Смена руководства
Премьер-министр России Михаил Мишустин 15 сентября подписал распоряжение об освобождении Александра Нерадько от должности руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Эту должность занял один из его бывших заместителей Дмитрий Ядров, курирующий в ведомстве вопросы аэронавигации и авиационного спасания, сообщила пресс-служба правительства.
Александр Нерадько проработал в должности руководителя Росавиации 15 лет, — с 2009 года. До этого, с 1993-го, он занимал различные должности в федеральных органах гражданской авиации. В 2000-м стал первым заместителем министра транспорта РФ, в 2004-м — руководителем Ространснадзора, в 2005-м — руководителем упраздненной ныне Федеральной аэронавигационной службы РФ.
Будучи руководителем агентства Александр Нерадько успел поработать с четырьмя министрами транспорта — нынешним помощником президента РФ Игорем Левитиным, нынешним президентом «АвтоВАЗа» Максимом Соколовым, руководителем Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгением Дитрихом и действующим главой Минтранса Виталием Савельевым.
Дмитрию Ядрову 35 лет, он окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации по специальности инженер по аэронавигационному обслуживанию и использованию воздушного пространства. Начал карьеру в Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД, подведомственна Росавиации) в 2010 году в должности диспетчера. В 2018-м занял пост директора ГК по стратегическому развитию, эксплуатации и технической политике. В Росавиацию Дмитрий Ядров пришел в 2019-м.
«Известия» обратились за дополнительным комментарием в пресс-службу федерального агентства.
Смена приоритетов
Опрошенные источники «Известий» в авиаотрасли связывают отставку Александра Нерадько как с критикой со стороны самих участников отрасли, так и с масштабными планами по интеграции воздушных беспилотников в единое воздушное пространство РФ. Президент Владимир Путин поручил кабмину утвердить национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) до сентября.
— Относительно недавно (в апреле. — «Известия») состоялось масштабное совещание с участием президента России в технопарке «Руднево», где был жестко поставлен вопрос о способности Росавиации интегрировать беспилотники в единое воздушное пространство. И, в целом, тема «обеспилочивания» авиации сейчас чуть ли не тема номер один, — сказал исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
По словам эксперта, эта проблематика в наибольшей степени связана как раз с управлением воздушным движением, организацией движения, аэронавигацией, которую Ядров и курировал в ведомстве в последнее время, поэтому его назначение логично, говорит эксперт.
Но это не отменяет и других задач — управление работой подведомственных организаций (включая учебные заведения), организация госуслуг и их цифровизация (все что связано с выдачей различных документов), добавляет Олег Пантелеев.
В Минтрансе отмечают, что среди приоритетов работы Росавиации под руководством Дмитрия Ядрова будут и другие важные задачи — поддержание летной годности парка воздушных судов, сертификация новой отечественной авиатехники.
Дмитрий Ядров успел уже многое сделать и для модернизации региональных российских аэропортов, отметил гендиректор аэропортового холдинга «Аэропорты регионов» и президент Международной Ассоциации Аэропортов (МАА) Евгений Чудновский.
— Мы работали с ним в рамках реализации наших недавних проектов модернизации инфраструктуры аэропортов, в частности, при строительстве и на запуске терминалов в Тобольске, Новом Уренгое. Знаю его как требовательного профессионала и открытого к диалогу человека, —отметил он.
Смена руководства авиарегулятора могла быть продиктована и новыми требованиями времени, полагает собеседник «Известий» в авиаотрасли.
— Множество авиаторов отмечали не самый блестящий кадровый состав в ведомстве Александра Нерадько. Далеко не всегда должности там получали люди, имеющие отношение к отрасли. Коллеги замечали и коррупционные проблемы ведомства. И, в целом, некоторую неповоротливость и закостенелость структуры, — говорит собеседник.
По словам ведущего эксперта Центра экономики транспорта ВШЭ Андрея Крамаренко, с момента введения масштабных санкций в отношении российской авиаотрасли в 2022 году ведомство Александра Нерадько так и не смогло решить многих проблем — например, так и не создана система надзора за поддержанием летной годности воздушных судов (ПЛГ), которая была бы признана во всем мире.
— Вопрос остается актуальным для страны. Росавиация же пока его отдала на откуп самим авиаперевозчикам, — говорит эксперт.
Среди других нерешенных задач Росавиации Андрей Крамаренко перечислил отсутствие в стране рынка авиации общего назначения (АОН) и негосударственной системы первичной подготовки пилотов. По словам специалиста, в мировой практике принято, что пилоты проходят обучение за свой счет, самостоятельно подбирая подходящее учреждение и программу подготовки.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, напротив, считает, что если бы Росавиация не выполняла своих задач, то руководитель ведомства не продержался бы в должности на протяжении 15 лет. Эксперт характеризует Нерадько как человека с колоссальным опытом.