Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как готовят уникальных авиационных специалистов


26 сентября 2023 года Вячеслав Немиров, Российская газета


Надеваю очки виртуальной реальности для управления дроном. С непривычки очень сильно укачивает. Возникает чувство, будто ты летаешь во сне или внезапно очутился в компьютерной игре. Сложно привыкнуть к резким движениям беспилотника, да и управлять им при помощи пульта, напоминающего джойстик от игровой приставки, приходится вслепую. А ведь бывают и дроны, оснащенные тепловизором! В таком случае эффективно летать - сколько ни привыкай - без компаса не получится.

Но стоит попрактиковаться, и вот дерганые и непослушные движения дрона становятся плавнее. Уже удерживаешь его на одном месте, но это только начало пути. В управлении беспилотными авиационными системами предела совершенству нет. Как нет предела и возможностям, которые открывают они в народном хозяйстве: доставка грузов в труднодоступные районы, картографирование, мониторинг, поиск...

- А можно еще поставить на дрон мультиспектральную камеру, - увлеченно рассказывает Анатолий Шмыков, студент 2-го курса Московского государственного технического университета гражданской авиации. - Такую технологию используют в сельском хозяйстве. Невооруженный глаз не способен увидеть мельчайшее изменение цвета растения, говорящее о болезни, а при помощи мультиспектральной съемки это обнаружишь мгновенно.

В прошлом году Анатолий, как и еще 34 человека, поступил на первую в России программу "Эксплуатация беспилотных авиационных систем", открытую именно в МГТУ ГА. Конкурс был серьезный - 30 человек на место. В этом году вуз увеличил количество мест до 50. Но и наплыв абитуриентов вырос пропорционально: было подано 1234 заявления. В университете явно ждали такого интереса, ведь программа разрабатывалась не "впопыхах". Это была давняя идея ректора вуза профессора Бориса Елисеева.

- "Запускающим импульсом" стал форум, организованный в 2010 году в штаб-квартире Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Речь шла о том, что технический прогресс заставляет вносить резкие изменения в характер авиационных профессий, вводить новые специальности. Говорили и о беспилотной авиации, - вспоминает Борис Елисеев. - А предметно стали заниматься этой темой с 2018 года, после детального изучения материалов 37-й сессии юридического комитета ИКАО, на которой обсуждались практика и правовые новеллы, касающиеся дистанционно пилотируемых воздушных судов. Мы начали создавать учебно-методическую базу, материально-техническую. Вкладывали в дело внебюджетные средства. Указаний "сверху" не ждали.

Да, МГТУ ГА первый в стране начал системную подготовку специалистов для беспилотников. Чем профиль "Эксплуатация беспилотных авиационных систем" отличается от специальности? Специальность характеризует общий характер будущей деятельности: в данном случае аэронавигация. А профиль - это конкретные навыки и компетенции. То, чем выпускник будет заниматься, получив диплом. Вуз готовит бакалавров, техников, операторов и инструкторов по эксплуатации БАС и по их техническому обслуживанию.

Университетский технопарк беспилотников оснащен по последнему слову техники. Начинается подготовка с тренажерного зала. Компьютеры, пульты управления... При помощи специальной программы можно до звона отрабатывать все маневры на беспилотнике. Причем в самых разных условиях. Можно "настроить" любую погоду, любую скорость ветра, особенности любого ландшафта.

Но, разумеется, никакая компьютерная программа не заменит живых полетов: студенты начинают заниматься с беспилотниками с первого же семестра обучения. Их первой настоящей машиной становится дрон типа "Пионер". Небольшой квадрокоптер размером чуть больше среднего ноутбука очень удобен для учебы. Несмотря на скромные размеры, эта беспилотная авиасистема способна решать все "взрослые" задачи, воспроизвести которые можно внутри специального "куба".

Что такое "куб"? Своеобразный манеж, огороженный сеткой. Благодаря этому дроны не покидают безопасное пространство и не ломаются. Внутри смоделирована работа спутниковой навигации, есть макеты железных дорог, населенных пунктов и т.д. То есть учебные тренировки почти идентичны реальным задачам. Например: пролететь из пункта А в пункт Б, минуя бесполетные зоны и, скажем, фиксируя ситуацию на железной дороге...

А уже на третьем курсе студентов ждет выезд на базу МГТУ ГА недалеко от Егорьевска. Там они смогут отрабатывать навыки полетов, в том числе ночных, на дронах вертолетного и самолетного типов до 30 килограммов. К примеру, одна из жемчужин парка беспилотников университета - квадрокоптер "Геоскан 401". Кстати, стоит такая "птичка" как дача в Подмосковье!

Смотреть на ребят, "рулящих" беспилотниками, одно удовольствие. Все движения четкие, манипулятор становится продолжением руки, и кажется, что вот так запросто может каждый. Но это только кажется. И это далеко не все, что должен уметь специалист с высшим образованием.

- Для того чтобы качественно научить человека управлять беспилотным аппаратом, достаточно меньше месяца. В нашем учебном центре есть программы дополнительного образования по пилотированию БАС, они занимают 96 часов, - рассказывает Сергей Снимщиков, проректор, отвечающий за ДПО. Но главная задача вуза - готовить специалистов, которые смогут и организовать работу операторов, и работать с программным обеспечением, и, если нужно, починить аппарат.

Ничему из этого невозможно научиться без практики, и ее у студентов действительно много. Почти каждый день им приходится применять не только знания физики, математики и программирования, но и творческую смекалку.

- Вот задача: допустим, у дрона постоянно ломаются ножки при приземлении. Что делать? - объясняет профессор Михаил Киселев, заведующий кафедрой аэродинамики, конструкций и прочности летательных аппаратов МГТУ ГА. - Сначала нужно построить компьютерную модель, затем провести расчеты и найти слабое место в конструкции аппарата. После этого уже можно напечатать на 3D-принтере улучшенную деталь и провести ее испытания. Вот это уже уровень высшего образования! Но и это тоже не все.

Студентам дают все необходимые знания для того, чтобы самостоятельно разрабатывать новые модели дронов.

- Мы стремимся внедрять междисциплинарный подход в обучение. Студенты узнают об эксплуатации беспилотных авиационных систем, учатся организации воздушного движения, - рассказывает профессор Олег Машошин, декан механического факультета. - Абсолютно необходимо дать ребятам сильную IT-базу, которая включает искусственный интеллект, нейросети, языки программирования, профессиональные пакеты обработки видеоданных. Никуда и без профессионального владения английским языком, ведь почти вся техническая документация "говорит по-английски".

Очень важно, что в университете реализуются программы по эксплуатации беспилотников на всех уровнях образования.

- В прошлом и нынешнем годах прошли наборы на программу среднего профессионального образования в Иркутском филиале, причем выбор был не случаен, - акцентирует ректор Борис Елисеев. - С 2021 года здесь ведется инициативная разработка методики применения беспилотных воздушных судов для учета численности приплода нерпы в акватории озера Байкал.

Кроме того, лицензирование прошли программы еще трех филиалов МГТУ ГА - Егорьевского, Кирсановского и Троицкого. Там первые наборы планируются в 2024-2025 учебном году. Вуз учит операторов дронов и для сторонних заказчиков. Это, например, строители, аграрии.

Конечно, можно сказать, что ребята выбирают профессию, связанную с беспилотниками, потому что отрасль активно развивается: специалистам по БАС точно не грозит безработица. Но ведь это не главное! Для очень многих студентов путь на эту уникальную программу университета гражданской авиации пролег через клубы и кружки авиамоделирования, которые сегодня держатся на неподдельном энтузиазме. Любовь к полетам нельзя привить искусственно, рассказав о высоких зарплатах и неограниченных перспективах. С этой любовью рождаются.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer