Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пришел, увидел, прилунил: «Чандраян-3» начала исследовать спутник Земли


23 августа 2023 года Андрей Коршунов, Известия


На поверхность Луны 23 августа благополучно опустился посадочный модуль индийской автоматической станции «Чандраян-3». Он прилунился в районе Южного полюса — примерно там же, где двумя днями ранее российские специалисты предполагали посадить «Луну-25». В ближайшие две недели этот аппарат и доставленный им луноход проведут исследования грунта и экзосферы спутника Земли. Эксперты отмечают: несмотря на неудачу российской экспедиции, наша страна заинтересована в успехе миссии азиатского государства, поскольку в будущем РФ будет реализовывать совместные космические проекты в составе BRICS+ и других дружественных международных структур.

Миссия выполнима

В 15:34 по московскому времени 23 августа посадочный модуль лунной миссии «Чандраян-3» мягко опустился на поверхность Луны. Таким образом Индия стала четвертым государством после СССР, США и Китая, чей искусственный аппарат достиг поверхности естественного спутника Земли. И первым, которому удалось осуществить посадку вблизи Южного лунного полюса.

Два дня назад примерно в этом же районе должна была совершить посадку российская автоматическая станция «Луна-25». К сожалению, в результате неправильного импульса при переходе на окололунную предпосадочную орбиту, отечественный аппарат изменил траекторию полета и на большой скорости врезала в поверхность.

Предыдущая попытка индийцев опустить посадочный модуль на лунную поверхность, которая была предпринята в 2019 году, также закончилась неудачей. Выводы из расследования той аварии были учтены при проектировании текущей экспедиции.

«Лунный корабль» (так переводится название аппарата с санскрита) стартовал к своей цели 14 июня 2023 года. В космос его вывела ракета-носитель LVM3 M4. 5 августа «Чандраян-3» прибыл на орбиту Луны, где спустя еще 12 дней от него отделился посадочный модуль.

Самым напряженным моментом экспедиции стали 17 минут перед прилунением аппарата. В 15:17 мск он получил команду начать спуск, после чего погасил горизонтальную скорость с 6048 км/час практически до нуля. Специалисты называют этот этап «грубым торможением».

Затем аппарат повернулся, перейдя в вертикальное положение и выполнил снижение. На техническом языке это фаза «тонкого торможения». В этом периоде модуль управлялся встроенным компьютером, сориентированным по показаниям, установленным на аппарате датчиков и камер.

Даже незначительная ошибка на этом этапе могла привести к крушению модуля и неудаче всей миссии. Противником посадочного аппарата выступила и лунная пыль. Эти мельчайшие частицы создали выхлопной шлейф вокруг аппарата. Тем не менее все прошло благополучно. За прилунением в прямом эфире наблюдал премьер-министр Индии Нарендра Моди.

Научная работа

В ближайшее время «Чандраян-3» приступит к исследовательской работе. Оборудование посадочного модуля даст ему возможность изучить элементный состав и физические свойства реголита (лунного грунта), обнаружить под ним частицы воды, а также исследовать плазменно-пылевую оболочку Луны.

В состав комплекса входит шестиколесный луноход. На нем установлены две навигационные камеры и два научных прибора для проведения автономных исследований на удалении от стационарного аппарата. Работа индийских роботов продолжится в течение одного лунного дня — это около 14 земных суток.

Группировку на поверхности будет поддерживать оставшийся на орбите двигательный модуль. Он обеспечит ретрансляцию сигнала с Луны на Землю, а также будет фотографировать поверхность земного спутника.

— Мы ждем от индийской лунной станции тех же результатов, которые надеялись получить в ходе неудачной экспедиции «Луны-25». Это анализ грунта и поиск там частиц воды, — рассказал популяризатор космонавтики Николас Оксман.

При этом эксперт объяснил, что несмотря на наудачу российской лунной экспедиции, успех индийской миссии чрезвычайно важен для нашей страны. Он заверил, что индийцы обязательно поделятся полученными материалами с российскими коллегами для совместных исследований. Индия — дружественное государство, с которым мы развиваем сотрудничество в космических программах. В частности, индийская сторона консультируется со специалистами из России при проектировании пилотируемого космического корабля «Гаганьян».

— Индийцы получили бесценный опыт посадки на Южном полюсе Луны, где непростой рельеф, много кратеров и впадин. Эти знания будут востребованы всеми странами, которые готовят подобные экспедиции — Россией, США, Китаем, Израилем, Японией и другими. Также ученые смогут увидеть, как на работе приборов и оборудования скажутся крайне жесткие условия лунного Заполярья, — рассказал главный научный сотрудник Лаборатории сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии РАН Александр Базилевский.

По его словам, одним из важных итогов индийской миссии может стать изучение вещества из недр ударного бассейна Южный полюс — Эйткен — самого большого кратера на поверхности спутника. Он образовался в результате падения гигантского метеорита, который «взрыхлил» лунную поверхность на глубину до 200 км. Если «Чандраяну-3» удастся найти и исследовать это вещество, ученые могут узнать много нового о геологии Луны.

Еще одним важным достижением индийцев может стать изучение в лунном грунте разновидности гелия — изотопа гелия-3, сообщил Александр Базилевский. Он накапливался на поверхности Луны из-за «обдувания» ее солнечным ветром. Считается, что за миллиарды лет спутник Земли накопил колоссальные запасы этого элемента, который в будущем можно использовать для безопасной, экологически чистой термоядерной реакции.

— Россия стратегически заинтересована в освоении космоса совместно с Индией и другими дружественными странами. В этом заключается логика истории. Ни у одной государства, если исходить только из национальных интересов, нет экономически оправданных целей на Луне. Поэтому нужен международный формат, чем шире, тем лучше, — пояснил независимый эксперт Андрей Ионин.

В связи с этим, отметил специалист, столь важно интенсивное развитие партнерства BRICS+ (объединение Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР и, в перспективе, еще ряда стран, — «Известия»), которое сейчас наблюдается. Эти страны исходят из цели создания равного для всех мирового порядка. При этом проекты по освоению Луны и другие амбициозные космические задачи могут стать позитивным наполнением совместной повестки для государств, входящих в содружество.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer