Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России


21 ноября 2024 года Кирилл Комаров, Профиль


Российские власти предложили арабским авиакомпаниям совершать каботажные перевозки внутри нашей страны. Фактически речь идет о том, чтобы допустить иностранные авиакомпании к выполнению пассажирских рейсов между городами РФ. О том, кого хотят пустить в российское небо и заинтересует ли иностранцев такое предложение, – в материале «Профиля».

Между портами одной страны

Предложение о каботажных перевозках в России, то есть о доставке грузов и/или пассажиров между портами одной страны, согласно материалам Росавиации, получили авиационные власти двух ближневосточных государств – Катара и Кувейта. Переговоры представителей РФ с авиационными властями этих стран прошли 22 октября в Куала-Лумпуре.

Одновременно российская сторона также предложила правительствам Катара и Кувейта купить у них гражданские самолеты из парков их национальных перевозчиков. Это, как считают в Москве, должно помочь российским авиакомпаниям увеличить провозные емкости, поскольку покупать иностранные самолеты наши перевозчики не могут из-за санкций с начала 2022 года.

«Обе делегации согласились изучить механизм каботажа», – сообщается на сайте Росавиации, и теперь кувейтская и катарская стороны будут ждать официального письма на эту тему от российских властей.

В настоящий момент в Катаре работает одна авиакомпания – Qatar Airways, которая из Дохи, столицы страны, летает в Москву и Санкт-Петербург.

В Кувейте две авиакомпании – национальный перевозчик Kuwait Airways и лоукостер Jazeera Airways. Из них в РФ (в Москву) совершает рейсы только Jazeera. Ее услугами пользуются многие российские туроператоры, доставляя через Кувейт российских туристов в закрытые для прямых рейсов страны Европы – в первую очередь в Черногорию, на Кипр, а также на греческий остров Крит.

«Задешево никто летать не будет»

Каботажные перевозки, которые предлагают арабским перевозчикам российские власти, возможны двух типов – последовательные и прямые. Первый вариант предполагает, что самолет иностранной авиакомпании прилетает в Россию, совершает тут внутренний рейс, а затем возвращается на родину. Второй – когда самолеты иностранной авиакомпании совершают рейсы внутри России без возвращения в свою страну. Впрочем, последний вариант опрошенные «Профилем» эксперты отвергли сразу, так как в этом случае зарубежному перевозчику необходимо будет базировать в РФ самолеты вместе с экипажами и здесь же их обслуживать, что в условиях санкций и ограничений на поставку запчастей сделать не так уж просто и не дешево.

«Логичней всего выглядит последовательный каботаж, при котором самолет авиакомпании прилетит к нам из своей страны, выполнит внутренний рейс как часть маршрута и улетит обратно на родину», – говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.

В качестве примера эксперт привел маршрут Доха – Москва – Казань – Доха, в котором на плече между Москвой и Казанью перевозчик Qatar Airways также может свободно продавать авиабилеты и возить пассажиров. Но в этом случае возникнет непростая ситуация с пассажирами, купившими билеты из Москвы в Катар: ведь сначала придется лететь в Казань, и добавление к пятичасовому рейсу до Дохи еще 2–3 часов на остановку в столице Татарстана вряд ли их обрадует.

При последовательном каботаже иностранному перевозчику нужно будет правильно выбрать пункт в России, из которого он сможет обеспечить сколь-либо значимую загрузку, говорят эксперты. Сомнительно, что российские власти пустят иностранцев на самые популярные маршруты страны, такие как Москва – Санкт-Петербург или Москва – Сочи. С другой стороны, конкуренция на этих маршрутах уже такая, что вряд ли позволит сильно поднять цены на билеты в надежде хорошо заработать. И в этом как раз кроется основная проблема: внутренние перевозки в России всегда были низкомаржинальными, а основную прибыль авиакомпании получают как раз на международных рейсах.

«Задешево у нас никто летать не будет. Никто не будет завозить сюда свой флот в условиях санкционных ограничений и риска самим подпасть под санкции. Если на это и согласятся, то только на очень лакомых условиях», – говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) по выездному туризму, глава туроператора Space Travel Артур Мурадян.

«Иностранной авиакомпании логичнее в принципе не расходовать свою кресельную емкость на внутренний рейс в России, а отправить этот борт из Дохи по какому-нибудь другому международному направлению, которое принесет больше прибыли», – добавляет Шатилин.

Дефицит самолетов

Авиакомпании Катара и Кувейта не первые, кого российские власти пригласили в наше небо. Еще в октябре глава Минтранса РФ Роман Старовойт заявлял, что аналогичное предложение также было сделано Казахстану.

Авиаэксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров уверен, что в конечном итоге российские власти предложат это всем дружественным России странам. А вот согласится ли кто-то летать в российском небе – большой вопрос. И дело даже не в экономических показателях таких рейсов, а в банальной нехватке свободных гражданских самолетов, которая из-за восстановления спроса после пандемии наблюдается по всему миру.

«Сейчас все мировые крупные авиаперевозчики испытывают существенный дефицит авиатехники. И Boeing, и Airbus планомерно срывают поставки новых самолетов, от чего страдают и дубайская Emirates, и та же Qatar Airways», – говорит Артур Мурадян.

И выправления этой ситуации в ближайшем будущем не ожидается. Технические и финансовые проблемы американской корпорации Boeing нарастают как снежный ком, а прошедшая осенью забастовка рабочих привела к тому, что поставки новых лайнеров снижаются катастрофическими темпами. Ожидается, что в 2025-м Boeing соберет на 90 самолетов меньше, чем прогнозировалось ранее. А на заявленные руководством темпы – 50 самолетов в месяц – корпорация сможет выйти только к 2029 году.

У европейского Airbus дела лучше, чем у американского конкурента, но и тут есть проблемы – например, с получением двигателей от CFM International и Pratt&Whitney, что ведет к задержкам поставок моделей A320neo и A220.

Еще в мае именно глава Qatar Airways Бадр Мохаммед Аль-Меер призывал руководителей компаний Boeing и Airbus, на которые приходится примерно 90% мирового рынка гражданских авиалайнеров, «сильнее давить» на поставщиков, чтобы сократить задержки.

Собственно, в Катаре, как следует из материалов Росавиации, уже намекнули российским коллегам, что вряд ли смогут принять предложение о каботаже из-за дефицита воздушных судов.

Аналогичный ответ фактически прозвучал и из Казахстана. Там власти заявили, что рост пассажиропотока в стране сейчас составляет примерно 15% в год, при этом в 2024-м в парки всех казахстанских авиакомпаний поступило всего восемь новых лайнеров. «Политика отраслевого государственного органа направлена на первоочередное покрытие возрастающей потребности отечественного внутреннего рынка авиаперевозок», – сообщило Министерство транспорта РК.

Арендуем вместе с экипажем

Эксперты уверены: предложение Росавиации фактически открыть российское небо иностранным авиакомпаниям говорит о том, что ситуация с гражданским флотом в стране непростая.

«Мы уже почти три года не можем покупать новую западную авиатехнику, а сроки создания своих самолетов постоянно сдвигаются вправо. При этом пассажиропоток в стране растет, и если ничего не предпринимать, то когда-нибудь мы упремся в потолок, когда число желающих летать будет намного больше числа мест в самолетах. А это приведет к существенному росту цен на билеты», – полагает Роман Гусаров.

Илья Шатилин считает, что гораздо более эффективной мерой увеличения парка самолетов в РФ стал бы «мокрый» лизинг, то есть аренда российской авиакомпанией самолета у зарубежного перевозчика вместе с экипажем. «Тогда наши перевозчики занимались бы коммерческим управлением и не создавали сами себе дополнительную конкуренцию на внутренних линиях», – пояснил эксперт.

К слову, такую возможность российское правительство может предоставить нашим авиакомпаниям уже в следующем году. Об этом 20 ноября на форуме-выставке «Транспорт России» заявил заместитель министра транспорта РФ Владимир Потешкин. «Рассчитываем – следующий год. Мы уже узаконили "мокрый" лизинг внутри [страны], и мы должны рынку дать возможность работать с этим [зарубежным] направлением тоже», – сказал он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer