Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


5 минут страха в небе над Иркутском: 140 пассажиров и экипаж едва не врезались в землю из-за стаи птиц


3 августа 2023 года Евгений Берсенев, Свободная Пресса


Пернатых на аэродромах разгоняют и спецсредства, и орлы, но 100-процентной безопасности это не гарантирует

Самолет авиакомпании «Сибирь» в иркутском аэропорту во время взлета столкнулся с птичьей стаей, по данному случаю Байкало-Ангарская транспортная прокуратура проводит проверку, сообщается в официальном телеграмм-канале данной структуры.

Инцидент произошел 2 августа во время разбега воздушного судна, выполнявшего рейс № 6329 по маршруту Иркутск-Якутск. Экипаж принял решение прервать полет и вернуться на стоянку. На борту находилось 140 пассажиров, в том числе 16 детей и подростков, никто из них не пострадал. После возвращения специалисты приступили к исследованию технического состояния самолета.

Согласно распространенному сообщению, после этого началась проверка на предмет соблюдения законодательства о безопасности полетов. Также прокурорские работники осуществляли контроль за оказанием услуг пассажирам, вели проверку орнитологического обеспечения безопасности полетов. «При наличии оснований будут приняты меры реагирования», — сообщает телеграмм-канал Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры.

Время рейса, конечно же, пришлось сдвинуть, но ненадолго. В авиакомпании сообщили, что самолет вылетел в 14:03 по местному времени, написала «Комсомольская правда».

Согласно сайту S7, полеты из Иркутска в Якутск, как правило, осуществляются на лайнерах Airbus A320.

Столкновения воздушных судов с птицами остаются серьезной мировой проблемой в авиационной отрасли. По данным международных экспертов, каждый год из-за пернатых мировая коммерческая авиация несет убытки в размере до 1,2 млрд долларов. Впрочем, серьезные инциденты здесь, к счастью, случаются редко. Но все-таки несколько ЧП такого плана происходили.

Самая большая трагедия произошла с L-188 в октябре 1960 года в американском Бостоне, когда погибло 62 человека. В нашей стране птичья стая стала причиной катастрофы самолета АН-12 авиакомпании «АТРАН», накренившегося и ударившегося о землю вскоре после взлета в аэропорту Домодедово 29 июля 2007 года, тогда погибло семь человек.

Исследованиями проблемы столкновений птиц с воздушными судами в России занимается Отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО), которая входит в состав Государственного центра безопасности полетов Росавиации.

Главный редактор портала Avia.ru Network, эксперт комитета по транспорту Государственной Думы РФ Роман Гусаров назвал решение экипажа Airbus A320 прервать полет абсолютно верным.

— Было непонятно, каковы могут быть последствия столкновения с птичьей стаей — вполне мог быть вероятен вариант получения повреждений самолетом. Поэтому в таких ситуациях требуется внимательный осмотр машины специалистами, чтобы те уже сделали вывод, может она лететь, или требуются какие-то ремонтные работы.

«СП»: То есть, проблема столкновений с птицами считается в авиации довольно серьезной?

— Разумеется. Она стоит с первых дней существования воздушных полетов человека на различных аппаратах. Ведь для пернатых небо — среда обитания, нам не с кем делить больше его, поэтому мы должны внимательно подходить к этому вопросу. Это необходимо не только для людей, но и для самих птиц.

«СП»: Сегодня птичий фактор учитывается при определении правил безопасности полетов?

— Скажу больше — он учитывается уже на этапе разработки самолета. Скажем, в процессе испытаний запускается полноценный рабочий двигатель на стенде. В него запускают специальные пушки — некие предметы, которые по своим массогабаритным характеристикам и по структуре, плотности сопоставим с крупной птицей. И моделируется скорость, с которой соприкосновение может произойти. Ведь на скорости 500, 700 или 900 километров в час, скажем, движущийся на встречу какой-нибудь орел может оказаться равноценным настоящему снаряду. И для летательного аппарата это может обернуться тяжелыми последствиями.

В общем, уже на этапе испытаний самолетов или вертолетов это обстоятельство берется во внимание. Как и в системах безопасности на аэродромах, где находятся различные отпугиватели птиц.

Кроме того, в районе аэропортов запрещается устраивать пищевые или продуктовые свалки, которые привлекали бы пернатых. Словом, принимаются различные меры для минимизации ЧП. Но, как видим, они все равно происходят. Ведь птицы, как говорится, по нашим правилам не летают. Поэтому, даже если мы сами будем все нормы такого плана соблюдать, все равно птицы, хотя и редко, но появляться будут, как показывает практика.

«СП»: Можно немного рассказать о мерах по отпугиванию птиц от зон аэропортов?

— Существует специальная служба, которая занимается орнитологической безопасностью — разработкой комплекса мероприятий для отпугивания птиц от аэродромов. Это могут быть, например, специальные звуковые устройства, которые на птичьем языке транслируют сигналы об опасности. В некоторых аэропортах используют даже хищных птиц, специально натренированных. Они своим видом распугивают других птиц от мест взлета и посадки.

Я лично несколько раз наблюдал их. Сидит на осветительной мачте огромный орел, который регулярно взлетает, делает довольно большой круг, это занимает примерно полминуты и садится обратно. Этого достаточно, чтобы птицы в округе видели его присутствие и не приближались близко. Это одна из мер.

То есть, орнитологическая служба ведет работу не только по предотвращению таких инцидентов, но по предупреждению птиц. Ведь стаи перелетных птиц любят останавливаться на больших пространствах, которыми являются аэродромы. И могут сесть на ночной отдых, как это было, кстати, в аэропорту «Жуковский» в 2019 году.

Тогда самолет вскоре после взлета был вынужден сесть на кукурузное поле после столкновения со стаей чаек. Там птичья стая как раз отдыхала на летном поле, а когда воздушное судно стало взлетать, то спугнуло их. Чайки принялись подниматься в воздух, в результате на небольшой высоте произошло столкновение с воздушным судном. Получается, имела место недоработка орнитологической службы, которая должна быть принять меры по распугиванию этой стаи, для предотвращения опасного инцидента.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer