Самолет Airbus-A320 авиакомпании "Уральские авиалинии", летевший 12 сентября из Сочи в Омск, не смог сесть в пункте назначения и запросил посадку в новосибирском аэропорту. Позже авиалайнер сел в пшеничном поле в Убинском районе Новосибирской области. По последним данным, на борту находились 167 человек, в том числе 6 членов экипажа и 23 ребенка. Медицинская помощь потребовалась пяти взрослым пассажирам: у одного случился приступ бронхиальной астмы, у двоих поднялось давление, еще у двоих медики предварительно диагностировали ушибы.
Первым делом пассажиров аварийного авиалайнера доставили в пункт временного размещения в Доме культуры села Убинское. В настоящее время, как сообщила авиакомпания, людей доставляют в Омск и в Новосибирск.
"Пассажиры сейчас садятся в автобусы и разъезжаются в пункты назначения: Омск, Новосибирск. В ДК села Убинское им предоставили питание, воду, зарядные устройства для мобильных телефонов. Багаж выдан пассажирам", — говорится в сообщении авиакомпании.
Ту же информацию подтвердили и в правительстве Новосибирской области.
"Только что большая часть (пассажиров — ИФ) отправилась из села Убинское в город Омск. Шесть человек воспользовались нашим предложением доехать до Новосибирска на автобусе, они тоже уже уехали", — сообщается в официальном телеграм-канале облправительства.
По факту авиаинцидента с Airbus-A320 Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте (МСУТ) СКР возбудило уголовное дело по ч.1 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
"В настоящий момент на месте происшествия работает следственно-оперативная группа, проводится комплекс следственных и процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего", — говорится в сообщении ведомства.
Уточняется, что посадку в поле самолет совершил по "технической причине". Необходимые следствию экспертизы назначат уже 13 сентября.
Также проверку по факту случившегося проводит Западно-Сибирская транспортная прокуратура.
"Организована проверка исполнения законодательства о безопасности полетов. На место происшествия выехал Западно-Сибирский транспортный прокурор", — говорится в сообщении надзорного ведомства.
Между тем, как сообщает пресс-служба правительства Омской области, причиной экстренной посадки Airbus-A320 под Новосибирском мог стать отказ гидравлики.
"По данным окружной транспортной прокуратуры, у авиалайнера возникли проблемы с гидравликой, появились опасения, что откажут тормоза, поэтому было принято решение посадку делать в Новосибирске, где длиннее полоса", — рассказали в пресс-службе правительства региона.
По расчетам специалистов, топлива долететь до Новосибирска самолету хватало, однако, по всей видимости, система окончательно вышла из строя, и пилотам пришлось сажать самолет прямо в поле, не долетев до аэродрома.
"С авиалайнера в воздухе поступил сигнал тревоги, затем он пропал с радаров", — говорится в сообщении пресс-службы.
О том, что причиной экстренной посадки самолета в поле мог послужить отказ гидросистемы, сообщали и в экстренных службах.
"По уточненным данным, во время полета на борту критически упал уровень гидравлической жидкости. Передняя стойка шасси стала неуправляемой", — рассказали "Интерфаксу" в экстренных службах.
Экипаж сообщил диспетчерам о неисправности и запросил посадку на запасном аэродроме. Однако приземлиться там он не успел.
"Возникла угроза нехватки топлива", — уточнили в экстренных службах.
В итоге пилоты визуально выбрали место для аварийной посадки и посадили самолет на грунт в 180 км от Новосибирска.
В свою очередь генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии" Сергей Скуратов заявил, что считает обоснованным решение пилота уйти на запасной аэродром при отказе гидравлики.
"Командир корабля посчитал необходимым уйти на запасной аэропорт в Новосибирск, причина — в Омске полоса 2,5 км, в Новосибирске — 3 км. (...) Для большей надежности командир принял обоснованное решение", — сказал он журналистам в Екатеринбурге.
Скуратов уточнил, что из-за сильного ветра и выпущенных стоек шасси расход топлива самолета увеличился, поэтому пилот принял решение посадить самолет в поле. Площадку для посадки пилоты выбрали с воздуха. Судно приземлилось в течение нескольких минут.
"Самолет приземлился. Внешне поломок самолета нет, он стоит на шасси", — уточнил Скуратов.
По его словам, авиакомпания намерена восстановить аварийный самолет, так как серьезных повреждений у него нет.
"Самолет мы восстановим. Он приземлился, внешне поломок нет, стоит на шасси. (...) Самолет не горел, не поломан", — сказал он.
Решение о том, как транспортировать лайнер, еще не принято.
При этом, как отметил глава авиакомпании, экипаж Airbus-A320, совершившего экстренную посадку в Новосибирской области, будет отстранен от полетов до завершения расследования.
"(Командир и члены экипажа — ИФ) будут беседовать со следственным комитетом, с прокуратурой, со мной", — сказал Скуратов.
Он также сообщил, что в связи с инцидентом планируется скорректировать летную программу.
"Конечно, (летную — ИФ) программу придется несколько урезать. Но утешает одно, что мы входим в зимнюю навигацию и интенсивность полетов будет значительно меньше, чем была летом", — отметил Скуратов.
По его словам, летом, в августе компания выполняла почти 250 рейсов в сутки.
"Это очень много на 52 самолета. Сейчас меньшее количество рейсов, на юг меньше стали летать и так далее. Поэтому я думаю, мы справимся с этой ситуацией", — заключил гендиректор авиакомпании.
Что же касается пассажиров, то все они, по словам Сергея Скуратова, получат компенсацию в размере 100 тыс. рублей на человека.
"Договорились со страховой компанией "Альфа-страхование", каждому будет выплачено 100 тыс. рублей. Тут как "компенсация за испуг", — сказал он.
Как следует из данных сайта russianplanes.net, самолет Airbus A320 "Уральских авиалиний" с бортовым номером RA-73805 рейса "Сочи — Омск", совершивший аварийную посадку в Новосибирской области, имел сертификат летной годности до 31 декабря 2024 года.
Согласно данным сайта, самолет изготовлен в Тулузе, первый полет совершил в феврале 2004 года. "Уральскими Авиалиниями" данный борт эксплуатируется (лизинг) с 8 мая 2013 года. Какая авиакомпания ранее пользовалась самолетом, сайт не указывает.