Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Индийская станция успешно прилунилась после «15 минут ужаса»


23 августа 2023 года Виктория Полякова, Екатерина Костина, РБК


Для Индии это третья по счету миссия. Перед этим совершить мягкую посадку на спутнике пыталась российская «Луна-25». Целями обеих миссий был малоизученный Южный полюс. Как предполагают ученые, там есть запасы водяного льда

Индийская автоматическая лунная станция «Чандраян-3» успешно села на поверхность Луны. За посадкой в прямом эфире наблюдал премьер Нарендра Моди.

Космический корабль «Чандраян-3» с орбитальным аппаратом, посадочным модулем и лунным ровером запустили 14 июля на ракете-носителе LVM 3 из Космического центра имени Сатиша Дхавана, расположенного на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе.

5 августа корабль вышел на орбиту вокруг Луны, а 12 августа посадочный модуль «Чандраян-3» отделился от перелетного. Двигательный модуль остался на орбите вокруг Луны и будет работать как спутник-ретранслятор.

В последние 15 минут своего спуска к поверхности Луны посадочный модуль должен был совершить критический маневр — перейти из горизонтального положения в вертикальное, повернувшись почти на 90 градусов. Бывший глава Индийской организации космических исследований (ISRO) Кайласавадиву Сиван называл этот этап «15 минутами ужаса». Прошлая миссия — «Чандраян-2» — потерпела неудачу при попытке мягкой посадки. Аппарат не смог выполнить этот переход и столкнулся с Луной всего в 7,42 км от расчетной точки посадки. А «Чандраян-3» это удалось.

Какая по счету миссия

Для Индии это уже третья по счету миссия. Первую запустили в 2008 году. «Чандраян-1» состоял из орбитального аппарата и лунного ударного зонда. Аппарат совершил 3,4 тыс. оборотов вокруг Луны и отправил более 70 тыс. изображений ее поверхности, в том числе изображение места посадки американского корабля «Аполлон-15» и следов, оставленных луноходами, которые использовали астронавты. На высоте 100 км лунный ударный зонд отстыковался от «Чандраян-1» и совершил жесткую посадку недалеко от кратера Шеклтон, расположенного рядом с Южным полюсом Луны. Результатом миссии стало получение предварительных данных о том, что на Луне может быть вода. В августе 2009 года связь с «Чандраян-1» была потеряна.

«Чандраян-2», также включавшая орбитальный и посадочный модули и лунный ровер, была запущена в 2019 году. Она оказалась успешной наполовину. Во время заключительного этапа торможения произошел сбой, аппарат отклонился от намеченной траектории, совершил жесткую посадку и вышел из строя. Однако орбитальный модуль по-прежнему вращается вокруг Луны и изучает спутник.

Какие цели у «Чандраян-3»

Станция состоит из трех частей. Это:

  • двигательный модуль массой 2145 кг, из которых 1696 — это топливо;
  • посадочный модуль, названный «Викрам» в честь основателя ISRO. Его масса — почти 1750 кг с учетом лунохода;
  • лунный ровер «Прагьян» (с санскрита — «мудрость») массой 26 кг.

Лунная станция села в районе малоизученного Южного полюса, где, как предполагают ученые, есть запасы водяного льда. Там же ранее планировала прилуниться российская станция «Луна-25», но в итоге потерпела крушение.

После отработки технологии мягкой посадки «Чандраян-3» должна провести ряд научных экспериментов, в том числе провести сейсмические исследования, изучить лунную поверхность и грунт. Пока мягкую посадку на Луне удавалось совершить только США, СССР и Китаю. Таким образом, Индия стала четвертой державой, добившейся мягкой посадки на спутник.

Похожи ли индийская и российская миссии

Задачи у «Чандраяна-3» и «Луны-25» примерно аналогичные, а если и есть какие-то отличия, то только в инструментарии, в особенностях приборов, отметил в беседе с РБК советский и российский астроном, академик РАН Михаил Маров. «А так основная цель, конечно, — это определение содержания водяного льда и летучих компонентов», — сказал он.

Обе миссии должны были прилуняться в одной зоне Южного полюса, но некоторые работы, запланированные в рамках «Чандраяна-3», у России для «Луны-25» не предполагались, отметил в разговоре с РБК специалист по космическим аппаратам, автор телеграм-канала о космосе «Добрый Овчинников» Илья Овчинников. «Миссия «Чандраян-3» выглядит следующим образом: там идет посадка, выпуск небольшого луноходика, который может там перемещаться, расширять зону. У нас это предполагалось на «Луне-27». У них [миссий «Чандраян-3» и «Луна-25»] есть различные схожие приборы по поиску воды и анализу реголита, но они могут, если не ошибаюсь, то ли на 25, то ли на 30 см делать исследования, а у нас это до 60 см. У них есть приборы для определения сейсмической активности на Луне — то, что у наc это закладывалось на «Луне-27», а на «Луне-25» этого не предусматривалось», — говорит эксперт.

Что касается целей, то одна из основных — это поиск на Южном полюсе воды в виде льда под слоем реголита (лунного грунта). Нужно понять ее состав, происхождение и особенности, а также как можно использовать, отмечает Овчинников.

В свою очередь Маров добавляет, что воду и летучие компоненты также ищут не просто ради самого факта такой находки, но и чтобы «связать это с очень и очень актуальной проблемой эволюции Луны». Изначально Луна могла иметь сравнительно мало этих компонентов, но сейчас есть сейчас предположение, что достаточно большое количество этих элементов находится в приполярных областях Луны. Там достаточно много затененных областей, и если вода и летучие вещества туда попадают, то гораздо меньше оттуда испаряются, поясняет Маров.

Попасть в эти области вода и летучие вещества могли в результате бомбардировок малыми телами — кометами, астероидами. «Собственно, с этими процессами связаны очень многие интересные особенности: какова была история Луны, как она эволюционировала. В кометах предполагают даже наличие неких предшественников жизни. Поэтому, изучая вот эти компоненты, мы надеемся на то, что как-то прольем свет на то, как начиналась, зарождалась жизнь в просторах Космоса», — заключил астроном.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer