Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Индийская станция успешно прилунилась после «15 минут ужаса»


23 августа 2023 года Виктория Полякова, Екатерина Костина, РБК


Для Индии это третья по счету миссия. Перед этим совершить мягкую посадку на спутнике пыталась российская «Луна-25». Целями обеих миссий был малоизученный Южный полюс. Как предполагают ученые, там есть запасы водяного льда

Индийская автоматическая лунная станция «Чандраян-3» успешно села на поверхность Луны. За посадкой в прямом эфире наблюдал премьер Нарендра Моди.

Космический корабль «Чандраян-3» с орбитальным аппаратом, посадочным модулем и лунным ровером запустили 14 июля на ракете-носителе LVM 3 из Космического центра имени Сатиша Дхавана, расположенного на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе.

5 августа корабль вышел на орбиту вокруг Луны, а 12 августа посадочный модуль «Чандраян-3» отделился от перелетного. Двигательный модуль остался на орбите вокруг Луны и будет работать как спутник-ретранслятор.

В последние 15 минут своего спуска к поверхности Луны посадочный модуль должен был совершить критический маневр — перейти из горизонтального положения в вертикальное, повернувшись почти на 90 градусов. Бывший глава Индийской организации космических исследований (ISRO) Кайласавадиву Сиван называл этот этап «15 минутами ужаса». Прошлая миссия — «Чандраян-2» — потерпела неудачу при попытке мягкой посадки. Аппарат не смог выполнить этот переход и столкнулся с Луной всего в 7,42 км от расчетной точки посадки. А «Чандраян-3» это удалось.

Какая по счету миссия

Для Индии это уже третья по счету миссия. Первую запустили в 2008 году. «Чандраян-1» состоял из орбитального аппарата и лунного ударного зонда. Аппарат совершил 3,4 тыс. оборотов вокруг Луны и отправил более 70 тыс. изображений ее поверхности, в том числе изображение места посадки американского корабля «Аполлон-15» и следов, оставленных луноходами, которые использовали астронавты. На высоте 100 км лунный ударный зонд отстыковался от «Чандраян-1» и совершил жесткую посадку недалеко от кратера Шеклтон, расположенного рядом с Южным полюсом Луны. Результатом миссии стало получение предварительных данных о том, что на Луне может быть вода. В августе 2009 года связь с «Чандраян-1» была потеряна.

«Чандраян-2», также включавшая орбитальный и посадочный модули и лунный ровер, была запущена в 2019 году. Она оказалась успешной наполовину. Во время заключительного этапа торможения произошел сбой, аппарат отклонился от намеченной траектории, совершил жесткую посадку и вышел из строя. Однако орбитальный модуль по-прежнему вращается вокруг Луны и изучает спутник.

Какие цели у «Чандраян-3»

Станция состоит из трех частей. Это:

  • двигательный модуль массой 2145 кг, из которых 1696 — это топливо;
  • посадочный модуль, названный «Викрам» в честь основателя ISRO. Его масса — почти 1750 кг с учетом лунохода;
  • лунный ровер «Прагьян» (с санскрита — «мудрость») массой 26 кг.

Лунная станция села в районе малоизученного Южного полюса, где, как предполагают ученые, есть запасы водяного льда. Там же ранее планировала прилуниться российская станция «Луна-25», но в итоге потерпела крушение.

После отработки технологии мягкой посадки «Чандраян-3» должна провести ряд научных экспериментов, в том числе провести сейсмические исследования, изучить лунную поверхность и грунт. Пока мягкую посадку на Луне удавалось совершить только США, СССР и Китаю. Таким образом, Индия стала четвертой державой, добившейся мягкой посадки на спутник.

Похожи ли индийская и российская миссии

Задачи у «Чандраяна-3» и «Луны-25» примерно аналогичные, а если и есть какие-то отличия, то только в инструментарии, в особенностях приборов, отметил в беседе с РБК советский и российский астроном, академик РАН Михаил Маров. «А так основная цель, конечно, — это определение содержания водяного льда и летучих компонентов», — сказал он.

Обе миссии должны были прилуняться в одной зоне Южного полюса, но некоторые работы, запланированные в рамках «Чандраяна-3», у России для «Луны-25» не предполагались, отметил в разговоре с РБК специалист по космическим аппаратам, автор телеграм-канала о космосе «Добрый Овчинников» Илья Овчинников. «Миссия «Чандраян-3» выглядит следующим образом: там идет посадка, выпуск небольшого луноходика, который может там перемещаться, расширять зону. У нас это предполагалось на «Луне-27». У них [миссий «Чандраян-3» и «Луна-25»] есть различные схожие приборы по поиску воды и анализу реголита, но они могут, если не ошибаюсь, то ли на 25, то ли на 30 см делать исследования, а у нас это до 60 см. У них есть приборы для определения сейсмической активности на Луне — то, что у наc это закладывалось на «Луне-27», а на «Луне-25» этого не предусматривалось», — говорит эксперт.

Что касается целей, то одна из основных — это поиск на Южном полюсе воды в виде льда под слоем реголита (лунного грунта). Нужно понять ее состав, происхождение и особенности, а также как можно использовать, отмечает Овчинников.

В свою очередь Маров добавляет, что воду и летучие компоненты также ищут не просто ради самого факта такой находки, но и чтобы «связать это с очень и очень актуальной проблемой эволюции Луны». Изначально Луна могла иметь сравнительно мало этих компонентов, но сейчас есть сейчас предположение, что достаточно большое количество этих элементов находится в приполярных областях Луны. Там достаточно много затененных областей, и если вода и летучие вещества туда попадают, то гораздо меньше оттуда испаряются, поясняет Маров.

Попасть в эти области вода и летучие вещества могли в результате бомбардировок малыми телами — кометами, астероидами. «Собственно, с этими процессами связаны очень многие интересные особенности: какова была история Луны, как она эволюционировала. В кометах предполагают даже наличие неких предшественников жизни. Поэтому, изучая вот эти компоненты, мы надеемся на то, что как-то прольем свет на то, как начиналась, зарождалась жизнь в просторах Космоса», — заключил астроном.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer