы по сертификации летающего с 1948 года «кукурузника» вызвали протесты эксплуатантов. Использующие Ан-2 в сельхозработах авиаторы требуют остановить процесс, опасаясь потери части доступного парка. По их мнению, сертификация потребовалась для легализации модификации Ан-2 с двигателями из США. Но, как подчеркивают Росавиация и разработчик, без сертификата по закону невозможна никакая модернизация Ан-2. Регулятор признает опасения эксплуатантов обоснованными, но обещает, что «незамедлительной остановки» парка после сертификации не произойдет.

Сертификация Ан-2 в транспортной и сельскохозяйственной категории лишит эксплуатантов, занятых в авиахимработах, значимой части доступного парка из около 300 самолетов, заявил “Ъ” глава альянса «Аэрохимфлот» Клим Галиуллин. В начале ноября альянс направил в Росавиацию письмо (есть у “Ъ”) с просьбой остановить процесс сертификации, который «Аэрохимфлот» считает незаконным, так как он происходит на основании анализа опыта эксплуатации без доказательной документации. Единственной целью господин Галиуллин называет попытку обхода сертификации на другой самолет — ТВС-2МС, модификацию Ан-2 на американском двигателе Honeywell и винте Hartzell.

В Росавиации заявили “Ъ”, что опасения эксплуатантов вокруг сертификации Ан-2 обоснованны и учитываются. Но, добавили там, эксплуатация самолета, модификация и поддержание летной годности «не могут бесконтрольно выполняться без соблюдения требований воздушного законодательства».

После завершения сертификации «будут определены эксплуатационные ограничения, продиктованные требованиями безопасности». Также Росавиацией совместно с разработчиком (СибНИА) и «Авиарегистром» будет проработан вопрос необходимости доработок эксплуатируемых Ан-2. В том числе будет определен переходный период при необходимости с изданием директивы летной годности, заявили в регуляторе.

О незамедлительном прекращении эксплуатации Ан-2 по причине отсутствия сертификата типа речь не идет, подчеркнули в Росавиации. «Каких-либо существенных прогнозируемых ограничений, влияющих на парк самолетов, выполняющих сельхозработы, не предвидится»,— сообщили там. Сертификация для пассажирской категории пока не ведется. «Вопрос находится в стадии проработки СибНИА»,— уточнили в регуляторе. В реестре коммерческих пассажирских перевозок Росавиации числится 35 Ан-2. Но, как сообщили “Ъ” в СибНИА, в пассажирских перевозках сегодня Ан-2 не используются и вопрос с их сертификацией будет решаться после замены откидных скамеек на пассажирские кресла.

Почему и кому потребовалась сертификация

Как выяснил “Ъ”, СибНИА имени Чаплыгина, назначенный Минпромторгом разработчиком самолета в 2013 году, подал заявку на сертификацию Ан-2 в конце 2023 года. Как уточнили в Росавиации, обсуждение началось еще в 2014–2015 годах.

Самолет введен в эксплуатацию постановлением Совета министров СССР от 1948 года. Согласно вступившему в силу в 2019 году ФАП-21 о сертификации авиатехники, к одобрительному документу на любой самолет наряду с сертификатом типа относится также аттестат о годности к эксплуатации «либо иной акт об утверждении типовой конструкции... выданный до 1 января 1967 года». В «Аэрохимфлоте» считают «иной акт» одобрительным документом. Но глава СибНИА Владимир Барсук подчеркивает, что этот документ не содержит ничего, кроме формального допуска к полетам: ни описания типовой конструкции, ни характеристик, ни эксплуатационных ограничений. У самолета, по его словам, нет ни карты данных, ни аттестата о годности. «Этого достаточно для эксплуатации, но не модернизации самолета, вплоть до замены лампочек в кабине»,— уточнил он.

При этом, как выяснил “Ъ”, порядок сертификации Ан-2 вызывал вопросы и у самого разработчика еще в августе 2024 года.

В письме (есть у “Ъ”) в Ространснадзор СибНИА пояснял, что после появления нового ФАП-21 в 2019 году разработчик считал сертификацию Ан-2 излишней, так как самолет эксплуатируется 76 лет и имеет налет по парку более 150 млн часов и 470 млн полетов. Но столкнувшись «с невозможностью улучшений», СибНИА в ноябре 2023 года подал заявку на сертификацию. До этого, пишет СибНИА, разработчик «предпринимал неоднократные попытки внесения изменений в конструкцию Ан-2» выпуском бюллетеней. «Но из-за отсутствия сертификата типа Росавиация не согласовывала изменения в документацию»,— говорится в обращении.

В конце 2023 года разработчик рассчитывал, что требования сертификационного базиса «будут закрываться опытом эксплуатации и имеющимися актами испытаний». Но «Авиарегистр» потребовал повторных статических, динамических и летных испытаний. В письме СибНИА требование названо избыточным, увеличивающим стоимость и сроки сертификации. Разработчик также сообщил, что полная доказательная база (акты испытаний, расчеты, обобщенный опыт эксплуатации) на самолет отсутствует: на август СибНИА получил из архива ГосНИИ ГА только два из 12 запрошенных документов. В Ространснадзоре и Минтрансе “Ъ” не ответили.

Владимир Барсук подтвердил “Ъ” отправку письма, но подчеркнул, что оно утратило актуальность, так как стороны достигли взаимопонимания. Глава «Авиарегистра» Виктор Приймак заявил “Ъ”, что процесс сертификации «продвигается в рабочем режиме», воздержавшись от деталей. В Росавиации уточнили, что сертификация может завершиться до конца года. Сроки зависят от подготовки разработчиком документации: «Часть документов предоставлена, часть ожидается».

ТВС-2МС как конкурент «Байкала»

Версию о связи сертификации Ан-2 с попыткой производителя ТВС-2МС получить сертификат без испытаний опровергают и разработчик Ан-2, и производитель ТВС-2МС. Самолет с американскими двигателями, будучи модификацией Ан-2, получит сертификат типа Ан-2 после одобрение главного изменения, подтвердил Владимир Барсук. Но, подчеркнул он, это не цель и не причина сертификации Ан-2.

Гендиректор «Русавиапрома» (производитель ТВС-2МС) Алексей Крюков говорит, что самолет имеет аттестат о соответствии от 2015 года и сертификата не требуется. По его словам, «Русавиапром» с 2011 года выпустил 25 ТВС-2МС, в процессе сборки еще шесть самолетов. В год компания планирует производить от четырех до 12 таких машин, завозя двигатели параллельным импортом. Средняя стоимость ТВС-2МС, по словам господина Крюкова, около 200 млн руб., что почти вдвое меньше предполагаемой цены «Байкала», который должен заменить Ан-2.

Собеседники “Ъ” говорят, что Минпромторг в целом утратил интерес к ТВС-2МС после того, как сделал ставку на «Байкал», а у Росавиации появились вопросы к безопасности после катастрофы ТВС-2МС в 2017 году. Тогда при падении самолета Нарьян-Марского авиаотряда погибли четыре человека. В 2022 году Минпромторг отказал «Русавиапрому» в выделении 9 млрд руб. на ремоторизацию, сославшись на отсутствие у ТВС-2МС сертификата типа. И тогда, и сейчас большинство собеседников “Ъ” в отрасли считают это попыткой «избавить "Байкал" от конкурента». В перспективы ТВС-2МС на рынке источники “Ъ” не верят, добавляя, что и СибНИА не заинтересован в выпуске ТВС-2МС. По данным “Ъ”, СибНИА сегодня рассчитывает на производство Ан-2 с отечественными двигателями ТВД-10 или ВК-800 после их появления.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer