Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лунная находка: что успела передать межпланетная станция до аварии


5 сентября 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Материалы, переданные «Луной-25», станут основой для создания системы высокоточной посадки для будущих экспедиций на спутник Земли. Это стало возможным, несмотря на то, что станция успела проработать только неполные девять дней вместо запланированного года. О важных наблюдениях, сделанных в ходе незаконченной российской миссии, рассказали «Известиям» ученые-разработчики исследовательских приборов, установленных на космическом аппарате. О том, когда может повториться научная миссия на Луну и готовы ли российские ученые к ее проведению — в материале «Известий».

Система высокоточной посадки

Миссия «Луны-25», несмотря на гибель станции, не была напрасной — так считают сотрудники Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН), которые отвечали за научное обеспечение экспедиции.

До аварии ученые успели провести ряд наблюдений, которые дали специалистам материал для подготовки следующих лунных экспедиций.

— Всего на станции было установлено восемь научных приборов. Во время полета их включали на межпланетном участке и на орбите спутника Земли. Благодаря этим мероприятиям оборудование было проверено на исправность и работоспособность, — рассказал научный руководитель ИКИ РАН и научный руководитель первого этапа российской лунной программы академик Лев Зеленый.

Важно было подтвердить, отметил ученый, что приборы выдержали вывод на орбиту Земли и перелет в условиях космического вакуума. При этом были достигнуты и практические результаты.

Наиболее очевидный из них — это работа бортовых камер. Весь мир облетели фотографии, сделанные станцией «Луна-25» в полете. Также были получены снимки поверхности спутника Земли. По ним специалисты произвели привязку космического аппарата к цифровой модели рельефа, разработанной в Московском государственном университете геодезии и картографии.

— Сначала мы привязали снимки к системе координат, после чего решили обратную задачу — определили местоположение станции на основании изображения. Так был сделан вклад в создание системы припланетной навигации, которая даст возможность ориентироваться в окололунном пространстве с точностью до метров. Такая система необходима для высокоточной посадки будущих миссий, — пояснил главный конструктор проекта служебной телевизионной системы СТЛ-С Иван Полянский.

Научная аппаратура выдержала

Другим достижением межпланетной станции стал захват микрометеорита на орбите Луны. Его зарегистрировал прибор ПмЛ, предназначенный для исследования лунной пыли вблизи поверхности спутника Земли.

— Это частица размером в несколько микрон. Ее источником мог быть поток Персеид, который аппарат пересек во время полета к Луне. Скорость столкновения станции с микрометеоритом составила 58 км в секунду, — рассказал младший научный сотрудник отдела физики планет ИКИ РАН Илья Кузнецов.

Лев Зеленый отметил и работу прибора АДРОН-ЛР, предназначенного для изучения состава лунного грунта. Предполагалось, что он будет исследовать слой поверхности на глубину до 1 м, измеряя нейтронное и гамма-излучение и определяя элементный состав грунта. Это оборудование ученые дважды включили во время полета на стокилометровой орбите Луны и получили спектры излучения химических элементов, которые содержатся в ее породах, а также данные о потоке нейтронов от поверхности спутника Земли.

Кроме того, впервые в неземных условиях был проверен прибор АРИЕС-Л. Во время экспедиции он должен был изучать потоки солнечной плазмы в экзосфере (плазменно-пылевой оболочке) Луны. В космосе ученые измерили темновой ток прибора, который возникает в проводнике при отсутствии внешнего напряжения. Это позволило создать программу для точной калибровки подобного оборудования.

Также в полете специалисты протестировали приборы ЛМК, ЛИС-ТВ-РПМ и ЛАЗМА-ЛР, хотя они были предназначены для работы только на поверхности.

Первый из них должен был раскопать канавку и взять пробы грунта. Второй имел возможность заглянуть в отдаленные уголки, не доступные бортовым камерам, и изучить крупные объекты — такие, как камни или метеориты. А третий был необходим, чтобы на месте определить химический состав отобранных проб. В процессе тестовых включений это оборудование показало надежную телеметрию и управляемость. Спектрометр ЛИС-ТВ-РПМ также снял «спектр космоса», данные о котором понадобились бы позже для калибровок прибора.

— Мы увидели, что вся научная аппаратура выдержала космический перелет и была готова к работе на лунной поверхности. Если будет принято решение о повторе миссии «Луны-25», то ИКИ РАН сможет достаточно быстро обеспечить поставки оборудования, необходимого для исследований, поскольку были изготовлены запасные образцы, — рассказал один из координаторов миссии, руководитель лаборатории нейтронной и гамма-спектроскопии отдела ядерной планетологии ИКИ РАН Максим Литвак.

По его мнению, вопрос о повторе экспедиции «Луны-25» актуальный, потому что, несмотря на неудачу, значительная часть пути уже пройдена, и специалисты понимают, как может повести себя космический аппарат в тех или иных условиях.

Извлечь уроки

В свою очередь, Лев Зеленый отметил, что создание нового космического аппарата можно ускорить, если снять с ученых излишнюю бюрократическую нагрузку. По его словам, в среднем при разработке проектов примерно половина времени уходит на работу с аппаратурой, с железом, остальное — на составление разных бумаг.

Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов, подводя итоги экспедиции «Луны-25», также предложил рассмотреть возможность запуска аналогичной миссии в ближайшие годы.

— Все приборы станции прошли летные испытания. Их включение показало, что они рабочие и общая идея научного наполнения миссии верна. Это облегчит подготовку следующих экспедиций, — пояснил «Известиям» специалист по межпланетной технике, историк и автор книги «Луна. История, люди, техника» Павел Шубин.

Он добавил, что также важно было отработать взаимодействие между специалистами ИКИ РАН, и НПО Лавочкина, головной организации по созданию «Луны-25».

— Сейчас нужно продолжать развивать отечественную лунную программу. Она предусматривает поступательное усложнение миссий. При этом необходимо использовать неудачный опыт, оттачивая технологиями и приборы, которые себя зарекомендовали, — полагает научный журналист, автор Telegram-канала «Контакт подъема» Михаил Котов.

Он пояснил, что садиться на Луну так же сложно, как и на другие планеты. Поэтому мягкая посадка на спутнике Земли в дальнейшем поможет в освоении и Венеры, и Марса и других космических тел.

— При запуске «Луны-25» наши ракетчики и ученые доказали, что, несмотря на разрыв в преемственности поколений конструкторов, они могут создавать работоспособные технологии для космических исследований, и что есть коллективы, готовые браться за решение этих сложных задач, — отметил петербургский писатель, журналист и исследователь истории науки Антон Первушин. Потеря аппарата поможет извлечь уроки и построить более надежную станцию, резюмировал эксперт.


СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Автоматическая межпланетная станция «Луна-25» — первая часть масштабной российской программы по освоению спутника Земли. Она стартовала с космодрома «Восточный» 11 августа и должна была прилуниться через 10 дней в районе южного полюса Луны. В задачи станции входила отработка мягкой посадки вблизи южного полюса Луны и изучение ее поверхности и экзосферы бортовыми приборами в течение одного года.

Среди наиболее важных исследований — поиск летучих соединений воды в лунном грунте (реголите), изучение его химического состава, а также взаимодействие с солнечным ветром. Однако 19 августа при переходе на предпосадочную лунную орбиту станция сошла с плановой траектории и разбилась о поверхность Луны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer