← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты


27 ноября 2024 года Ник Лухминский, РБК


Индийский авиарынок самый «горячий» сегодня. Уже сейчас он борется по количеству рейсов, самолетов и пассажиров с лидерами — США и КНР. Новые сделки крупнейших авиакомпаний страны, по задумке их менеджмента, сыграют на восходящем тренде

Растущие доходы индийцев и интерес к путешествиям делает местный рынок авиаперевозок одним из самых быстрорастущих в мире. За него идет активная борьба: авиакомпания Air India,нынешний лидер, заказала в сентябре у Airbus сразу 85 новых самолетов.

Эпохальный заказ Air India, объем которого в штуках равен примерно 10% всего российского пассажирского авиапарка по состоянию на 2022 год, включает 75 авиалайнеров A320neo (улучшенная версия узкофюзеляжного пассажирского реактивного самолета семейства А320, аббревиатура neo указывает на новый вариант двигателя) и десять моделей А350 (дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет).

Информацию о масштабном заказе в издании Economic Times получили от анонимных источников; публично компания Airbus информировала акционеров о том, что всего различные покупатели забронировали в сентябре 235 самолетов.

Кого еще покупает перевозчик

Самолеты не единственная запланированная сделка Air India, перевозчика, который принадлежит Tata Group. Совместно с Singapore Airlines индийская корпорация долгое время инвестировала в развитие еще одного авиаперевозчика — Vistara. Сейчас Vistara и Air India находятся в процессе слияния.

Singapore Airlines владеют 49% акций Vistara и получат 25,1% акций объединенной компании при условии дополнительных инвестиций в размере 498 млн сингапурских долларов. Слияние завершили в ноябре 2024 года, и теперь новые владельцы ожидают безналичную прибыль в размере 1,1 млрд сингапурских долларов.

О сделке между Air India и Vistara было объявлено в ноябре 2022 года. Стратегическое партнерство также позволит «Сингапурским авиалиниям» освоить быстрорастущий индийский авиационный рынок, который в индустрии называют одной из главных точек роста для авиакомпаний на данный момент.

Зачем столько самолетов

Рынок внутренних и зарубежных авиаперевозок Индии растет, и Tata стремится занять как можно большую часть этого рынка. Для этого и нужен внушительный флот самолетов, который в феврале 2023 года Tata решила пополнить сразу у обоих главных на сегодняшний день производителей — 250 штук у Airbus и 220 у Boeing.

У Air India сейчас большие проблемы с авиапарком. Многие самолеты устарели и слишком изношены, пассажиры регулярно жалуются на сломанные кресла и неработающие мультимедиа-системы на борту. Как пишет Hindustan Times, каждую неделю в индийских СМИ появляются негативные новости об Air India: от сообщений недовольных сервисом пассажиров до новостей о поломках и задержках рейсов. В своем проблемном публичном образе компания винит нарушения цепочек поставок в авиа индустрии, которые начались во время пандемии COVID-19.

При этом на самом деле Air India обладает сравнительно молодым флотом: средний возраст ее самолетов составляет чуть менее десяти лет. Для сравнения: у Singapore Airlines средний возраст парка — чуть менее восьми лет, у Emirates — чуть более десяти лет, у Lufthansa — 14 лет.

Индийский рынок и конкуренция

По данным аналитической компании OAG, внутренний авиарынок Индии на сегодняшний день — третий по величине после США и Китая. В апреле 2024 года внутренними авиаперевозками Индии воспользовались около 15,6 млн пассажиров, тогда как в апреле 2014 года — 8 млн.

За прошедшее десятилетие внутренний рынок Индии рос на 6,9% в год — быстрее, чем в Китае, США, Индонезии и Бразилии. Основную часть местного рынка (на 78,4%) составляют перевозки лоукостерами. При этом рынок де-факто поделен между двумя компаниями: до 90% перевозок обеспечивают IndiGo и Air India. На долю последней приходится 28-процентная доля.

Обе лидера активно расширяют свой флот: если Air India за прошедший год заказала себе 470 самолетов, то IndiGo — 500. К слову, IndiGo уже сейчас является девятой по величине авиакомпанией в мире: ее авиапарк по сведениям FlightRadar насчитывает 354 самолета. Если она прибавит к этому флоту еще 500 единиц, то выйдет на четвертое место, потеснив Southwest Airlines из США. А если обе компании расширят свои парки настолько, настолько намеревались, и объединятся, они смогут бросить вызов крупнейшему на сегодняшний день авиаперевозчику, American Airlines, с его флотом, превышающим полторы тысячи самолетов.

Помимо количества рейсов и самолетов, в стране развивается и сопутствующая инфраструктура. С 2014 по 2023 год количество аэропортов в Индии удвоилось: было 74, стало 149. Внутренний пассажиропоток Индии в 2023-24 финансовом году превзошел уровень до COVID-19 и увеличился на 13% по сравнению с предыдущим годом.

Международный рынок

Международные авиаперевозки в Индии тоже переживают период роста. Согласно отчету, опубликованному в издании The Indian Express, совокупная доля рынка индийских перевозчиков в этом сегменте выросла до 45,6% по сравнению с 43,9% годом ранее. До пандемии лидерами на рынке международных индийских аваиперевозок были иностранные компании, местным принадлежало всего 34,7%. В CRISIL Ratings считают, что в 2027-2028 финансовом году доля местных на рынке полетов из Индии за рубеж и обратно перевалит за 50%.

Международный пассажиропоток в Индию и из Индии достиг 17,7 млн пассажиров в апреле-июне 2024 года, что на 13,3% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года и на 13,5% больше по сравнению с соответствующим периодом до пандемии в 2019 году. В ближайшие четыре года в секторе прогнозируют рост в 10-11% ежегодно.

Доля IndiGo на рынке международных перевозок сейчас увеличилась до 18,3%, тогда как год назад составляла 17,2%, а в 2019 году — 9,6%. Доля Vistara выросла с 3,1% год назад до 4,2%. Air India немного уступила позиции, сократившись с 12,5 до 12,3% в прошлом году. Доля авиакомпании SpiceJet снизилась с 2,7 до 2,4%. Главным международным конкурентом индийцев остается Emirates, но ее доля рынка упала с 8,6 до 7,9%.

Истории неудач

Бывали у индийских авиалиний и поражения. В ноябре 2024 года Верховный суд страны вынес решение о ликвидации Jet Airways — компании, которая некогда занимала доминирующее положение на рынке. Впервые она прекратила свою деятельность в апреле 2019 года из-за растущих долгов и конкуренции со стороны лоукостеров. Затем инвесторы предприняли несколько попыток возродить авиакомпанию под руководством нового управляющего консорциума, но в ноябре 2024 года суд вынес окончательное решение, и пересмотру оно не подлежит.

Это не первая индийская авиакомпания, которая потерпела фиаско. В 2012 году перестала существовать Kingfisher Airlines, сделавшая ставку на люксовые предложения. Достаточного количества клиентов в Индии и за ее пределами не набралось и Kingfisher Airlines пришлось завершить свою деятельность.

Та же проблема в 2010 году стала причиной краха Paramount Airways из Ченнаи. Компания делала ставку на предложения для бизнес-путешественников; модель оказалась неустойчивой и убыточной.

Проблемы ранее были в доминирующем сегодня низкобюджетном сегменте. В 2007 году вынуждена была согласиться на поглощение Air Deccan — первый индийский лоукостер: ему не удалось наладить эффективную работу. В 2021 году, из-за ковидных ограничений, она прекратила деятельность.

В 2023 году обанкротился перевозчик GoFirst (ранее GoAir) — его проблемой стали растущие долги и невозможность использовать половину своего флота из-за задержки поставок двигателей от Pratt and Whitney. Перевозчик просуществовал на индийском рынке 18 лет.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2024/11/27/33736/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.