Поднялся в воздух
Опытный образец российского ближнемагистрального авиалайнера SJ-100 (предыдущее название — SSJ-NEW, семейство самолетов типа Superjet) утром 29 августа совершил первый полет.
"В ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолета в воздухе", — сообщила пресс-служба Минпромторга России.
Продолжительность полета составила 54 минуты, он проходил на высотах до 3 км и скоростях до 343 км/час. Самолет пилотировали летчики-испытатели Леонид Чикунов и Дмитрий Деменев. Также на борту находился инженер-испытатель Денис Велижанин.
В соответствии с полетным заданием экипаж выполнил проверку характеристик устойчивости и управляемости самолета в воздухе, проверку системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвел "посадку на облако" и заход на посадку с уходом на второй круг.
"Первый полет Суперджета, созданного по программе импортозамещения систем и компонентов, — успех многотысячных коллективов предприятий авиастроительной и радиоэлектронной отраслей, входящих в контур управления Государственной корпорации "Ростех". Российским разработчикам и производственникам удалось реализовать и поставить на самолет собственные конструкторские решения и технологии, включающие авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, а также системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и многие другие", — заявил зампредседателя правительства — министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Как уточнили в Минпромторге, всего на новом SJ-100 замещено порядка 40 систем и агрегатов. К примеру, самолет оборудован отечественными озоновыми и кислородными системами, разработанными в Инжиниринговом химико-технологическом центре (ИХТЦ, создан на базе Томского госуниверситета (ТГУ).
"Раньше конвертеры озона и генераторы кислорода для высотных самолетов закупались за рубежом. А теперь наш Инжиниринговый химико-технологический центр создал у себя эту технологию, она применяется на российском самолете MС-21 и SSJ-NEW. Конверторы и генераторы уже поставляются серийно для "Ростеха", — сообщил в интервью "Интерфаксу" проректор по научной и инновационной деятельности ТГУ Александр Ворожцов.
Как отметил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в госкорпорацию "Ростех") Юрий Слюсарь, первый полет Суперджета с российскими системами — результат совместного труда конструкторской команды и заводского коллектива.
"Следующие амбициозные задачи — сертифицировать самолет в полностью российском облике и начать серийные поставки в авиакомпании (сообщалось, что это должно произойти до конца 2023 года – ИФ)", — сказал он.
Ранее на этой неделе сообщалось, что SJ-100, изготовленный в производственном центре ПАО "Яковлев" (в составе ОАК входит в госкорпорацию "Ростех", до июля 2023 года назывался ПАО "Корпорация "Иркут"), успешно выполнил испытательные пробежки с отрывом передней стойки шасси от взлетно-посадочной полосы.
SJ-100 – это ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет, вместимостью от 98 до 103 кресел, создаваемый по программе импортозамещения систем и компонентов, но (для ускорения программы испытаний) на франко-российских двигателях SaM146.
Ожидается, что уже в конце 2023 года два таких самолета будут переданы "Аэрофлоту" и авиакомпании "Россия". Также приобрести новые Суперджеты планирует и "Азимут" — соответствующее соглашение глава региона Василий Голубев, исполнительный директор авиакомпании Эдуард Теплицкий и гендиректор УК "Аэропорты регионов" Евгений Чудновский подписали в июне на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023). Проект предполагает дальнейшее расширение парка "Азимута" отечественными самолетами. На эти цели авиаперевозчик выделит 2 млрд рублей.
Также для обслуживания своих судов в аэропорту "Платов" (Ростов-на-Дону) компания при поддержке правительства Ростовской области строит первый на юге России ангарный комплекс. Объем инвестиций в проект — 800 млн рублей.
"Крыльев стало больше. В этом году еще добавятся. Мы закончили пятилетний период, подобное соглашение было подписано в 2018 году. И теперь мы подписываем новое — на следующие пять лет. Бенефициарами этого соглашения будут пассажиры. За предыдущие пять лет компания "Азимут" из аэропорта "Платов" перевезла около 2 млн человек. Задачи, которые мы ставили в 2018 году, полностью выполнены. Теперь у нас задачи на следующую пятилетку. По соглашению, у нас минимум один самолет в 2023 году добавится", — сообщил Теплицкий.
Голубев в свою очередь отметил, что "Азимут" с 2017 года является базовым перевозчиком аэропорта "Платов" (входит в "Аэропорты регионов") и "выбрал очень верную стратегию, сформировав парк из отечественных воздушных судов Sukhoi Superjet 100".
"Авиакомпания планирует закупать новую технику, развивать непосредственно территорию комплекса. Мы продолжаем работу, которую начали несколько лет назад. Аэропорт в полном работоспособном состоянии", — сказал Голубев.
"Азимут" базируется в аэропортах Ростова-на-Дону, Краснодара и Минеральных Вод. Парк компании состоит только из российских самолетов Superjet 100.
Вместе с тем, как сообщили в Минпромторге России, в ближайшее время программу летных испытаний начнет второй опытный образец SJ-100, оснащенный уже отечественными двигателями ПД-8. Сейчас двигатели проходят серию стендовых испытаний и летные испытания в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
Серийный выпуск лайнеров — по 20 штук в год — планируется наладить с 2024 года.
Глобальные планы
В начале текущего года правительство РФ утвердило паспорта инвестпроектов по поставке авиатехники с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на общую сумму около 270 млрд руб. В частности, 175 млрд руб. пойдут на передачу в 2023-2025 годах 63 самолетов "Аэрофлоту" (34 импортозамещенных SJ-100, 18 новых МС-21 и 11 Ту-214). Техника будет предоставляться в 18-летний лизинг компанией "Авиакапитал-сервис" ("дочка" "Ростеха").
Порядка 44,5 млрд рублей направлены на поставку в 2023-2025 годах 86 вертолетов российского производства 17 региональным перевозчикам, включая "Полярные авиалинии", "Комиавиатранс", "КрасАвиа", еще почти 50 млрд руб. — на передачу в 2024-2026 годах 18 самолетов (8 новых SJ-100 и 10 "Байкалов") и 21 вертолета (10 Ми-171А2 и 11 Ми-171А3) дальневосточной "Авроре". В обоих инвестпроектах поставщиком техники выступает "Государственная транспортная лизинговая компания": в первом случае срок лизинга составит 15 лет, во втором — от 10 до 18 лет.
В июне премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании по авиастроению в Казани сообщил о решении выделить из ФНБ почти 42 млрд руб. на проект увеличения выпуска гражданского самолета Ту-214 до 20 машин в год относительно ранее заявленных 10. Всего на это требуется 83 млрд руб.: оставшаяся часть средств может быть привлечена через облигационные займы "Ростеха", "которые можно выпускать до 15 лет с купонным доходом примерно 1,5% годовых", уточнял премьер.
Ту-214 — среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Вмещает до 210 пассажиров, максимальная дальность полета — 6,5 тыс. км. Выпускается на "Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова" (филиал ПАО "Туполев") с 1996 года ограниченной серией.
Ранее сообщалось, что в условиях западных санкций против РФ, ограничивших поставки самолетов Boeing и Airbus, планируется наладить серийное производство Ту-214. Утвержденная правительством программа развития авиаотрасли предусматривает производство 70 таких самолетов в 2023-2030 годах: 3 самолета в 2023 году, семь — в 2024 году, далее — по 10 самолетов ежегодно.
Вместе с тем, как сообщил 28 августа "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией, в настоящее время власти прорабатывают возможность выделения из Фонда национального благосостояния (ФНБ) еще более 650 млрд рублей на проекты в области авиапрома. Большую часть этой суммы, порядка 410 млрд руб., могут выделить на долгосрочную (до 2030 года) программу обновления парка самолетов и вертолетов ФГБУ "Специальный летный отряд "Россия". Остальные 240 млрд руб., по словам источника, могут пойти на расширение производства гражданских воздушных судов, двигателей и агрегатов для всей отрасли в целом. На какие именно производственные программы, когда и через какой механизм предполагается выделять средства из ФНБ, он не уточнил. Поддержка расширения выпуска самолетов Ту-214 в размере 42 млрд руб., которую ранее анонсировал премьер Михаил Мишустин, рассматривается отдельно, отметил он.
В Минпромторге и госкорпорации "Ростех" (объединяет предприятия авиапрома) от комментариев отказались. "Интерфакс" также направил запросы в Минфин РФ, ПАО "ОАК", СЛО "Россия". Своих ответов ведомства пока не предоставили.