Самолет авиакомпании «Сибирь» в иркутском аэропорту во время взлета столкнулся с птичьей стаей, по данному случаю Байкало-Ангарская транспортная прокуратура проводит проверку, сообщается в официальном телеграмм-канале данной структуры.
Инцидент произошел 2 августа во время разбега воздушного судна, выполнявшего рейс № 6329 по маршруту Иркутск-Якутск. Экипаж принял решение прервать полет и вернуться на стоянку. На борту находилось 140 пассажиров, в том числе 16 детей и подростков, никто из них не пострадал. После возвращения специалисты приступили к исследованию технического состояния самолета.
Согласно распространенному сообщению, после этого началась проверка на предмет соблюдения законодательства о безопасности полетов. Также прокурорские работники осуществляли контроль за оказанием услуг пассажирам, вели проверку орнитологического обеспечения безопасности полетов. «При наличии оснований будут приняты меры реагирования», — сообщает телеграмм-канал Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры.
Время рейса, конечно же, пришлось сдвинуть, но ненадолго. В авиакомпании сообщили, что самолет вылетел в 14:03 по местному времени, написала «Комсомольская правда».
Согласно сайту S7, полеты из Иркутска в Якутск, как правило, осуществляются на лайнерах Airbus A320.
Столкновения воздушных судов с птицами остаются серьезной мировой проблемой в авиационной отрасли. По данным международных экспертов, каждый год из-за пернатых мировая коммерческая авиация несет убытки в размере до 1,2 млрд долларов. Впрочем, серьезные инциденты здесь, к счастью, случаются редко. Но все-таки несколько ЧП такого плана происходили.
Самая большая трагедия произошла с L-188 в октябре 1960 года в американском Бостоне, когда погибло 62 человека. В нашей стране птичья стая стала причиной катастрофы самолета АН-12 авиакомпании «АТРАН», накренившегося и ударившегося о землю вскоре после взлета в аэропорту Домодедово 29 июля 2007 года, тогда погибло семь человек.
Исследованиями проблемы столкновений птиц с воздушными судами в России занимается Отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО), которая входит в состав Государственного центра безопасности полетов Росавиации.
Главный редактор портала Avia.ru Network, эксперт комитета по транспорту Государственной Думы РФ Роман Гусаров назвал решение экипажа Airbus A320 прервать полет абсолютно верным.
— Было непонятно, каковы могут быть последствия столкновения с птичьей стаей — вполне мог быть вероятен вариант получения повреждений самолетом. Поэтому в таких ситуациях требуется внимательный осмотр машины специалистами, чтобы те уже сделали вывод, может она лететь, или требуются какие-то ремонтные работы.
«СП»: То есть, проблема столкновений с птицами считается в авиации довольно серьезной?
— Разумеется. Она стоит с первых дней существования воздушных полетов человека на различных аппаратах. Ведь для пернатых небо — среда обитания, нам не с кем делить больше его, поэтому мы должны внимательно подходить к этому вопросу. Это необходимо не только для людей, но и для самих птиц.
«СП»: Сегодня птичий фактор учитывается при определении правил безопасности полетов?
— Скажу больше — он учитывается уже на этапе разработки самолета. Скажем, в процессе испытаний запускается полноценный рабочий двигатель на стенде. В него запускают специальные пушки — некие предметы, которые по своим массогабаритным характеристикам и по структуре, плотности сопоставим с крупной птицей. И моделируется скорость, с которой соприкосновение может произойти. Ведь на скорости 500, 700 или 900 километров в час, скажем, движущийся на встречу какой-нибудь орел может оказаться равноценным настоящему снаряду. И для летательного аппарата это может обернуться тяжелыми последствиями.
В общем, уже на этапе испытаний самолетов или вертолетов это обстоятельство берется во внимание. Как и в системах безопасности на аэродромах, где находятся различные отпугиватели птиц.
Кроме того, в районе аэропортов запрещается устраивать пищевые или продуктовые свалки, которые привлекали бы пернатых. Словом, принимаются различные меры для минимизации ЧП. Но, как видим, они все равно происходят. Ведь птицы, как говорится, по нашим правилам не летают. Поэтому, даже если мы сами будем все нормы такого плана соблюдать, все равно птицы, хотя и редко, но появляться будут, как показывает практика.
«СП»: Можно немного рассказать о мерах по отпугиванию птиц от зон аэропортов?
— Существует специальная служба, которая занимается орнитологической безопасностью — разработкой комплекса мероприятий для отпугивания птиц от аэродромов. Это могут быть, например, специальные звуковые устройства, которые на птичьем языке транслируют сигналы об опасности. В некоторых аэропортах используют даже хищных птиц, специально натренированных. Они своим видом распугивают других птиц от мест взлета и посадки.
Я лично несколько раз наблюдал их. Сидит на осветительной мачте огромный орел, который регулярно взлетает, делает довольно большой круг, это занимает примерно полминуты и садится обратно. Этого достаточно, чтобы птицы в округе видели его присутствие и не приближались близко. Это одна из мер.
То есть, орнитологическая служба ведет работу не только по предотвращению таких инцидентов, но по предупреждению птиц. Ведь стаи перелетных птиц любят останавливаться на больших пространствах, которыми являются аэродромы. И могут сесть на ночной отдых, как это было, кстати, в аэропорту «Жуковский» в 2019 году.
Тогда самолет вскоре после взлета был вынужден сесть на кукурузное поле после столкновения со стаей чаек. Там птичья стая как раз отдыхала на летном поле, а когда воздушное судно стало взлетать, то спугнуло их. Чайки принялись подниматься в воздух, в результате на небольшой высоте произошло столкновение с воздушным судном. Получается, имела место недоработка орнитологической службы, которая должна быть принять меры по распугиванию этой стаи, для предотвращения опасного инцидента.