Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кадровый холод: потеря «Луны-25» может привести к перестановкам в «Роскосмосе»


22 августа 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Потеря «Луны-25» может привести к кадровым перестановкам в Роскосмосе, сообщили «Известиям» три источника. Один из собеседников редакции даже назвал конкретные фамилии в топ-менеджменте госкорпорации. Также они отметили, что нештатную ситуацию на борту станции могли спровоцировать ошибки в программном обеспечении. Однако, если специалисты сделают правильные выводы, то это может ускорить российскую лунную программу, считают эксперты.

Потери и отставки

В «Роскосмосе» 21 августа назвали основную причину гибели автоматической лунной станции «Луна-25». ЧП произошло в субботу, 19 августа, на высоте около 100 км над поверхностью спутника Земли во время перехода космического аппарата с круговой окололунной на предпосадочную орбиту.

По словам главы госкорпорации Юрия Борисова, к аварии привела нештатная работа двигателей станции при осуществлении маневра. Он пояснил, что коррекция траектории «Луны-25» проходила в зоне радиосвязи и специалисты знали всё, что происходило со станцией до аварии.

— Двигатели проработали дольше необходимого времени — 127 секунд вместо 84, — пояснил Юрий Борисов. Он добавил, что аварийная комиссия уже начала работу.

Накануне стало известно точное место падения станции, его рассчитали специалисты Института прикладной математики имени Келдыша РАН. Это 42-километровый кратер Pontecoulant G.

Еще до официальных выводов могут быть приняты решения о кадровых перестановках. Об этом «Известиям» на условиях анонимности рассказал источник в космической отрасли. Причем он отметил, что, возможно, это коснется высокопоставленных функционеров.

— Проект «Луна-25» реализуется с 2005 года. За это время сменилось много кураторов. На текущем этапе главный ответственный — это первый заместитель генерального директора «Роскосмоса» Александр Иванов. Он курирует всю техническую часть «Роскосмоса» и как глава государственной комиссии по запуску «Луны-25» ставил последнюю подпись в итоговом протоколе о готовности, — сообщил один из анонимных экспертов.

Источник рассказал, что Александр Иванов был первым заместителем главы Федерального космического агентства (предшественник «Роскосмоса». — «Известия») с 2013-го по 2018-й, но вернулся в «Роскосмос» всего около года назад. Поэтому его сложно винить в происшедшем, полагает он.

По мнению специалиста, более вероятно, что ответственность за ЧП может понести заместитель гендиректора по космическим комплексам и системам Роскосмоса Михаил Хайлов: он давно работает в госкорпорации, но не проявлял себя как инициативный руководитель.

— Полагаю, его каким-то образом могут наказать, — считает собеседник «Известий». Эксперт допустил, что Хайлову может грозить отставка, а Иванову — выговор.

Также, по словам того же источника, велика вероятность, что отвечать за ЧП будут и исполнители — ученые и программисты, которые обслуживали запуск. В частности, ответственность могут понести специалисты из НПО Лавочкина (главного исполнителя проекта по созданию «Луны-25») и из Института комических исследований РАН, которые разрабатывали научную программу экспедиции.

По словам другого источника из научной среды, проблемы в космической отрасли, которые могли привести к крушению, начались задолго до работы современной команды руководства госкорпорации. Однако отвечать за произошедшее, вероятно, будет кто-то из нынешних управленцев. Он подтвердил, что кадровые перестановки ожидаются. Не исключено проведение серьезных чисток на уровне руководства, подтвердил третий источник, ранее работавший в «Роскосмосе».

— Все старались и делали, что могли. «Луна-25» — это первый шаг российской программы по восстановлению компетенций в сфере межпланетных полетов. Изначально предполагалось, что миссия может быть неудачной. Поэтому сейчас нет необходимости кого-то менять, — возразил анонимному эксперту научный журналист автор Telegram-канала «Контакт подъема» Михаил Котов.

По мнению специалиста, для решения амбициозных космических задач нужно наладить качественное и бесперебойное обеспечение научных исследований и опытно-конструкторских работ.

«Известия» направили запрос в «Роскосмос»с просьбой прокомментировать информацию о возможных кадровых изменениях в госкорпорации.

Устаревшее ПО

Также эксперты склоняются к тому, что причиной аварии могла быть ошибка в программном обеспечении космического аппарата. В частности, один из источников «Известий» рассказал, что проблема может быть в использовании устаревших кодов.

— Не исключено, что код для «Луны-25» был написан с использованием библиотек (подпрограмм для программирования. — «Известия»), которые применялись и раньше. Потому что налицо повторяющиеся ошибки. Скорее всего, не были проведены достаточное их тестирование и отладка, — рассказал «Известия» специалист, который ранее работал на одном из предприятий-разработчиков приборов для российской космической отрасли.

Он полагает, что эта недоработка, возможно, из раза в раз становится причиной краха российских космических проектов. В частности, неправильный импульс, который был выдан при переходе на предпосадочную орбиту, погубил «Луну-25». Похожая ситуация произошла в 2017 года со спутником «Метеор-М», который не вышел на целевую орбиту из-за проблемы на этапе выдачи одного из двух импульсов маршевой двигательной установкой.

Также неправильная работа программного кода стала причиной неудачи, которая произошла в 2011 году с межпланетной марсианской станцией «Фобос-Грунт». После вывода на опорную околоземную орбиту двигатели аппарата не получили нужного импульса для движения в сторону Марса. В итоге аппарат упал на Землю.

Авария — не катастрофа

В целом эксперты сходятся во мнении, что, если сделать правильные выводы, потеря «Луны-25» не станет катастрофой для российской космонавтики. Это происшествие поможет нашей стране ускориться и выйти на более высокие темпы освоения спутника Земли.

— Наиболее близкие к действительности данные по затратам на создание аппарата, его запуск, вывод к Луне и прочие работы — это 12,6 млрд рублей. Эти оценки основаны на открытых источниках. Причем нужно отметить, что часть стоимости перераспределяется на другие космические программы, которые ведутся параллельно или последуют за «Луной-25», — считает историк космонавтики Александр Железнов.

Он пояснил, что необходимо найти средства и возможности, чтобы создать и запустить аналог станции. Это важно: маневр мягкой посадки космических аппаратов российским специалистам в любом случае необходимо освоить для дальнейшего развития отечественной лунной программы. Аналог «Луны-25» можно создать за 2–2,5 года, считает Александр Железнов.

— Космонавтика в принципе не должна быть коммерческой. Ее цель — не зарабатывать деньги и пополнять бюджет. Она должна в целом работать на развитие страны, — объяснил независимый эксперт Андрей Ионин.

Эксперт перечислил главные задачи, которые должна выполнять отрасль. Это создание обороноспособности, строительство цифровой экономики и обеспечение технологического прорыва нашей страны. Также это возможность реализовывать совместные объединяющие проекты с дружественными государствами.

По словам главы «Роскосмоса», России однозначно нужно участвовать в лунной гонке, поскольку гонка за освоение природных ресурсов естественного спутника Земли уже началась.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт




РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer