Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний


24 октября 2024 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Россия может разрешить авиакаботаж. Мировой опыт говорит, что это нужно делать осторожно.

На прошлой неделе глава Минтранса РФ Роман Старовойт в ходе XI Международной специализированной выставки "Дорога 2024" в Екатеринбурге рассказал журналистам, что ведомство ведёт с рядом дружественных стран переговоры о возможности разрешить авиакомпаниям из этих государств обслуживать внутрироссийские направления — совершать каботажные перевозки. По словам министра, вопрос обсуждается в том числе и с входящим в ЕАЭС Казахстаном.

"Дело в том, что сейчас нехватка самолётов во всём мире. Вы знаете, какие существенные проблемы есть у Airbus с двигателями Pratt & Whitney, и сотни самолётов стоят на приколе в зарубежных авиакомпаниях, ждут замены этих двигателей в Airbus neo. Вы знаете, какие проблемы у Boeing с качеством новых судов, поэтому существует нехватка воздушных судов", — цитирует Старовойта Интерфакс.

Несмотря на то что мировое авиастроение и вправду испытывает трудности, кажется, что для России ситуация всё–таки отягощается и другими факторами. Например, тот же концерн Pratt & Whitney должен был поставлять двигатели PW1431G для одной из версий перспективного российского среднемагистрального лайнера МС–21 (параллельно также разрабатывалась модификация с отечественной силовой установкой ПД–14).

В частности, из–за необходимости полного перехода на ПД–14 на несколько лет вправо сдвинулись сроки по запуску серийного производства самолёта. Да и любой лайнер Boeing или Airbus, независимо от его качества, российские компании едва ли сегодня могут приобрести из–за ограничений на поставки в страну.

Главный эксперт ФГУП "ГосНИИ Гражданской авиации" Фёдор Борисов, комментируя слова Старовойта, назвал разрешение каботажа наихудшим способом решить проблему дефицита флота, так как этот механизм "вымывает" деньги из экономики государства. Несмотря на это, некоторые страны всё–таки практикуют режим открытого неба.

Каботаж в Чили и Европе

В большинстве государств каботаж действительно находится под строгим запретом (частично под исключение попадают некоммерческие рейсы). Однако есть и положительные примеры. Так, в коммерческой авиации Чили ещё с 1979 года действует принцип открытого неба. Любая компания из любой страны может свободно работать на внутреннем рынке Чили, подстраиваясь только под некоторые технические требования. В разные годы города республики соединяли рейсы компаний из США, Уругвая, Швеции и других стран.

В 2016 году Чили даже предлагало Международной организации гражданской авиации сделать более гибким регулирование каботажных перевозок, указывая на собственный положительный опыт. Организация, рассмотрев доводы авиавластей страны, согласилась, что, например, для пассажиров усиление конкуренции может быть плюсом, так как это приведёт к снижению цен на билеты. Однако кейс Чили — скорее исключение из правил. В общем случае иностранные компании рады собрать "горячие деньги" (например, взять на себя востребованные сезонные направления) и охотно уходят с рынка, когда сезон заканчивается.

Также в режиме свободного неба сосуществуют и государства — члены Европейского союза. Однако Евросоюз отличается от России структурой рынка, плотностью населения, размерами и другими нюансами, отмечает главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. По его мнению, брать на вооружение инструменты из мировой практики правильно, но делать это нужно осторожно. В части стран Восточной Европы либерализация авиационного рынка привела к утрате собственных авиакомпаний, напоминает эксперт.

"Их место заняли крупные европейские игроки. По сути они их поглотили или подавили своей экономической мощью. То есть для рынка в целом это, может быть, оказалось и плюсом, но для отдельных стран обернулось минусом. Наверное, это стало платой за членство в Евросоюзе. Мы это видим не только в авиации, но и в других отраслях экономики", — говорит аналитик.

Каботаж в Северной Америке

По мнению Романа Гусарова, иностранные компании можно было бы пустить на отечественный рынок избирательно. Не на высокодоходные рентабельные маршруты, как, например, Петербург — Москва, а на сложные субсидируемые сибирские направления — туда, где действительно есть дефицит перевозчиков.

Аналогичные идеи возникают даже в США — государстве, ежегодно возглавляющем мировой рейтинг по авиационному пассажиропотоку. В июне делегат палаты представителей конгресса США от Гуама (остров в Тихом океане, являющийся неинкорпорированной территорией Штатов) Джеймс Мойлан предложил законодательно разрешить иностранным авиакомпаниям выполнять рейсы из Гуама в другие точки США. Сейчас до острова летает только United Airlines, а стоимость билетов на рейс с Гуама до Гавайев доходит до $500.

В прошлом году дискуссии о разрешении каботажа велись и в Мексике в рамках крупной реформы национального авиационного законодательства. Экс–президент страны Лопез Обрадор полагал, что введение каботажа поможет усилить конкуренцию на внутреннем рынке и снизить цены на билеты, а также привлечь перевозчиков для работы в открывшийся в 2022 году аэропорт им. Фелипе Анхелеса в Мехико. Однако резко против инициативы высказались крупнейшие авиакомпании страны, отказаться от введения каботажа также призвала Ассоциация воздушного транспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В итоге пункт о свободном небе вычеркнули из проекта реформы.

Призывы к либерализации авиарынка также встречаются и в Канаде, которую часто сравнивают с Россией по климату, географии и плотности населения, правда, на экспертном уровне. "Нет никаких причин, по которым авиакомпаниям с высокими показателями безопасности из дружественных стран, таких как Германия, Франция и Нидерланды, должно быть запрещено работать на внутренних маршрутах в Канаде. Прежде чем вкладывать миллиарды в высокоскоростные железные дороги, Канада должна обеспечить максимальную конкурентоспособность внутренних авиаперевозок", — писал в статье для The Globe And Mail бывший глава Бюро по конкуренции канадского правительства Кэлвин Голдман.

Какие бывают виды каботажа в авиации

Также отметим, что существует два вида каботажа: последовательный (восьмая свобода воздушного пространства) и автономный (девятая, наивысшая свобода). И даже если Россия решит открыть своё небо для авиакомпаний из других стран, то работать это может по–разному.

Последовательный каботаж предполагает, что у рейса иностранной компании три точки следования: например, первая — в родной для неё стране, а две остальные — на территории, куда её пустили для выполнения каботажных рейсов.

Автономный же каботаж даёт перевозчику полную свободу по выполнению рейсов над территорией страны без необходимости дополнительных точек посадки.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт




РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer