Растущие доходы индийцев и интерес к путешествиям делает местный рынок авиаперевозок одним из самых быстрорастущих в мире. За него идет активная борьба: авиакомпания Air India,нынешний лидер, заказала в сентябре у Airbus сразу 85 новых самолетов.
Эпохальный заказ Air India, объем которого в штуках равен примерно 10% всего российского пассажирского авиапарка по состоянию на 2022 год, включает 75 авиалайнеров A320neo (улучшенная версия узкофюзеляжного пассажирского реактивного самолета семейства А320, аббревиатура neo указывает на новый вариант двигателя) и десять моделей А350 (дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет).
Информацию о масштабном заказе в издании Economic Times получили от анонимных источников; публично компания Airbus информировала акционеров о том, что всего различные покупатели забронировали в сентябре 235 самолетов.
Кого еще покупает перевозчик
Самолеты не единственная запланированная сделка Air India, перевозчика, который принадлежит Tata Group. Совместно с Singapore Airlines индийская корпорация долгое время инвестировала в развитие еще одного авиаперевозчика — Vistara. Сейчас Vistara и Air India находятся в процессе слияния.
Singapore Airlines владеют 49% акций Vistara и получат 25,1% акций объединенной компании при условии дополнительных инвестиций в размере 498 млн сингапурских долларов. Слияние завершили в ноябре 2024 года, и теперь новые владельцы ожидают безналичную прибыль в размере 1,1 млрд сингапурских долларов.
О сделке между Air India и Vistara было объявлено в ноябре 2022 года. Стратегическое партнерство также позволит «Сингапурским авиалиниям» освоить быстрорастущий индийский авиационный рынок, который в индустрии называют одной из главных точек роста для авиакомпаний на данный момент.
Зачем столько самолетов
Рынок внутренних и зарубежных авиаперевозок Индии растет, и Tata стремится занять как можно большую часть этого рынка. Для этого и нужен внушительный флот самолетов, который в феврале 2023 года Tata решила пополнить сразу у обоих главных на сегодняшний день производителей — 250 штук у Airbus и 220 у Boeing.
У Air India сейчас большие проблемы с авиапарком. Многие самолеты устарели и слишком изношены, пассажиры регулярно жалуются на сломанные кресла и неработающие мультимедиа-системы на борту. Как пишет Hindustan Times, каждую неделю в индийских СМИ появляются негативные новости об Air India: от сообщений недовольных сервисом пассажиров до новостей о поломках и задержках рейсов. В своем проблемном публичном образе компания винит нарушения цепочек поставок в авиа индустрии, которые начались во время пандемии COVID-19.
При этом на самом деле Air India обладает сравнительно молодым флотом: средний возраст ее самолетов составляет чуть менее десяти лет. Для сравнения: у Singapore Airlines средний возраст парка — чуть менее восьми лет, у Emirates — чуть более десяти лет, у Lufthansa — 14 лет.
Индийский рынок и конкуренция
По данным аналитической компании OAG, внутренний авиарынок Индии на сегодняшний день — третий по величине после США и Китая. В апреле 2024 года внутренними авиаперевозками Индии воспользовались около 15,6 млн пассажиров, тогда как в апреле 2014 года — 8 млн.
За прошедшее десятилетие внутренний рынок Индии рос на 6,9% в год — быстрее, чем в Китае, США, Индонезии и Бразилии. Основную часть местного рынка (на 78,4%) составляют перевозки лоукостерами. При этом рынок де-факто поделен между двумя компаниями: до 90% перевозок обеспечивают IndiGo и Air India. На долю последней приходится 28-процентная доля.
Обе лидера активно расширяют свой флот: если Air India за прошедший год заказала себе 470 самолетов, то IndiGo — 500. К слову, IndiGo уже сейчас является девятой по величине авиакомпанией в мире: ее авиапарк по сведениям FlightRadar насчитывает 354 самолета. Если она прибавит к этому флоту еще 500 единиц, то выйдет на четвертое место, потеснив Southwest Airlines из США. А если обе компании расширят свои парки настолько, настолько намеревались, и объединятся, они смогут бросить вызов крупнейшему на сегодняшний день авиаперевозчику, American Airlines, с его флотом, превышающим полторы тысячи самолетов.
Помимо количества рейсов и самолетов, в стране развивается и сопутствующая инфраструктура. С 2014 по 2023 год количество аэропортов в Индии удвоилось: было 74, стало 149. Внутренний пассажиропоток Индии в 2023-24 финансовом году превзошел уровень до COVID-19 и увеличился на 13% по сравнению с предыдущим годом.
Международный рынок
Международные авиаперевозки в Индии тоже переживают период роста. Согласно отчету, опубликованному в издании The Indian Express, совокупная доля рынка индийских перевозчиков в этом сегменте выросла до 45,6% по сравнению с 43,9% годом ранее. До пандемии лидерами на рынке международных индийских аваиперевозок были иностранные компании, местным принадлежало всего 34,7%. В CRISIL Ratings считают, что в 2027-2028 финансовом году доля местных на рынке полетов из Индии за рубеж и обратно перевалит за 50%.
Международный пассажиропоток в Индию и из Индии достиг 17,7 млн пассажиров в апреле-июне 2024 года, что на 13,3% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года и на 13,5% больше по сравнению с соответствующим периодом до пандемии в 2019 году. В ближайшие четыре года в секторе прогнозируют рост в 10-11% ежегодно.
Доля IndiGo на рынке международных перевозок сейчас увеличилась до 18,3%, тогда как год назад составляла 17,2%, а в 2019 году — 9,6%. Доля Vistara выросла с 3,1% год назад до 4,2%. Air India немного уступила позиции, сократившись с 12,5 до 12,3% в прошлом году. Доля авиакомпании SpiceJet снизилась с 2,7 до 2,4%. Главным международным конкурентом индийцев остается Emirates, но ее доля рынка упала с 8,6 до 7,9%.
Истории неудач
Бывали у индийских авиалиний и поражения. В ноябре 2024 года Верховный суд страны вынес решение о ликвидации Jet Airways — компании, которая некогда занимала доминирующее положение на рынке. Впервые она прекратила свою деятельность в апреле 2019 года из-за растущих долгов и конкуренции со стороны лоукостеров. Затем инвесторы предприняли несколько попыток возродить авиакомпанию под руководством нового управляющего консорциума, но в ноябре 2024 года суд вынес окончательное решение, и пересмотру оно не подлежит.
Это не первая индийская авиакомпания, которая потерпела фиаско. В 2012 году перестала существовать Kingfisher Airlines, сделавшая ставку на люксовые предложения. Достаточного количества клиентов в Индии и за ее пределами не набралось и Kingfisher Airlines пришлось завершить свою деятельность.
Та же проблема в 2010 году стала причиной краха Paramount Airways из Ченнаи. Компания делала ставку на предложения для бизнес-путешественников; модель оказалась неустойчивой и убыточной.
Проблемы ранее были в доминирующем сегодня низкобюджетном сегменте. В 2007 году вынуждена была согласиться на поглощение Air Deccan — первый индийский лоукостер: ему не удалось наладить эффективную работу. В 2021 году, из-за ковидных ограничений, она прекратила деятельность.
В 2023 году обанкротился перевозчик GoFirst (ранее GoAir) — его проблемой стали растущие долги и невозможность использовать половину своего флота из-за задержки поставок двигателей от Pratt and Whitney. Перевозчик просуществовал на индийском рынке 18 лет.