Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов


22 ноября 2024 года Любовь Лежнева, Известия


Ведомства подготовили поправки в Воздушный кодекс о расширении механизма «мокрого» лизинга, то есть передаче самолетов в эксплуатацию вместе с экипажами, на международные авиаперевозки. Об этом сообщил заместитель министра транспорта Владимир Потешкин. Россия уже законодательно разрешила использовать этот механизм с 1 сентября 2024 года, но пока только на внутренних линиях. Может ли РФ столкнуться с проблемами при использовании этого механизма за границей и повлияет ли нововведение на стоимость билетов, разбирались «Известия».

Нюансы применения

Российские авиакомпании могут столкнуться с проблемами при использовании этого механизма при полетах в недружественные страны, сказал «Известиям» почетный работник транспорта РФ, доцент базовой кафедры управления государственным и муниципальным имуществом ИГСУ Президентской академии Александр Бородин.

— Хотя формально и воздушное судно, и экипаж будут не российскими, но мы видим, как сегодня игнорируется международное законодательство, если оно касается России, — заметил эксперт.

На стоимость билетов, по его словам, «мокрый» лизинг повлияет незначительно.

— Цена авиабилета формируется из нескольких основных компонентов: тариф авиакомпании, налоги и сборы, комиссии. За I квартал 2024 года цены на авиабилеты выросли на 25% по сравнению с I кварталом прошлого года без всякого «мокрого» лизинга. Также влияет рост стоимости на топливо, а это 30–40% от стоимости перелета, — отметил эксперт.

Из имеющегося в России авиапарка провозные мощности, по его данным, задействованы практически полностью. Заполняемость кресел превысила 90%. Это значит, что предложение не успевает за спросом.

— Реализацию «мокрого» лизинга в РФ оценить сейчас сложно, еще очень мало практики, но мировой опыт вполне хороший, — считает Александр Бородин.

Разрешить российским авиакомпаниям брать самолеты в «мокрый» лизинг (то есть арендовать их вместе с экипажем) у иностранных перевозчиков Минтрансу ранее предложил «Аэрофлот».

Мобильное пользование

«Мокрый» лизинг решает проблему увеличения количества полетов, а его основной особенностью является передача воздушного судна в аренду с экипажем, техобслуживанием и страхованием, пояснила профессор кафедры корпоративной экономики Поволжского института управления Президентской академии Екатерина Авдеева.

— До недавнего времени «мокрый» лизинг не рассматривался законодательством РФ. 8 августа 2024 года президентом РФ был подписан ряд поправок в Воздушный кодекс, касающихся этого вида лизинга, которые вступили в силу с 1 сентября 2024 года, — напомнила «Известиям» эксперт. — Это позволит более мобильно использовать парк самолетов, особенно в периоды сезонных колебаний спроса. Обеспечение летной готовности воздушного судна относится к компетенции арендодателей, но сертификаты эксплуатантов должны быть у обеих сторон.

По ее словам, одним из положительных моментов использования этого инструмента в авиаперевозках — обеспечение стабильности и сохранения парка воздушных судов, а также рабочих мест авиакомпаний.

— Лизингополучатели смогут своевременно восполнять дефицит парка судов, что обеспечит им увеличение пассажиропотока. Для лизингодателя достоинством использования данного инструмента является перенос на лизингополучателя основных расходов по обслуживанию транспортных средств, — отметила Екатерина Авдеева.

Ограниченность рынка

Расширение механизма «мокрого» лизинга на международные авиаперевозки позволит улучшить технические возможности авиации и снизить логистическую перегруженность временных коридоров. Подобное нововведение особенно актуально для Дальнего Востока, где существуют определенные сложности, отметил депутат Госдумы РФ Борис Гладких.

— Сейчас наблюдается износ действующих бортов. Также используются менее вместительные и более медленные агрегаты. Что с учетом стоимости страховки, оплаты работы персонала и топлива не только удорожает стоимость полета для пассажира, но и значительно увеличивает продолжительность рейса, — сказал «Известиям» политик.

Поправки в Воздушный кодекс — интересное решение, например, для «Аэрофлота» с точки зрения пополнения своего авиапарка. Однако возможности «мокрого» лизинга ограничены емкостью доступных бортов на рынке. Речь в первую очередь идет о широкофюзеляжных и среднефюзеляжных самолетах, которые выгодны авиакомпаниям, поскольку могут напрямую летать на Дальний Восток.

— В свете указа президента России «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока», введения поддержки жилищного кредитования и распределения гектаров земли на рейсы подобного авиасообщения уже существуют «плоские» тарифы с фиксированной ценой авиабилетов, которая не зависит от даты покупки и сезона, — заявил депутат. — Мы продолжаем развивать и поддерживать отечественный сектор авиасообщения с целью его общего развития и укрепления.

Однако, по его словам, стоит учитывать общую геополитическую обстановку в мире, которая напрямую отражается на стоимости расходников для авиаперевозчиков.

Первое применение

В начале ноября стало известно о первой в России возможной сделке с «мокрым» лизингом. По данным СМИ, бывший чартерный перевозчик iFly обсудил с «Аэрофлотом» передачу своего авиапарка в «мокрый» лизинг. Речь идет о трех дальнемагистральных Airbus A330, возраст которых составляет 13–16 лет. Они находятся в двойной регистрации, поскольку до сих пор принадлежат американской Air Lease Corporation.

В 2023 году их оценивали в 8–10 млрд рублей. Тогда iFly рассматривал возможность выкупа этих самолетов за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ). Авиаперевозчик смог согласовать условия сделки с иностранными страхователями и владельцами, однако добиться финансирования не получилось.

Передача трех Аirbus А330 в «мокрый» лизинг «Аэрофлоту» может приблизить их переоформление в российскую собственность. В результате новым собственником, вероятно, выступит подведомственная Росавиации «НЛК-Финанс».

Ранее в экспертном сообществе отмечали, что снизить риски дефицита авиапарка в РФ в условиях санкций и сдвига поставок отечественных самолетов могло бы создание или привлечение существующей госструктуры для закупок иностранной авиатехники. Вместе с тем наихудшим способом решить эту проблему главный эксперт ГосНИИ ГА Федор Борисов назвал обсуждаемое властями предоставление права иностранным авиакомпаниям совершать каботажные перевозки по РФ (сейчас внутри страны могут летать только российские компании).

«Известия» направили запрос в Минтранс, но на момент публикации ответ получен не был.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer