Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Мирный дрон: как аграрии пытаются использовать беспилотники при запрете на их полеты


22 сентября 2023 года Алена Белая, Forbes


На фоне ежедневных новостей об уничтожении боевых дронов власти закрыли для них небо — использование беспилотников в той или иной мере запрещено в шести десятках регионов. В то же время аграрии и даже президент призывают активнее использовать беспилотники в сельском хозяйстве. Что теряет российский АПК из-за введенных после начала «спецоперации» ограничений и как страх перед дронами сочетается с попытками использовать их в мирных целях — разбирался Forbes

Утром 21 сентября Министерство обороны России сообщило об уничтожении минувшей ночью 21 дрона — большая часть беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) были сбиты над Черным морем и Крымом, по одному — над Курской, Белгородской и Орловской областями. Новости о ликвидации беспилотников над территорией России за последние полгода исчисляются десятками, в массовом сознании БПЛА в первую очередь ассоциируются уже с оружием, а сервис «Госуслуги» призывает бдительных граждан сообщать о пролетах дронов в приложении «Радар». 

Первый крупный прилет дронов по Москве произошел 30 мая, когда, по сообщениям Минобороны, в атаке были задействованы восемь беспилотников. Но буквально за три дня до этого Владимир Путин рассуждал о БПЛА совсем в другом ключе. «Работа в области сельского хозяйства беспилотными аппаратами — это, может быть, одна из самых широких сфер применения на сегодняшний день, — говорил глава государства на встрече с производителями беспилотных систем. — И потребители есть, и проще даже регулировать — это не полеты в крупных городах, связанные с обеспечением безопасности и так далее». Тогда же Минсельхозу было поручено разработать меры поддержки производителей беспилотников.

Forbes разбирался, как сочетаются массовые запреты на использование дронов после начала «спецоперации»* с желанием модернизировать сельское хозяйство.

Масштаб запрета

Еще 19 октября 2022 года Владимир Путин подписал указ, который разделил российские регионы на три группы: субъекты, где вводятся военное положение и максимальный уровень реагирования (это присоединенные к России накануне Донецкая и Луганская народные республики, а также Запорожская и Херсонская области), регионы, которые подразумевают режим среднего уровня реагирования (Республика Крым, Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ростовская области и город Севастополь), и те, которые находятся на уровне базовой готовности.

Запреты на полеты дронов местные власти вводили по собственному разумению. К весне 2023 года количество регионов с ограничениями на полеты коммерческих дронов оценивалось в 31. Тогда же гендиректор компании — производителя дронов «Агримакс Аэро» Максим Чижов оценивал суммарные потери сельскохозяйственной отрасли и производителей беспилотников от запретов на их использование в 2,4 млрд рублей. «Ведомости» приводили и более внушительную оценку потерь от гендиректора компании «Индустриальные дроны» Павла Плахотного — 5,6 млрд рублей.

Некоторые регионы запретили полеты беспилотников еще до публикации указа президента, но к осени 2023 года их ввели 65 регионов. Где-то запуск дронов, как в Ульяновской области, возможен только после согласования с оперативным штабом региона, где-то, как в Свердловской области, полеты запрещены совсем. Часто в региональных постановлениях указывается, что запрет не касается полетов, организованных органами власти и подведомственными организациями, органами местного самоуправления и так далее. 

Региональные ограничения скорее характеризуют губернаторов, чем степень угрозы, считает Чижов. «Например, в Воронежской и Липецкой областях главами регионов из-под ограничений выведены дроны для выполнения сельхозопераций, и практика показала, что это не повлекло ни инцидентов, ни угроз для безопасности жителей», — рассуждает он в беседе с Forbes. В той же Воронежской области, по экспертным оценкам «Агримакс Аэро», в этом сезоне дронами обработано свыше 100 000 га.

«Есть и другие регионы, где губернаторы создали избыточными запретами проблемы легальному бизнесу, там сейчас огромные сложности с дизтопливом в уборочный период», — добавляет Чижов. Так, в Ростовской области запретили полеты дронов и для юридических, и для физических лиц 22 декабря 2022 года, чуть ранее начало действовать постановление о приостановке полетов беспилотных гражданских воздушных судов над территорией Краснодарского края. Если бы 25% десикации (предуборочное подсушивание растений химическими препаратами для ускорения созревания и легкой последующей машинной уборки. — Forbes) на полях выполнили дроны, уверен Чижов, это бы значительно снизило совокупное потребление солярки и позволило избежать ее дефицита.

Как аграрии используют дроны

Дроны удобны для мониторинга и картографирования в широком смысле, рассказывает руководитель направления беспилотных систем для сельского хозяйства ГК «Геоскан» Никита Прокофьев — начиная от скаутинга (в качестве «летающих глаз» агронома), заканчивая получением детализированных карт, пригодных для инвентаризации и кадастра земель сельхозназначения. Полученные данные можно использовать при создании карт предписаний для дифференцированного применения препаратов: удобрений, гербицидов, десикантов.

Можно привести несколько расчетов из практики, говорит руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский: себестоимость использования дронов при обследовании участков составляет 40-100 рублей с га, при этом они позволяют выявить потенциальный ущерб порядка 200-300 рублей с га — например, при пропуске посадки или двойном высеве. Если применять дифференцированное внесение, то можно получить экономический эффект в 2000-4000 рублей с га за счет оптимизации подкормки и увеличения урожайности. 

Производитель химикатов и семян «Щелково Агрохим» получает цифровую характеристику сортов, которая позволит добиться большей эффективности при разработке индивидуальной системы защиты и питания, а также определении зональности возделывания конкретного сорта», — указывает руководитель отдела цифровых агротехнологий компании Сергей Данилов. 

Агрохолдинг «Степь», входящий в АФК «Система», использует агродроны с 2017 года, сегодня в парке компании их несколько дивизионов, сообщили Forbes в компании. «Возможности агродронов позволили ранее холдингу внедрить «машинное зрение» для оценки посевов. Технология способна по аэрофотоснимкам подсчитать количество растений на поле с минимальной погрешностью», — говорит генеральный директор «Степи» Андрей Недужко.

Второе направление применения беспилотников — обработка полей: точечное внесение средств защиты растений дронами-опрыскивателями, подкормка и посев культур, рассказывает директор департамента промышленных решений компании Skymec Антон Ларсен. Опрыскиватели приобрели особенное значение при обработке высокорослых культур на поздних фазах развития, добавляет Данилов, — большинство опрыскивателей попросту не проходят по высоте, поэтому приходится прибегать к услугам авиации. 

БПЛА работают в роботизированном режиме, описывает достоинства дронов Чижов, для обработки нужно задействовать в два-три раза меньше персонала, беспилотники не заминают культуру на поле колесами, работают круглосуточно, тогда как пилотируемая авиация не может работать в темное время суток, а еще не переуплотняют почву и могут работать при высокой ее влажности, экономят солярку (это особенно актуально, так как расход ГСМ в расчете на га уменьшается в 8-10 раз). Особенно ценны дроны будут в местах, где наблюдаются перебои с поставкой воды, указывает Ларсен: их использование для опрыскивания позволяет десятикратно снизить ее расход.

Применение дронов меняет сам подход к работе — не нужно оставлять технологическую колею, можно сделать оперативную обработку силами всего одного человека, например фермера в хозяйстве. «То есть главе хозяйства не нужно искать кого-то трезвого посреди ночи в деревне, он сам может решить, например, проблему совки (вредитель из семейства чешуекрылых. —  Forbes), которая хрустит на поле его урожаем», — говорит Чижов. С июля по август 2022 года наблюдался всплеск интереса к приобретению дронов, добавляет Ларсен. Он был вызван как раз тем, что во многих аграрных регионах произошла вспышка активности лугового мотылька и совки, что могло привести к катастрофическим последствиям для будущего урожая, требовалась срочная химобработка зараженных территорий.

Стоимость коптера в комплекте с зарядным хабом и аккумуляторами начинается от 1,2 млн рублей, приводит цифры Ларсен, и это значительно меньше стоимости одного самоходного опрыскивателя, и на небольших и сложнодоступных территориях дрон будет даже эффективнее. Стоимость услуг БПЛА в среднем оценивается в 1000 рублей за 1 га, приводит данные Данилов, что сравнительно недешево, в то же время дроны достаточно доступны на рынке, если сравнивать их с теми же самоходными опрыскивателями.

Дополнительные ограничения

Примерно пять лет назад самыми активными регионами по внедрению БПЛА в сельском хозяйстве были Юг и Черноземье, сейчас их активно догоняют Татарстан и в целом Поволжье, отмечает Прокофьев из «Геоскана». В Сибири и на Дальнем Востоке внедрение тоже продвигается, особенно в плане инвентаризации земель. Сейчас некоторые холдинги уже сформировали собственные отделы, на слуху — агрохолдинг «Степь», но фактически все крупные агрохолдинги, например «Русагро», «Продимекс» или «Мираторг», работают с дронами не первый год, добавляет собеседник Forbes.

В то же время применение беспилотников в АПК довольно низкое, говорит Бабанский из SBS Consulting, — от общего объема работ, выполняемых БПЛА в России, на сельское хозяйство приходится менее 5%. Виной тому дороговизна, отсутствие заметных историй успеха, а также наработанные компетенции в отрасли. «Пока число специалистов, работающих с БПЛА, низкое», — поясняет Бабанский.  

Есть и другие законодательные ограничения, мешающие развитию рынка БПЛА, рассказывает Ларсен из Skymec. Так, коптеры массой до 30 кг не регистрируются, а просто ставятся на учет в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация). Ситуация с коптерами массой более 30 кг (столько весят, например, дроны для опрыскивания земель) принципиально другая. В течение 10 рабочих дней после покупки их нужно зарегистрировать в Федеральном агентстве воздушного транспорта и получить соответствующее свидетельство. После этого данные о БПЛА вносятся в государственный реестр гражданских воздушных судов России.

Помимо свидетельства на каждый такой дрон необходимо получить сертификат летной годности, а оператор коптера должен иметь свидетельство внешнего пилота, выданное авиационным учебным центром, аккредитованным Росавиацией, добавляет Ларсен. Компания, которая выполняет химобработку полей, обязана получать сертификат эксплуатанта на каждый аппарат. Если сельхозземли расположены близко к аэропортам и вертолетным площадкам, требуется разрешение ОРВД (Госкорпорации по организации воздушного движения в России) на использование воздушного пространства, а также  всех тех лиц и организаций, в чьих интересах установлены ограничения полетов. Несоблюдение правил наказывается штрафом в размере 20 000 рублей для физлиц и 50 000 рублей для юрлиц. «И чем меньше хозяйство, тем труднее согласовать использование беспилотников», — отмечает Ларсен.

Из-за ограничений на использование дронов и сложной процедуры их регистрации наблюдается рост предложения со стороны нелегальных операторов БПЛА, отмечают собеседники Forbes. Пока текущий сельхозсезон не завершился, но, по предварительным оценкам, в связи с региональными запретами переток выручки из легального бизнеса в теневой, связанный с применением дронов, составил более 500 млн рублей, делится Чижов из «Агримакс Аэро». Легальные эксплуатанты дронов, по его данным, прекратили работу на территориях, вводивших запрет, но появилось предложение от нелегальных участников рынка, которые продолжили оказывать услуги без уплаты налогов, по более высоким ценам, при наличии нужных контактов в контролирующих органах. 

Перспективная сфера

В скором времени произойдет упрощение процедур регистраций полетов и все можно будет сделать парой кликов мышки в системе «Небосвод» (цифровая платформа для дронов. — Forbes), оптимистичен Данилов из «Щелково Агрохим» — такие изменения в федеральных правилах использования воздушных пространств вступят в силу с 1 марта 2024 года. Есть и другие нововведения, упрощающие использование дронов. Например, БПЛА можно будет запускать на высоте менее 30 м от земли или воды на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км — от посадочных площадок без кратковременных ограничений в воздушном пространстве. А использование системы «Небосвод» позволит оперативнее получать разрешение на полеты дронов на высоте менее 150 м, добавляет Сергей Данилов.

Нововведение в правилах использования воздушных пространств — пока что это единственная хорошая новость, которую смог найти Forbes, побеседовав с участниками рынка. Но оптимистичных планов можно найти немало. Например, 13 сентября вице-премьер России Виктория Абрамченко сообщила, что беспилотники будут системно использовать в рамках нового нацпроекта в сельском хозяйстве. Также их задачей, начиная с 2024 года, станет мониторинг лесных пожаров, объектов обращения с отходами и состояния недр — соответствующие изменения предстоит внести в законодательство. «Планируется внести изменения в законодательство для закрепления «безусловного, автоматического применения данных с БАС в качестве доказательной базы при обнаружении различных нарушений», — пояснила Абрамченко.

В сентябре правительство также определилось с параметрами эксперимента по внедрению сельскохозяйственной беспилотной авиации. Эксперимент затронет 12 российских регионов (Татарстан, Алтайский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Саратовская, Тамбовская и Ульяновская области), на территории которых будут введены особые условия по регулированию дронов.

Компании, производящие и использующие БПЛА, в беседе с Forbes сообщают, что ждут улучшений в отрасли и надеются на анонсированные изменения в законодательстве. «Однако пока никакие стратегии не дают пользы, так как отрасль заморожена, столкнувшись, в том числе, с запретом полетов, а также отсутствием технологий», — скептичен источник Forbes из агроотрасли.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково



Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer