Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками


14 октября 2024 года Анастасия Львова, РБК


Доставка грузов дронами пока обходится более чем в 150 раз дороже, чем регулярным пилотируемым рейсом. К таким выводам пришли в «Почте России», подведя предварительные итоги работы своего эксперимента

Перевозка 1 кг груза на маршруте из поселка Тазовский в село Антипаюта (находятся в Заполярье) с помощью беспилотника пока обходится в 152 раза дороже, чем на регулярном пилотируемом рейсе и в 43 раза дороже чартера, следует из доклада руководителя дирекции управления транспортом «Почты России» Георгия Баутина на конференции по беспилотникам в Московском авиационном институте (МАИ). РБК ознакомился с презентацией.

Где экспериментируют с беспилотниками

В 2022 году правительство утвердило постановление «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Ямало-Ненецком автономном округе». «Сейчас доставка грузов в такие районы осуществляется либо сезонно, либо с помощью обычного авиатранспорта, что экономически неоправданно при перевозке небольших грузов. Также беспилотники будут проводить аэрофотосъемку. Это поможет оперативно и точно обследовать важные инфраструктурные объекты, например трубопроводы и линии электропередачи», — объясняли тогда в правительстве цель эксперимента. «Почта России» выступала одним из инициаторов «цифровой песочницы», перевозки начались тогда же, в 2022-м. Срок эксперимента — три года.

Какие есть проблемы с перевозками

Между Тазовским и Антипаютой сейчас есть вертолетное сообщение, время в полете — около полутора часов. Стоимость доставки 1 кг груза на регулярном рейсе между пунктами составляет 90 руб., на чартере — 315 руб., с помощью беспилотной авиационной системы (БАС) — 13,6 тыс. руб., подсчитали в «Почте». При этом целями эксперимента по дронам было снижение стоимости перевозки до значений ниже, чем на пилотируемой авиации, уже к 2024 году, следует из презентации.

Также в «Почте» указали на недостаточную надежность доступных к эксплуатации беспилотников. К эксперименту допущено три модели вертолетного типа на основании акта оценки (без сертификации типа): это SH-350 грузоподъемностью до 50 кг (разработчик — «Аэромакс», входит в АФК «Система»), SH-450 грузоподъемностью до 100 кг («Аэромакс») и ВТ 440 грузоподъемностью до 100 кг (разработчик «Радар ММС»).

Кроме этого, требуется дооснащение инфраструктуры для организации постоянной эксплуатации БАС, хотя имеющаяся наземная инфраструктура по большинству маршрутов позволяет осуществлять взлет и посадку дронов уже сейчас. «Вместе с тем имеются риски невостребованности инфраструктуры при переходе к автоматическим сценариям доставки», — отмечается в презентации.

Авиакомпании с пилотируемыми воздушными судами из соображения конкуренции и обеспечения безопасности полетов пока не стремятся к сотрудничеству с БАС, также говорится в материалах.

Тем не менее использование БАС в логистике возможно даже в сложных климатических условиях, заключила «Почта». Потенциал есть на рынках доставки «последней мили» (курьером): на 10% отправлений применима замена на БАС при тарифе 270 руб. (90% — зоны запрета полетов и весогабаритные ограничения). Также возможно освоение БАС на региональных и местных авиамаршрутах, считают в компании. При этом на автомобильных маршрутах, где перевозится от 1,5 до 20 т грузов, а также на магистральных авиамаршрутах пока не удастся достичь приемлемого уровня цены для перехода к использованию авиабеспилотников, следует из презентации.

На момент публикации в «Почте России» и Росавиации не ответили на запрос РБК.

Что говорят участники отрасли

О том, что классические авиакомпании конфликтуют с отраслью БАС, ранее заявлял и замдиректора «Радар ММС» Евгений Сиваев на форуме «Российская неделя ГЧП» в 2023 году. Беспилотники компании обслуживают Восточно-Мессояхское месторождение «Газпромнефть-Снабжение» на Ямале. «От авиакомпаний посыл интересный — звучит прямо в лоб, что пилотируемая авиация и перевозки персонала гораздо важнее, чем все эти ваши инновации. Нужно переламывать это отношение. Пока с авиакомпаниями консенсуса нет. Но наш заказчик пытается нас подружить. Пока у нас есть конфликт, мы друг на друга жалуемся. Нам не дают режим на весь день — дают на 2 часа с утра и 2 часа вечером. Не успели, погода, природа, ветер — ваши проблемы. Не хватает «окошка» (временной интервал, на который в небе установлен местный режим, «закрывающий» полеты для всех, кто не является участником местного режима. — РБК), чтобы вернуться обратно, — ночуем на Мессояхе. Поэтому пока это не бизнес-история получается», — сетовал тогда Сиваев.

ЭПР «Почты» пока не принес значимых результатов, потому что при его утверждении были частично и временно сняты некоторые административные барьеры текущего запретительного регулирования отрасли БАС, но не было предложено ничего нового, что можно было бы использовать для эффективного регулирования коммерческого применения дронов, считает основатель сервиса обеспечения безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. Нацпроект по беспилотникам, который правительство реализует с этого года, тоже пока не придал стимула развитию отрасли, считает собеседник. «В нацпроекте мало смысла без снятия административных барьеров в регулировании. Эту проблему почти за десять лет так и не решили», — считает эксперт.

Вместе с тем тяжелые беспилотники внедряются медленнее более легких моделей, что логично и закономерно, ведь эксплуатация первых несет более серьезные риски, объясняет Патраков. На недавнем форуме «Цифровая транспортация» глава ГТЛК (базовый заказчик гражданских дронов для госструктур) Евгений Дитрих отмечал, что ни одной серийной модели тяжелых беспилотников в России пока не выявлено, в то время как легких выявлено 35 типов, средних — шесть типов.

По мнению Николая Ряшина, гендиректора компании «Русдронопорт» (разрабатывает станции базирования беспилотников) и эксперта рынка НТИ «Аэронет», проблема широкого применения дронов кроется в их высокой стоимости: «Те, кто пользуется услугами по логистике, не будут покупать дроны. Они хотят покупать услугу доставки, которая либо дешевле, либо быстрее, чем сейчас есть на рынке. Поэтому им все равно, будет это дрон, вертолет, космический корабль, неважно. Главное, чтобы это было экономически выгоднее. А по цене на сегодняшний день дроны не могут этого дать». По оценке эксперта, массовое и регулярное применение авиадронов возможно в России через пять лет. В частности, эксперименту «Почты России» помешало то, что «не получается летать там, где реально есть потребность в массовой доставке, — городские агломерации», добавляет Ряшин.

Александр Родин, ведущий эксперт центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) по направлению «Искусственный интеллект», считает, что «Почта России» совершила технологическую ошибку: компания сделала ставку на беспилотные вертолеты, тогда как экономически выгоднее применять конвертопланы, или самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL). «Это идеальная аэродинамическая схема для логистики, особенно на удаленных территориях. Аппарат взлетает и садится как коптер на неподготовленную площадку. А по маршруту летит как самолет. В итоге он гораздо экономичнее и безопаснее, чем вертолет». Но эксперт уверен, что заказы на доставку с помощью БАС начнут активнее появляться «года через три».

У обывателей существовали завышенные ожидания по теме готовности технологии БАС для логистики, отмечает директор центра развития системы технологических конкурсов Up Great фонда НТИ Юрий Молодых. «От однократной демонстрации летающего беспилотника до регулярно работающего логистического продукта очень большая техническая работа», — поясняет он. В частности, BT 440 «Радар ММС» стал более надежным за два года испытаний, хотя внешне он почти не изменился, утверждает Молодых.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer