Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почти полвека спустя


11 августа 2023 года Анастасия Николаева, Интерфакс


Первая за 47 лет российская автоматическая межпланетная станция отправилась на Луну. Она прилунится 21 августа.

Первый в современной истории России запуск миссии на Луну, в ходе которой будет совершена посадка и проведены исследования на наличие воды в районе Южного полюса естественного спутника Земли, состоялся ночью 11 августа с космодрома Восточный. Ракета "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и автоматической станцией "Луна-25" штатно стартовала с площадки 1С. Чуть более чем через час после старта станция вышла на траекторию перелета к Луне и отделилась от разгонного блока "Фрегат".

По словам гендиректора "Роскосмоса" Юрия Борисова, мягкая посадка "Луны-25" на спутник Земли состоится 21 августа. Он также выразил надежду, что российская межпланетная станция первой в мире приземлится на Южный полюс Луны.

В настоящее время на окололунной орбите находится индийская станция для исследования Луны Chandrayaan-3 (Чандраян-3). Ее приземление на поверхность Луны запланировано на 23 августа.

По данным разработчика "Луны-25" - Научно-производственного объединения им.С.А.Лавочкина ("НПО Лавочкина"), сам перелет станции по штатной программе составит от 4,5 до 5,5 суток. После отработки тормозного импульса "Луна-25" должна выйти на круговую околополярную орбиту искусственного спутника Луны высотой 100 км, проработать на ней от 3 до 7 суток, при этом выполнить тщательные траекторные измерения для формирования предпосадочной орбиты.

Затем будет выбран район посадки - основной или резервный. После анализа 12 районов-кандидатов на Южном полюсе Луны окончательно выбрали три - основной, расположенный к северу от кратера Богуславский, и два резервных: юго-западнее кратера Манцини и к югу от кратера Пентланд-А.

После приземления аппарата начнется научная работа "Луны-25" на поверхности, которая, как ожидается, продлится в течение одного года. По информации "Роскосмоса", "Луне-25" предстоит взять и проанализировать грунт и провести длительные научные исследования, включая изучение верхнего слоя реголита поверхности в районе Южного полюса Луны, а также лунной экзосферы.

Как рассказывал руководитель группы планирования комплексом научной аппаратуры станции Максим Литвак, миссия "Луны-25" нацелена на изучение грунта.

Так, в частности, по его словам, ученые рассчитывают изучить лунную пыль.

"Если на Луне работать долго, то пыль вместе с радиацией могут принести много неприятностей и людям, и технике", - пояснил Литвак.

Кроме того, аппаратура на станции рассчитана на изучение лунной экзосферы – "очень и очень разреженной оболочки вокруг Луны, состоящей из ионов и нейтральных атомов".

"Очень интересно измерить их энергии и концентрации в новой для нас точке — не на экваторе, а в полярной области", - добавил ученый.

Эта лунная миссия станет первой в современной истории России. Предыдущая станция - советская "Луна-24" - была запущена в 1976 году.

"Луна-25" - до апреля 2013 года аппарат носил название "Луна-Глоб" - часть российской лунной программы, первое российское лунное задание, осуществляемое в "НПО Лавочкина", по исследованию и практическому использованию Луны и окололунного пространства автоматическими межпланетными станциями.

Основная цель проекта - запуск автоматического зонда, орбитальная часть которого должна провести дистанционные исследования и выбор подходящих площадок для последующих спускаемых аппаратов, а посадочный аппарат будет исследовать поверхность в районе Южного полюса, в том числе криогенным бурением до глубины 2 метров.

Первоначально запуск этой автоматической межпланетной станции к спутнику Земли был запланирован на 1 октября 2021 года, испытания космического аппарата должны были быть завершены летом того же года. Однако время запуска неоднократно переносилось.

Как отмечали в Роскосмосе, "Луна-25" создана с использованием полностью российской элементной базы и последних достижений в области космического приборостроения. В части посадки станция также принципиально отличается от своих предшественников: советские лунные станции прилунялись в экваториальной зоне, новая станция должна совершить мягкую посадку в околополярной области со сложным рельефом местности.

По словам руководителя группы планирования комплексом научной аппаратуры станции, на данный момент в российской лунной программе уже планируются следующие посадочные станции на базе развития конструкции "Луны-25". Так, после "Луны-26", которая будет спутником Луны, последуют две посадочные станции: "Луна-27" должна будет доставить буровую установку на Луну, а "Луна-28" доставить грунт из полярной области Луны на Землю.

"На мой взгляд, самый интересный вариант изучения Луны — это луноход. Но луноход, способный удовлетворить всем нашим требованиям по научным задачам, должен быть довольно большим аппаратом с массой от сотен килограммов и вплоть до тонны. На нем должна быть буровая установка, манипулятор, специализированная аппаратура. Сразу создать такой тяжелый луноход довольно трудная задача, поэтому будем двигаться поступательно и начнем с небольшого лунохода весом порядка 100 кг. Но эти планы будут развиваться уже, соответственно, на базе результатов "Луны-25", - рассказал Литвак.

В свою очередь глава "Роскосмоса" уточнил, что запуск "Луны-26" состоится в 2027 году, "Луны-27" - в 2028 году, а к 2030 году или позже планируется старт "Луны-28".

"Это комплекс автоматических исследований Луны, и после этого мы с коллегами из Китая будем уже переходить к следующей фазе - возможности пилотируемого посещения Луны и строительства лунной базы", - сообщил Борисов.

В конце 2022 года стало известно, что Россия и Китай подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве по созданию Международной научной лунной станции.

В 2022-2023 годах в рамках сотрудничества в области космических исследований Россия и Китай РФ обменялись образцами лунного грунта. Так, Москва получила от Пекина образцы лунного грунта, добытого в ходе миссии "Чанъэ-5", и оправила взамен образцы грунта с советской миссии "Луна-16".

Советская автоматическая межпланетная станция "Луна-16" совершила посадку в Море Изобилия на видимой стороне Луны 20 сентября 1970 года. Обратно на Землю был возвращен 101 грамм грунта - это была первая в мире автоматическая доставка образцов вещества с другого небесного тела.

Китайский зонд "Чанъэ-5" стартовал с космодрома "Вэньчан" на острове Хайнань с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-5" 23 ноября 2020 года. 1 декабря 2020 года зонд прилунился в Океане Бурь, после чего отправился обратно к Земле, чтобы доставить на нее спускаемую капсулу с 1731 граммом лунного грунта. 16 декабря 2020 года капсула успешно приземлилась в автономном районе Внутренняя Монголия, где ее обнаружили поисковые группы.

"Чанъэ-5" стал первой миссией по возвращению на Землю образца лунного грунта с 1976 года, когда образцы с Луны доставила на Землю советская АМС "Луна-24".

В РАН создали рабочую группу из представителей Института геохимии и аналитической химии имени В.И.Вернадского и Института космических исследований для минералогического и элементного анализа полученных образцов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer