Российские авиакомпании, эксплуатирующие Airbus A320/А321neo, заявили о частичной приостановке полётов на время «низкого» туристического сезона. Это связано с экономией ресурсов двигателя. На «приколе» остались 34 иностранных «железных птицы».
Выхода нет
В первую очередь речь идёт об авиапарке компании S7, чьи Airbus A320/А321neo оснащены американскими двигателями Pratt & Whitney. Проблемы с ними «Сибирь» испытывала ещё год назад.
Сложность заключается в том, что у этих двигателей небольшой срок эксплуатации от одного до следующего капремонта, а эти манипуляции выполнить в России невозможно. Отремонтировать американские двигатели можно только на спецзаводах за границей. Ввезти замену в нашу страну тоже нельзя из-за санкций. По словам экспертов, возможным выходом из ситуации может стать частичный завоз отдельных запчастей, но здесь тоже пока неясен механизм.
Специалисты авиаотрасли отмечают, что из 34 отправленных в зимний «отпуск» самолётов, часть может не вернуться в строй.
В свою очередь главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров в интервью «Кубань Информ» объясняет, что аналогичная ситуация складывалась и годом ранее, когда часть пассажирских бортов консервировали до лета в качестве экономии ресурса. Тогда дефицита в авиаперевозках не возникло.
Сейчас никакого дефицита, никакой проблемы не возникнет, что будет в следующем году: либо авиакомпании вернут эти самолёты в строй и, соответственно, в высокий сезон они будут летать, либо появляется ещё один механизм, недавно предложенный правительством – аренда самолётов у зарубежных партнеров и на них летать.
Авиаэксперт Роман Гусаров.
«Мокрый» лизинг
Поправки в Воздушный кодекс РФ, которые допускают аренду пассажирского воздушного судна вместе с экипажем вступили в силу 1 сентября 2024 года. Разрешение действует на внутренних рейсах и направлено на покрытие возможного дефицита самолётов из-за проблем с американскими двигателями.
Сейчас Минтранс РФ прорабатывает возможность «мокрого» лизинга для выполнения зарубежных полётов. В законопроекте оговорено, что договорённости могут действовать только с авиакомпаниями «дружественных стран». Возможно, первые полёты в рамках данной меры начнутся уже в следующем году.
На каботаж!
Ещё предложение – каботаж, когда разрешено летать по России иностранным авиакомпаниям (имеется в виду выполнение внутрироссийских рейсов иностранными компаниями, сейчас внутри страны могут летать только российские перевозчики – прим. ред.). Таким образом, есть ряд механизмов, который поможет избежать дефицита провозных ёмкостей летом следующего года, а значит и избежать роста цен из-за дефицита и нехватки емкостей на воздушных судах.
Авиаэксперт Роман Гусаров.
Специалисты авиаотрасли отмечают, что российская сторона сейчас ведёт переговоры о каботажных перевозках с арабскими авиакомпаниями. Однако никаких чётких соглашений пока нет. Возможен разворот и в сторону «дружественных» стран СНГ, которые не находятся под европейскими или американскими санкциями. Однако конкретика в этом вопросе так же отсутствует.
Тем временем, НИИ гражданской авиации прогнозирует ежегодное снижение пассажиропотока, начиная с 2024 года. Эксперты надеются, что показатель восстановится к 2030 году.
Цены на авиабилеты
Пока авиаэксперты разбираются в хитростях замещения выбывших по разным причинам самолётов, россиян волнует только рост цен: вдруг перелёты подешевеют.
Стоимость билетов в любом случае будет расти: у нас высокая инфляция. аэропортовые сборы растут, керосин дорожает, Но, если все вышеперечисленные меры будут предприняты, то роста цен из-за нехватки самолетов не будет. И здесь надо обратить внимание, что громко написано «половина парка самолетов» простаивает, на самом деле речь идет о половине парка самолётов поколения neo, а это всего лишь 10% иностранных магистральных самолётов в России, а стоит вообще 5% примерно. То есть даже, если эти самолёты не будут возвращены в небо, к какому-то коллапсу это не приведет.
Авиаэксперт Роман Гусаров.
Получается, что в отпуск есть, на чём лететь, вот только, есть ли за что?..