Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Встали на лунную дорожку: как стартовала российская миссия к спутнику Земли


11 августа 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Ночью 11 августа автоматическая станция «Луна-25» успешно отправилась к спутнику Земли. Это первый подобный полет в истории современной России. Ученые связывают с миссией много ожиданий — в частности, на основе анализа содержащихся в реголите кристаллов льда можно будет понять, есть ли шанс построить на Луне обитаемую базу. Однако для этого станция должна благополучно преодолеть путь от Земли и сесть на поверхность неподалеку от лунного Южного полюса — именно за последний этап эксперты переживают больше всего. Россия последний раз осуществляла высадку на Луну в 1976 году, когда техника была еще аналоговой, сейчас же используется более сложная цифровая. Однако эксперты заявляют, что аппаратура прошла максимум возможных испытаний на Земле, и надеются на успех.

В путь-дорогу

Автоматическую станцию «Луна-25» запустили с космодрома Восточный 11 августа в 02:10 по московскому времени. На околоземную орбиту станцию вывела ракета-носитель «Союз 2.1б». Впервые в истории современной России космический аппарат отправился на спутник Земли.

Ракета отправилась в путь ровно в назначенную секунду, точно по намеченному плану. После короткой команды «пуск» ракета-носитель взлетела. Стабильно, устойчиво, в норме, есть — почти каждую фразу ЦУП, которые транслировались в прямом эфире, сопровождали эти слова. В течение нескольких минут на фоне полной тишины звучали комментарии «давление в камерах ракеты-носителя в норме», «60 секунд — полет нормальный», «70 секунд — параметры ракеты-носителя в норме», «есть выключение двигателей боковых блоков, есть отделение боковых блоков».

Через 9,5 мин. после старта разгонный блок «Фрегат» и космический аппарат оказались на так называемой замкнутой опорной орбите. На высоте около 200 км над Землей они провели около часа, затем «Фрегат» вышел на траекторию полета к Луне.

Далее станция должна три дня двигаться вокруг спутника по околополярной орбите высотой 100 км — за это время она сделает 36 витков. Следующий этап — полет вокруг Луны по эллиптической посадочной орбите с минимальной высотой 18 км и максимальной 100 км. На этой орбите космический аппарат проведет еще двое суток, совершив 24 витка.

Наконец, если всё пойдет благополучно, 21–22 августа станция сядет в районе лунного Южного полюса недалеко от кратера Богуславского. Заявленный активный срок работы зонда на поверхности Луны — не менее одного земного года.

— Уверен, что наши ученые, специалисты по баллистике, разработчики, конструкторы и инженеры предусмотрели все возможные технические решения для успешной реализации этой непростой задачи. Успешный полет станции «Луна-25» откроет новую страницу в освоении естественного спутника Земли, — рассказал космонавт-испытатель, начальник лаборатории по созданию комплексных тренажеров для его перспективных транспортных кораблей ЦПК им. Ю.А. Гагарина, аспирант МАИ Олег Блинов.

Источник жизни

Одна из основных причин повышенного интереса к Луне — наличие там запасов водяного льда. Теоретически он способен стать основным вспомогательным ресурсом для освоения спутника Земли. Большинство экспертов сходятся во мнении, что полноценно начать работать с ресурсами естественного спутника можно, только построив там обитаемую базу. Наличие воды может частично решить проблему отсутствия на Луне пищи и топлива.

Вторая причина интереса к Луне — редкоземельные металлы, которые можно будет добыть и привезти на нашу планету. Они нужны, в частности, для производства электроники. На Земле их запасы могут подойти к концу в течение нескольких десятилетий, учитывая нарастающие темпы потребления техники человечеством. Наконец, освоение Луны рассматривают как важный этап подготовки к экспедициям на Марс.

В рамках текущей миссии космический аппарат должен изучить поверхность Луны, взять пробу грунта и провести его анализ. Орбитальный зонд позволит выбрать подходящие площадки для следующих спускаемых аппаратов.

— На мой взгляд, приложено максимум усилий для того, чтобы миссия была успешной, — сообщил заведующий лабораторией нейтронной и гамма-спектроскопии отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН Максим Литвак. — Я сам видел и могу подтвердить, что участок работ, связанный с научной аппаратурой, сделан на совесть. Были проведены всевозможные испытания как отдельно от космического аппарата, так и вместе с ним. Конечно, точно такие же условия, как на Луне, смоделировать нереально, однако специалисты старались максимально приблизиться к ним.

Научная аппаратура лунной посадочной станции — это восемь российских приборов, предназначенных для исследований состава, структуры и физико-механических свойств поверхностного лунного реголита, изучения приповерхностной пылевой и плазменной экзосферы.

— Основное отличие миссии «Луна-25» от всех предыдущих заключается в том, что это первая практически «полярная» долгоживущая экспедиция, — рассказал Максим Литвак. — Манипулятор сможет брать пробы грунта и закладывать его в прибор, который будет анализировать его элементный состав. Один из самых важных и интересных вопросов — распределение водяного льда в реголите в полярных областях Луны.

Вернуться и остаться

В «Роскосмосе» считают самым сложным этапом мягкую посадку на поверхность Луны.

— Россия очень давно не была на Луне, — пояснил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. — Напомню, «Луна-24» стартовала 9 августа 1976 года, и в результате было получено доказательство наличия воды на спутнике Земли. Здесь может возникнуть закономерный вопрос — если получалось раньше, почему могут возникнуть сложности сейчас? Дело в том, что раньше для управления использовалась аналоговая техника, а сегодня применяется цифровая. Последняя, конечно, имеет гораздо больше возможностей, однако аналоговая намного надежнее и проще.

В 2023 году посадка японского модуля Hakuto-R на Луну закончилась провалом — связь с ним была потеряна. Также первый посадочный модуль Израиля Beresheet разбился при посадке на спутник Земли в 2019-м. Сейчас в гонке к Луне с Россией в буквальном смысле соперничает Индия, которая запустила свой аппарат 14 июля к Южному полюсу. По словам представителей Индийской организации космических исследований, посадочный модуль доберется туда 23–24 августа.

— Исходя из примеров других стран, при посадке стоит бояться именно сбоя техники, — заключил Натан Эйсмонт. — Это действительно уязвимое место, за которое лично я и, думаю, многие мои коллеги, переживают больше всего.

Ранее в госкорпорации «Роскосмос» заявили, что вероятность успешной посадки составляет около 80%.

— На самом деле «Луна-25» — это попытка с технической точки зрения повторить то, что и так уже было сделано 47 лет назад, — заявил «Известиям» источник в «Роскосмосе».

Согласно плану «Роскосмоса», следующие миссии — «Луна-26» и «Луна-27».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer