Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лунная находка: что успела передать межпланетная станция до аварии


5 сентября 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Материалы, переданные «Луной-25», станут основой для создания системы высокоточной посадки для будущих экспедиций на спутник Земли. Это стало возможным, несмотря на то, что станция успела проработать только неполные девять дней вместо запланированного года. О важных наблюдениях, сделанных в ходе незаконченной российской миссии, рассказали «Известиям» ученые-разработчики исследовательских приборов, установленных на космическом аппарате. О том, когда может повториться научная миссия на Луну и готовы ли российские ученые к ее проведению — в материале «Известий».

Система высокоточной посадки

Миссия «Луны-25», несмотря на гибель станции, не была напрасной — так считают сотрудники Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН), которые отвечали за научное обеспечение экспедиции.

До аварии ученые успели провести ряд наблюдений, которые дали специалистам материал для подготовки следующих лунных экспедиций.

— Всего на станции было установлено восемь научных приборов. Во время полета их включали на межпланетном участке и на орбите спутника Земли. Благодаря этим мероприятиям оборудование было проверено на исправность и работоспособность, — рассказал научный руководитель ИКИ РАН и научный руководитель первого этапа российской лунной программы академик Лев Зеленый.

Важно было подтвердить, отметил ученый, что приборы выдержали вывод на орбиту Земли и перелет в условиях космического вакуума. При этом были достигнуты и практические результаты.

Наиболее очевидный из них — это работа бортовых камер. Весь мир облетели фотографии, сделанные станцией «Луна-25» в полете. Также были получены снимки поверхности спутника Земли. По ним специалисты произвели привязку космического аппарата к цифровой модели рельефа, разработанной в Московском государственном университете геодезии и картографии.

— Сначала мы привязали снимки к системе координат, после чего решили обратную задачу — определили местоположение станции на основании изображения. Так был сделан вклад в создание системы припланетной навигации, которая даст возможность ориентироваться в окололунном пространстве с точностью до метров. Такая система необходима для высокоточной посадки будущих миссий, — пояснил главный конструктор проекта служебной телевизионной системы СТЛ-С Иван Полянский.

Научная аппаратура выдержала

Другим достижением межпланетной станции стал захват микрометеорита на орбите Луны. Его зарегистрировал прибор ПмЛ, предназначенный для исследования лунной пыли вблизи поверхности спутника Земли.

— Это частица размером в несколько микрон. Ее источником мог быть поток Персеид, который аппарат пересек во время полета к Луне. Скорость столкновения станции с микрометеоритом составила 58 км в секунду, — рассказал младший научный сотрудник отдела физики планет ИКИ РАН Илья Кузнецов.

Лев Зеленый отметил и работу прибора АДРОН-ЛР, предназначенного для изучения состава лунного грунта. Предполагалось, что он будет исследовать слой поверхности на глубину до 1 м, измеряя нейтронное и гамма-излучение и определяя элементный состав грунта. Это оборудование ученые дважды включили во время полета на стокилометровой орбите Луны и получили спектры излучения химических элементов, которые содержатся в ее породах, а также данные о потоке нейтронов от поверхности спутника Земли.

Кроме того, впервые в неземных условиях был проверен прибор АРИЕС-Л. Во время экспедиции он должен был изучать потоки солнечной плазмы в экзосфере (плазменно-пылевой оболочке) Луны. В космосе ученые измерили темновой ток прибора, который возникает в проводнике при отсутствии внешнего напряжения. Это позволило создать программу для точной калибровки подобного оборудования.

Также в полете специалисты протестировали приборы ЛМК, ЛИС-ТВ-РПМ и ЛАЗМА-ЛР, хотя они были предназначены для работы только на поверхности.

Первый из них должен был раскопать канавку и взять пробы грунта. Второй имел возможность заглянуть в отдаленные уголки, не доступные бортовым камерам, и изучить крупные объекты — такие, как камни или метеориты. А третий был необходим, чтобы на месте определить химический состав отобранных проб. В процессе тестовых включений это оборудование показало надежную телеметрию и управляемость. Спектрометр ЛИС-ТВ-РПМ также снял «спектр космоса», данные о котором понадобились бы позже для калибровок прибора.

— Мы увидели, что вся научная аппаратура выдержала космический перелет и была готова к работе на лунной поверхности. Если будет принято решение о повторе миссии «Луны-25», то ИКИ РАН сможет достаточно быстро обеспечить поставки оборудования, необходимого для исследований, поскольку были изготовлены запасные образцы, — рассказал один из координаторов миссии, руководитель лаборатории нейтронной и гамма-спектроскопии отдела ядерной планетологии ИКИ РАН Максим Литвак.

По его мнению, вопрос о повторе экспедиции «Луны-25» актуальный, потому что, несмотря на неудачу, значительная часть пути уже пройдена, и специалисты понимают, как может повести себя космический аппарат в тех или иных условиях.

Извлечь уроки

В свою очередь, Лев Зеленый отметил, что создание нового космического аппарата можно ускорить, если снять с ученых излишнюю бюрократическую нагрузку. По его словам, в среднем при разработке проектов примерно половина времени уходит на работу с аппаратурой, с железом, остальное — на составление разных бумаг.

Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов, подводя итоги экспедиции «Луны-25», также предложил рассмотреть возможность запуска аналогичной миссии в ближайшие годы.

— Все приборы станции прошли летные испытания. Их включение показало, что они рабочие и общая идея научного наполнения миссии верна. Это облегчит подготовку следующих экспедиций, — пояснил «Известиям» специалист по межпланетной технике, историк и автор книги «Луна. История, люди, техника» Павел Шубин.

Он добавил, что также важно было отработать взаимодействие между специалистами ИКИ РАН, и НПО Лавочкина, головной организации по созданию «Луны-25».

— Сейчас нужно продолжать развивать отечественную лунную программу. Она предусматривает поступательное усложнение миссий. При этом необходимо использовать неудачный опыт, оттачивая технологиями и приборы, которые себя зарекомендовали, — полагает научный журналист, автор Telegram-канала «Контакт подъема» Михаил Котов.

Он пояснил, что садиться на Луну так же сложно, как и на другие планеты. Поэтому мягкая посадка на спутнике Земли в дальнейшем поможет в освоении и Венеры, и Марса и других космических тел.

— При запуске «Луны-25» наши ракетчики и ученые доказали, что, несмотря на разрыв в преемственности поколений конструкторов, они могут создавать работоспособные технологии для космических исследований, и что есть коллективы, готовые браться за решение этих сложных задач, — отметил петербургский писатель, журналист и исследователь истории науки Антон Первушин. Потеря аппарата поможет извлечь уроки и построить более надежную станцию, резюмировал эксперт.


СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Автоматическая межпланетная станция «Луна-25» — первая часть масштабной российской программы по освоению спутника Земли. Она стартовала с космодрома «Восточный» 11 августа и должна была прилуниться через 10 дней в районе южного полюса Луны. В задачи станции входила отработка мягкой посадки вблизи южного полюса Луны и изучение ее поверхности и экзосферы бортовыми приборами в течение одного года.

Среди наиболее важных исследований — поиск летучих соединений воды в лунном грунте (реголите), изучение его химического состава, а также взаимодействие с солнечным ветром. Однако 19 августа при переходе на предпосадочную лунную орбиту станция сошла с плановой траектории и разбилась о поверхность Луны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer