Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пришел, увидел, прилунил: «Чандраян-3» начала исследовать спутник Земли


23 августа 2023 года Андрей Коршунов, Известия


На поверхность Луны 23 августа благополучно опустился посадочный модуль индийской автоматической станции «Чандраян-3». Он прилунился в районе Южного полюса — примерно там же, где двумя днями ранее российские специалисты предполагали посадить «Луну-25». В ближайшие две недели этот аппарат и доставленный им луноход проведут исследования грунта и экзосферы спутника Земли. Эксперты отмечают: несмотря на неудачу российской экспедиции, наша страна заинтересована в успехе миссии азиатского государства, поскольку в будущем РФ будет реализовывать совместные космические проекты в составе BRICS+ и других дружественных международных структур.

Миссия выполнима

В 15:34 по московскому времени 23 августа посадочный модуль лунной миссии «Чандраян-3» мягко опустился на поверхность Луны. Таким образом Индия стала четвертым государством после СССР, США и Китая, чей искусственный аппарат достиг поверхности естественного спутника Земли. И первым, которому удалось осуществить посадку вблизи Южного лунного полюса.

Два дня назад примерно в этом же районе должна была совершить посадку российская автоматическая станция «Луна-25». К сожалению, в результате неправильного импульса при переходе на окололунную предпосадочную орбиту, отечественный аппарат изменил траекторию полета и на большой скорости врезала в поверхность.

Предыдущая попытка индийцев опустить посадочный модуль на лунную поверхность, которая была предпринята в 2019 году, также закончилась неудачей. Выводы из расследования той аварии были учтены при проектировании текущей экспедиции.

«Лунный корабль» (так переводится название аппарата с санскрита) стартовал к своей цели 14 июня 2023 года. В космос его вывела ракета-носитель LVM3 M4. 5 августа «Чандраян-3» прибыл на орбиту Луны, где спустя еще 12 дней от него отделился посадочный модуль.

Самым напряженным моментом экспедиции стали 17 минут перед прилунением аппарата. В 15:17 мск он получил команду начать спуск, после чего погасил горизонтальную скорость с 6048 км/час практически до нуля. Специалисты называют этот этап «грубым торможением».

Затем аппарат повернулся, перейдя в вертикальное положение и выполнил снижение. На техническом языке это фаза «тонкого торможения». В этом периоде модуль управлялся встроенным компьютером, сориентированным по показаниям, установленным на аппарате датчиков и камер.

Даже незначительная ошибка на этом этапе могла привести к крушению модуля и неудаче всей миссии. Противником посадочного аппарата выступила и лунная пыль. Эти мельчайшие частицы создали выхлопной шлейф вокруг аппарата. Тем не менее все прошло благополучно. За прилунением в прямом эфире наблюдал премьер-министр Индии Нарендра Моди.

Научная работа

В ближайшее время «Чандраян-3» приступит к исследовательской работе. Оборудование посадочного модуля даст ему возможность изучить элементный состав и физические свойства реголита (лунного грунта), обнаружить под ним частицы воды, а также исследовать плазменно-пылевую оболочку Луны.

В состав комплекса входит шестиколесный луноход. На нем установлены две навигационные камеры и два научных прибора для проведения автономных исследований на удалении от стационарного аппарата. Работа индийских роботов продолжится в течение одного лунного дня — это около 14 земных суток.

Группировку на поверхности будет поддерживать оставшийся на орбите двигательный модуль. Он обеспечит ретрансляцию сигнала с Луны на Землю, а также будет фотографировать поверхность земного спутника.

— Мы ждем от индийской лунной станции тех же результатов, которые надеялись получить в ходе неудачной экспедиции «Луны-25». Это анализ грунта и поиск там частиц воды, — рассказал популяризатор космонавтики Николас Оксман.

При этом эксперт объяснил, что несмотря на наудачу российской лунной экспедиции, успех индийской миссии чрезвычайно важен для нашей страны. Он заверил, что индийцы обязательно поделятся полученными материалами с российскими коллегами для совместных исследований. Индия — дружественное государство, с которым мы развиваем сотрудничество в космических программах. В частности, индийская сторона консультируется со специалистами из России при проектировании пилотируемого космического корабля «Гаганьян».

— Индийцы получили бесценный опыт посадки на Южном полюсе Луны, где непростой рельеф, много кратеров и впадин. Эти знания будут востребованы всеми странами, которые готовят подобные экспедиции — Россией, США, Китаем, Израилем, Японией и другими. Также ученые смогут увидеть, как на работе приборов и оборудования скажутся крайне жесткие условия лунного Заполярья, — рассказал главный научный сотрудник Лаборатории сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии РАН Александр Базилевский.

По его словам, одним из важных итогов индийской миссии может стать изучение вещества из недр ударного бассейна Южный полюс — Эйткен — самого большого кратера на поверхности спутника. Он образовался в результате падения гигантского метеорита, который «взрыхлил» лунную поверхность на глубину до 200 км. Если «Чандраяну-3» удастся найти и исследовать это вещество, ученые могут узнать много нового о геологии Луны.

Еще одним важным достижением индийцев может стать изучение в лунном грунте разновидности гелия — изотопа гелия-3, сообщил Александр Базилевский. Он накапливался на поверхности Луны из-за «обдувания» ее солнечным ветром. Считается, что за миллиарды лет спутник Земли накопил колоссальные запасы этого элемента, который в будущем можно использовать для безопасной, экологически чистой термоядерной реакции.

— Россия стратегически заинтересована в освоении космоса совместно с Индией и другими дружественными странами. В этом заключается логика истории. Ни у одной государства, если исходить только из национальных интересов, нет экономически оправданных целей на Луне. Поэтому нужен международный формат, чем шире, тем лучше, — пояснил независимый эксперт Андрей Ионин.

В связи с этим, отметил специалист, столь важно интенсивное развитие партнерства BRICS+ (объединение Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР и, в перспективе, еще ряда стран, — «Известия»), которое сейчас наблюдается. Эти страны исходят из цели создания равного для всех мирового порядка. При этом проекты по освоению Луны и другие амбициозные космические задачи могут стать позитивным наполнением совместной повестки для государств, входящих в содружество.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников



Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer