Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Раздел кадров: Роскосмос планирует вдвое сократить штат центрального офиса


25 августа 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Роскосмос рассматривает возможность сократить штат центрального офиса с 600 до 300 человек, рассказали источники «Известий». Это связано со сложностями формирования фонда оплаты труда. Впрочем, сокращение будет скорее формальным: сотрудников переведут в подведомственные организации — там они будут числиться и получать зарплату, а работать продолжат в центральном офисе Роскосмоса, выполняя те же функции, что и прежде, пояснили наши собеседники. Эксперты полагают, что в результате работники могут лишиться премий и части социальных льгот. В Роскосмосе заявили, что «уделяет большое внимание оптимизации расходов и численности центрального аппарата», но никаких решений по этому поводу пока не принято.

Двойное сокращение

Под сокращение может попасть примерно половина сотрудников центрального аппарата госкорпорации Роскосмос — 300 из 600 сотрудников, утверждает источник «Известий», ранее работавший в Роскосмосе и знакомый с ситуацией. Людей, по его словам, могут перевести в Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК) и другие дочерние организации. Таким образом, организация — как минимум, на бумаге — значительно снизит затраты на персонал.

— Траты по линии фонда оплаты труда составляют значительную долю расходов центрального аппарата, а сам фонд не бесконечен, — рассказал источник. — Объяснить это очень легко: рынок пусковых услуг для нас закрыт, спутникостроением мы никогда похвастаться не могли, американских туристов за деньги уже не возим, а других в нынешней ситуации не найти. То есть все направления заработка валюты для Роскосмоса закрыты, а внутренний рынок космических услуг не развит и завязан на госконтракты. Поэтому департаменту кадров поставлена задача к концу года сократить штат госкорпорации. Самое очевидное решение — перевод сотрудников в ОРКК.

Информацию о вероятном сокращении «Известиям» подтвердили еще два источника — сотрудник госкорпорации и работник ОРКК.

Объединенная ракетно-космическая корпорация была создана в 2014 году на базе НИИ космического приборостроения. В декабре 2016 года 100% ее акций было передано госкорпорации Роскосмос. По словам источника «Известий», сейчас ОРКК исполняет только одну функцию — держателя акций отраслевых предприятий госкорпорации.

— Из дивидендов предприятий платить зарплату нельзя, потому что один из их получателей — государство, — пояснил источник, ранее работавший в Роскосмосе. — Если пойти на этот шаг, то получается, что такая схема — обман государства. Вместо этого корпорация будет работать по следующей схеме: ОРКК и другим спецпредприятиям Роскосмос даст новые заказы, и в их цену будут включены зарплаты сотрудников. Сотрудников отдела из какого-нибудь департамента Роскосмоса «на бумаге» переведут на работу в это предприятие. Причем физически они продолжат находиться в Роскосмосе и выполнять свои обязанности. Однако числиться будут в другом предприятии и из его фонда оплаты труда получать деньги.

По словам того же источника, такая практика трудоустройства сотрудников Роскосмоса существовала в Федеральном космическом агентстве (реформировано в Роскосмос в 2015 году) и в первые годы работы госкорпорации, когда ее штат составлял 150 человек, люди устраивались в Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) и на другие дочерние предприятия, но выполняли работу как сотрудники Роскосмоса.

— Эта практика получила название «подснежники» — литературно измененное слово «смежники», поскольку сотрудники числились в смежные организациях, — пояснил источник. — Весьма интересно, что тогда в Роскосмосе работал Александр Иванов, нынешний заместитель главы госкорпорации Юрия Борисова. Именно он в свое время курировал данное направление. Схема достаточно хитрая — чтобы доказать ее существование, нужно не только знать о ней, но и собрать сведения, что сотрудник, например, не ходил на работу в конкретное предприятие, не выполнял свои служебные обязанности. Но это всё можно обойти.

«Известия» направила запрос с Роскосмос с просьбой сообщить, планируется ли сокращение штата центрального аппарата госкорпорации и перевод людей в дочерние организации.

«Ни одно из решений, описанных в запросе, руководством Госкорпорации не принято, — говорится в полученном редакцией ответе. — Руководство Роскосмоса уделяет большое внимание оптимизации расходов и численности центрального аппарата, это одна из стратегических задач, которую поставил перед командой Юрий Борисов».

Будем законны

Схема, описанная источниками «Известий» вполне может быть реализована в рамках действующих законов — для этого нужно правильно оформить отношения работников и работодателя, полагает член Ассоциации юристов России Марина Астаева.

— Трудовой кодекс РФ запрещает заемный труд. То есть работники не могут работать в одной компании а выполнять работу в интересах другой. Такое возможно только в отдельных случаях, например, если организации являются аффилированными лицами. В противном случае, данный факт можно признать нарушением. Однако, документы можно оформить так, что одна организация (в лице своих работников) оказывает услуги другой организации по договору ГПХ. В таком случае будет считаться, что работники исполнителя оказывают услугу другой компании, работая при этом на своего работодателя, — отметила юрист.

Тот факт, что работать люди продолжат в центральном офисе, тоже не является чем-то криминальным, полагает Марина Астаева.

— Например, «дочка» может арендовать для своих работников это помещение, или получить его другим законным способом. В таком случае, тот факт, что работники находятся в офисе госкорпорации и работают на дочернее предприятие не будет нарушением, — пояснила специалист.

Четвертый источник, ранее также работавший в Роскосмосе, добавил, что госкорпорация и сейчас работает по такому принципу. В частности, в «Роскосмос Медиа» работают сотрудники пресс-службы телестудии госкорпорации, в «РК-Учет» числятся финансисты, в Центре «Звездный» числится обслуживающий персонал, в «РК-Цифра» — IT-специалисты. И все вышеперечисленные категории сотрудников сидят в одном здании — офисе госкорпорации.

— На мой взгляд, сокращения и переводы ждут именно экономистов, бухгалтеров и юристов — это как раз примерно половина штата Роскосмоса,— сказал четвертый источник.

Массовое применение схемы перевода сотрудников в дочерние организации может привести к реализации других схем, и такие прецеденты с предприятиями космической отрасли уже были.

— Сотрудники Российских космических систем (РКС) много лет назад, находясь на своих рабочих местах, параллельно числились и якобы выполняли работу в подрядных организациях. С одной стороны, это позволило платить им достойную зарплату и они не разбежались в непростые для предприятия времена, а с другой — это было мошенничество, доказанное судом, виновные понесли наказание,— заявил источник.

В 2007–2010 годах РКС распределяла заказы на выполнение работ в рамках ФЦП ГЛОНАСС по договорам между дочерними предприятиями НПО КП и «Синертек». В указанный период на счета этих компаний было перечислено не менее 3,2 млрд рублей. В отчетах НПО КП и «Синертека» указано, что в этих фирмах трудились до 1,1 тыс. человек ежемесячно. В то же время, по данным комиссии Роскосмоса, большинство сотрудников этих организаций были трудоустроены РКС.

— Выведение сотрудников за штат позволит Роскосмосу немало сэкономить на премиях, — добавил четвертый источник. — Квартальная и годовая премии равняются зарплате. Если люди будут официально числиться в других организациях, премии им платить уже не будут, что позволит сохранить около трети фонда оплаты труда.

Также, по его словам, сотрудники офиса Роскосмоса имеют доступ к ДМС с весьма качественными услугами, что считается важным бонусом, которого они также, скорее всего, лишатся.

Перевод сотрудника к другому работодателю возможен только с согласия работника, напомнил в беседе с «Известиями» адвокат, учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

— Однако, работников могут поставить перед выбором: либо соглашаться на перевод в дочерние предприятия, либо увольняться в связи с сокращением штата, — полагает юрист.

По мнению Олега Жердева, озвученная источниками «Известий» схема может быть оптимизацией расходов на сотрудников центрального аппарата, «который в Роскосмосе явно раздут».

Кадровая политика Роскосмоса попадает в центр внимания уже во второй раз за последни дни. Ранее «Известия» писали о возможности перестановок в высшем руководстве госкорпорации в связи с гибели автоматической станции «Луна-25». ЧП случилось 19 августа — во время перехода с круговой окололунной на предпосадочную орбиту космический аппарат из-за нештатно сработавших двигателей упал на спутник с высоты около 100 км и разбился.

Источники «Известий» не исключили, что провал миссии может привести к отставке первого заместителя гендиректора Роскосмоса Александра Иванова (он как глава государственной комиссии по запуску «Луны-25» ставил последнюю подпись в итоговом протоколе о готовности) и заместителя гендиректора по космическим комплексам и системам Михаила Хайлова.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer