Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Встали на лунную дорожку: как стартовала российская миссия к спутнику Земли


11 августа 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Ночью 11 августа автоматическая станция «Луна-25» успешно отправилась к спутнику Земли. Это первый подобный полет в истории современной России. Ученые связывают с миссией много ожиданий — в частности, на основе анализа содержащихся в реголите кристаллов льда можно будет понять, есть ли шанс построить на Луне обитаемую базу. Однако для этого станция должна благополучно преодолеть путь от Земли и сесть на поверхность неподалеку от лунного Южного полюса — именно за последний этап эксперты переживают больше всего. Россия последний раз осуществляла высадку на Луну в 1976 году, когда техника была еще аналоговой, сейчас же используется более сложная цифровая. Однако эксперты заявляют, что аппаратура прошла максимум возможных испытаний на Земле, и надеются на успех.

В путь-дорогу

Автоматическую станцию «Луна-25» запустили с космодрома Восточный 11 августа в 02:10 по московскому времени. На околоземную орбиту станцию вывела ракета-носитель «Союз 2.1б». Впервые в истории современной России космический аппарат отправился на спутник Земли.

Ракета отправилась в путь ровно в назначенную секунду, точно по намеченному плану. После короткой команды «пуск» ракета-носитель взлетела. Стабильно, устойчиво, в норме, есть — почти каждую фразу ЦУП, которые транслировались в прямом эфире, сопровождали эти слова. В течение нескольких минут на фоне полной тишины звучали комментарии «давление в камерах ракеты-носителя в норме», «60 секунд — полет нормальный», «70 секунд — параметры ракеты-носителя в норме», «есть выключение двигателей боковых блоков, есть отделение боковых блоков».

Через 9,5 мин. после старта разгонный блок «Фрегат» и космический аппарат оказались на так называемой замкнутой опорной орбите. На высоте около 200 км над Землей они провели около часа, затем «Фрегат» вышел на траекторию полета к Луне.

Далее станция должна три дня двигаться вокруг спутника по околополярной орбите высотой 100 км — за это время она сделает 36 витков. Следующий этап — полет вокруг Луны по эллиптической посадочной орбите с минимальной высотой 18 км и максимальной 100 км. На этой орбите космический аппарат проведет еще двое суток, совершив 24 витка.

Наконец, если всё пойдет благополучно, 21–22 августа станция сядет в районе лунного Южного полюса недалеко от кратера Богуславского. Заявленный активный срок работы зонда на поверхности Луны — не менее одного земного года.

— Уверен, что наши ученые, специалисты по баллистике, разработчики, конструкторы и инженеры предусмотрели все возможные технические решения для успешной реализации этой непростой задачи. Успешный полет станции «Луна-25» откроет новую страницу в освоении естественного спутника Земли, — рассказал космонавт-испытатель, начальник лаборатории по созданию комплексных тренажеров для его перспективных транспортных кораблей ЦПК им. Ю.А. Гагарина, аспирант МАИ Олег Блинов.

Источник жизни

Одна из основных причин повышенного интереса к Луне — наличие там запасов водяного льда. Теоретически он способен стать основным вспомогательным ресурсом для освоения спутника Земли. Большинство экспертов сходятся во мнении, что полноценно начать работать с ресурсами естественного спутника можно, только построив там обитаемую базу. Наличие воды может частично решить проблему отсутствия на Луне пищи и топлива.

Вторая причина интереса к Луне — редкоземельные металлы, которые можно будет добыть и привезти на нашу планету. Они нужны, в частности, для производства электроники. На Земле их запасы могут подойти к концу в течение нескольких десятилетий, учитывая нарастающие темпы потребления техники человечеством. Наконец, освоение Луны рассматривают как важный этап подготовки к экспедициям на Марс.

В рамках текущей миссии космический аппарат должен изучить поверхность Луны, взять пробу грунта и провести его анализ. Орбитальный зонд позволит выбрать подходящие площадки для следующих спускаемых аппаратов.

— На мой взгляд, приложено максимум усилий для того, чтобы миссия была успешной, — сообщил заведующий лабораторией нейтронной и гамма-спектроскопии отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН Максим Литвак. — Я сам видел и могу подтвердить, что участок работ, связанный с научной аппаратурой, сделан на совесть. Были проведены всевозможные испытания как отдельно от космического аппарата, так и вместе с ним. Конечно, точно такие же условия, как на Луне, смоделировать нереально, однако специалисты старались максимально приблизиться к ним.

Научная аппаратура лунной посадочной станции — это восемь российских приборов, предназначенных для исследований состава, структуры и физико-механических свойств поверхностного лунного реголита, изучения приповерхностной пылевой и плазменной экзосферы.

— Основное отличие миссии «Луна-25» от всех предыдущих заключается в том, что это первая практически «полярная» долгоживущая экспедиция, — рассказал Максим Литвак. — Манипулятор сможет брать пробы грунта и закладывать его в прибор, который будет анализировать его элементный состав. Один из самых важных и интересных вопросов — распределение водяного льда в реголите в полярных областях Луны.

Вернуться и остаться

В «Роскосмосе» считают самым сложным этапом мягкую посадку на поверхность Луны.

— Россия очень давно не была на Луне, — пояснил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. — Напомню, «Луна-24» стартовала 9 августа 1976 года, и в результате было получено доказательство наличия воды на спутнике Земли. Здесь может возникнуть закономерный вопрос — если получалось раньше, почему могут возникнуть сложности сейчас? Дело в том, что раньше для управления использовалась аналоговая техника, а сегодня применяется цифровая. Последняя, конечно, имеет гораздо больше возможностей, однако аналоговая намного надежнее и проще.

В 2023 году посадка японского модуля Hakuto-R на Луну закончилась провалом — связь с ним была потеряна. Также первый посадочный модуль Израиля Beresheet разбился при посадке на спутник Земли в 2019-м. Сейчас в гонке к Луне с Россией в буквальном смысле соперничает Индия, которая запустила свой аппарат 14 июля к Южному полюсу. По словам представителей Индийской организации космических исследований, посадочный модуль доберется туда 23–24 августа.

— Исходя из примеров других стран, при посадке стоит бояться именно сбоя техники, — заключил Натан Эйсмонт. — Это действительно уязвимое место, за которое лично я и, думаю, многие мои коллеги, переживают больше всего.

Ранее в госкорпорации «Роскосмос» заявили, что вероятность успешной посадки составляет около 80%.

— На самом деле «Луна-25» — это попытка с технической точки зрения повторить то, что и так уже было сделано 47 лет назад, — заявил «Известиям» источник в «Роскосмосе».

Согласно плану «Роскосмоса», следующие миссии — «Луна-26» и «Луна-27».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer