Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пришел, увидел, прилунил: «Чандраян-3» начала исследовать спутник Земли


23 августа 2023 года Андрей Коршунов, Известия


На поверхность Луны 23 августа благополучно опустился посадочный модуль индийской автоматической станции «Чандраян-3». Он прилунился в районе Южного полюса — примерно там же, где двумя днями ранее российские специалисты предполагали посадить «Луну-25». В ближайшие две недели этот аппарат и доставленный им луноход проведут исследования грунта и экзосферы спутника Земли. Эксперты отмечают: несмотря на неудачу российской экспедиции, наша страна заинтересована в успехе миссии азиатского государства, поскольку в будущем РФ будет реализовывать совместные космические проекты в составе BRICS+ и других дружественных международных структур.

Миссия выполнима

В 15:34 по московскому времени 23 августа посадочный модуль лунной миссии «Чандраян-3» мягко опустился на поверхность Луны. Таким образом Индия стала четвертым государством после СССР, США и Китая, чей искусственный аппарат достиг поверхности естественного спутника Земли. И первым, которому удалось осуществить посадку вблизи Южного лунного полюса.

Два дня назад примерно в этом же районе должна была совершить посадку российская автоматическая станция «Луна-25». К сожалению, в результате неправильного импульса при переходе на окололунную предпосадочную орбиту, отечественный аппарат изменил траекторию полета и на большой скорости врезала в поверхность.

Предыдущая попытка индийцев опустить посадочный модуль на лунную поверхность, которая была предпринята в 2019 году, также закончилась неудачей. Выводы из расследования той аварии были учтены при проектировании текущей экспедиции.

«Лунный корабль» (так переводится название аппарата с санскрита) стартовал к своей цели 14 июня 2023 года. В космос его вывела ракета-носитель LVM3 M4. 5 августа «Чандраян-3» прибыл на орбиту Луны, где спустя еще 12 дней от него отделился посадочный модуль.

Самым напряженным моментом экспедиции стали 17 минут перед прилунением аппарата. В 15:17 мск он получил команду начать спуск, после чего погасил горизонтальную скорость с 6048 км/час практически до нуля. Специалисты называют этот этап «грубым торможением».

Затем аппарат повернулся, перейдя в вертикальное положение и выполнил снижение. На техническом языке это фаза «тонкого торможения». В этом периоде модуль управлялся встроенным компьютером, сориентированным по показаниям, установленным на аппарате датчиков и камер.

Даже незначительная ошибка на этом этапе могла привести к крушению модуля и неудаче всей миссии. Противником посадочного аппарата выступила и лунная пыль. Эти мельчайшие частицы создали выхлопной шлейф вокруг аппарата. Тем не менее все прошло благополучно. За прилунением в прямом эфире наблюдал премьер-министр Индии Нарендра Моди.

Научная работа

В ближайшее время «Чандраян-3» приступит к исследовательской работе. Оборудование посадочного модуля даст ему возможность изучить элементный состав и физические свойства реголита (лунного грунта), обнаружить под ним частицы воды, а также исследовать плазменно-пылевую оболочку Луны.

В состав комплекса входит шестиколесный луноход. На нем установлены две навигационные камеры и два научных прибора для проведения автономных исследований на удалении от стационарного аппарата. Работа индийских роботов продолжится в течение одного лунного дня — это около 14 земных суток.

Группировку на поверхности будет поддерживать оставшийся на орбите двигательный модуль. Он обеспечит ретрансляцию сигнала с Луны на Землю, а также будет фотографировать поверхность земного спутника.

— Мы ждем от индийской лунной станции тех же результатов, которые надеялись получить в ходе неудачной экспедиции «Луны-25». Это анализ грунта и поиск там частиц воды, — рассказал популяризатор космонавтики Николас Оксман.

При этом эксперт объяснил, что несмотря на наудачу российской лунной экспедиции, успех индийской миссии чрезвычайно важен для нашей страны. Он заверил, что индийцы обязательно поделятся полученными материалами с российскими коллегами для совместных исследований. Индия — дружественное государство, с которым мы развиваем сотрудничество в космических программах. В частности, индийская сторона консультируется со специалистами из России при проектировании пилотируемого космического корабля «Гаганьян».

— Индийцы получили бесценный опыт посадки на Южном полюсе Луны, где непростой рельеф, много кратеров и впадин. Эти знания будут востребованы всеми странами, которые готовят подобные экспедиции — Россией, США, Китаем, Израилем, Японией и другими. Также ученые смогут увидеть, как на работе приборов и оборудования скажутся крайне жесткие условия лунного Заполярья, — рассказал главный научный сотрудник Лаборатории сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии РАН Александр Базилевский.

По его словам, одним из важных итогов индийской миссии может стать изучение вещества из недр ударного бассейна Южный полюс — Эйткен — самого большого кратера на поверхности спутника. Он образовался в результате падения гигантского метеорита, который «взрыхлил» лунную поверхность на глубину до 200 км. Если «Чандраяну-3» удастся найти и исследовать это вещество, ученые могут узнать много нового о геологии Луны.

Еще одним важным достижением индийцев может стать изучение в лунном грунте разновидности гелия — изотопа гелия-3, сообщил Александр Базилевский. Он накапливался на поверхности Луны из-за «обдувания» ее солнечным ветром. Считается, что за миллиарды лет спутник Земли накопил колоссальные запасы этого элемента, который в будущем можно использовать для безопасной, экологически чистой термоядерной реакции.

— Россия стратегически заинтересована в освоении космоса совместно с Индией и другими дружественными странами. В этом заключается логика истории. Ни у одной государства, если исходить только из национальных интересов, нет экономически оправданных целей на Луне. Поэтому нужен международный формат, чем шире, тем лучше, — пояснил независимый эксперт Андрей Ионин.

В связи с этим, отметил специалист, столь важно интенсивное развитие партнерства BRICS+ (объединение Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР и, в перспективе, еще ряда стран, — «Известия»), которое сейчас наблюдается. Эти страны исходят из цели создания равного для всех мирового порядка. При этом проекты по освоению Луны и другие амбициозные космические задачи могут стать позитивным наполнением совместной повестки для государств, входящих в содружество.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer