Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям


6 июля 2023 года Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова, РБК


Запреты на беспилотники в целях безопасности регионы стали вводить еще в 2022 году. РБК разбирался, где действуют ограничения и что грозит их нарушителям

Какие регионы ввели прямые запреты на использование беспилотников

К началу июля запрет на использование беспилотников ввели 60 регионов. Большая часть регионов ввела ограничения после конца октября 2022 года постановлениями губернаторов, которые прямо ссылаются на указ президента от 19 октября № 757. Он был посвящен мерам, связанным с другим указом, который устанавливал для регионов четыре уровня реагирования — от максимального, военного положения (для новых регионов: ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей), до уровня базовой готовности.

При этом запреты на беспилотники ввели регионы из разных категорий, в том числе из списка субъектов с базовым уровнем готовности — среди них, например, Мордовия и Приморский край.

В Пермском крае запрет установлен решением оперативного штаба по обеспечению базовой готовности, аналогично — в Челябинской области. В Орловской области решение оперштаба подразумевает полеты только при наличии специального разрешения областной администрации, сообщали местные СМИ.

В Свердловской области в конце января решили внедрить защиту от дронов (технические средства для их обнаружения) на предприятиях атомной промышленности, а в мае уже запретили запускать беспилотники в регионе.

В Ульяновской области указ губернатора устанавливает, что использовать беспилотники можно только по согласованию с оперативным штабом региона.

В Коми решили ввести запрет на использование беспилотников в границах зон 28 промышленных объектов, принадлежащих АО «Интер РАО — Электрогенерация», АО «Транснефть-Север» и ООО «Газпром трансгаз Ухта».

В ДНР запрет на использование беспилотников ввели еще в августе 2022 года — до подписания договора о включении республики в состав России. В постановлении госкомитета обороны делалось исключение для дронов органов власти и силовых структур, а также для представителей СМИ. Также в августе запрет ввели в Крыму, тоже с оговоркой для органов власти.

Какие еще решения ограничивают использование беспилотников

Также в ряде регионов установлен временный режим ограничения на использование воздушного пространства. В главном центре ЕС ОрВД (Единая система организации воздушного движения) на запрос РБК ответили, что центр установил временный режим в границах, обусловленных координатами, указанными в представлении Минобороны, и ограничил использование воздушного пространства полностью или частично в воздушном пространстве Московского, Ростовского и Симферопольского региональных центров ЕС ОрВД, над следующими регионами:

  • Смоленская область;
  • Брянская область;
  • Калужская область;
  • Орловская область;
  • Тульская область;
  • Липецкая область;
  • Курская область;
  • Белгородская область;
  • Тамбовская область;
  • Воронежская область;
  • Волгоградская область;
  • Ростовская область;
  • Астраханская область;
  • Ставропольский край;
  • Краснодарский край;
  • Республика Адыгея;
  • Республика Калмыкия;
  • Республика Крым;
  • а также над новыми субъектами — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями.

В нескольких перечисленных в ответе ЕС ОрВД регионах действует желтый уровень террористической опасности, который предполагает повышенные меры контроля.

Что такое желтый уровень террористической опасности и где он действует

В граничащих с Украиной Белгородской, Брянской, Курской областях, в двух районах Воронежской области, на севере Крыма и на территории нескольких районов Краснодарского края с 11 апреля 2022 года был введен желтый уровень террористической опасности. В конце апреля власти Краснодарского края отменили режим, аналогичное решение через месяц приняли в Воронежской области, в мае власти Крыма исключили из своего списка Ленинский район, а в августе — Керчь. 8 октября, после теракта на Крымском мосту, в Ленинском районе и Керчи снова ввели желтый уровень опасности. В тот же день режим объявили в Темрюкском районе Краснодарского края.

Особый режим предполагает усиленную работу всех правоохранительных органов, а жителям регионов рекомендуют избегать массового скопления, всегда брать с собой удостоверение личности и быть бдительными.

Всего уровней террористической опасности три: синий (повышенный), желтый (высокий) и красный (критический). Желтый вводится, если есть подтвержденная информация о реальной возможности совершения теракта, следует из классификации Национального антитеррористического комитета.

В Белгородской области в связи с уровнем опасности губернатор Вячеслав Гладков среди рекомендаций населению упоминал о необходимости обращаться в органы, если услышали звук беспилотника.

В Брянской области в сообщении о желтом уровне опасности упоминался запрет на полеты «всех воздушных судов, в том числе квадрокоптеров». В правительстве Брянской области в ответе на запрос РБК в феврале 2023 года отмечали, что запрет не распространяется на воздушные суда госавиации, а контроль за соблюдением правил осуществляют органы транспортной прокуратуры во взаимодействии с правоохранительными органами «через имеющиеся технические и оперативные возможности». 30 марта 2023 года появился указ губернатора о запрете использования беспилотников на территории региона.

В Курской области, где также установлен желтый уровень, «усиленные меры по защите и охране территории предполагают ограничение использования БПЛА в бытовых целях для обеспечения безопасности населения», отвечали РБК в пресс-службе правительства региона. В июле 2022 года губернатор Роман Старовойт рекомендовал жителям области не запускать беспилотники. Он добавил, что все подобные устройства принудительно сажают и проверяют, при этом часть из них приходит в негодность. В мае 2023 года губернатор сообщил, что оперштаб принял решение запретить использование беспилотников «из-за непрекращающихся провокаций с сопредельной территории».

В департаменте общественной безопасности Севастополя на запрос РБК ответили, что «в связи с проведением специальной военной операции по представлению Министерства обороны Российской Федерации установлен временный режим запрета использования воздушного пространства в Республике Крым, городе Севастополе и части акватории Черного моря».

В пресс-службе губернатора Кубани напомнили об ответственности за использование беспилотников: «Антитеррористическая комиссия Краснодарского края предупреждает, что при несанкционированных запусках беспилотных летательных аппаратов жителей и юридических лиц привлекут к установленной законом административной и иной ответственности, беспилотники будут принудительно приземлять».

Каких беспилотников касается запрет

Как правило, в региональных постановлениях отмечено, что запрет не распространяется на беспилотники, используемые органами власти и подведомственными организациями, органами местного самоуправления или по договору с ними. «Принятые органами местной власти указы приостанавливают предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства населенного пункта всем беспилотным воздушным судам независимо от максимальной взлетной массы», — поясняет эксперт рынка НТИ «Аэронет», генеральный директор компании «Флай Дрон» Никита Данилов.

В ответе главного центра ЕС ОрВД также указывалось, что в ограничениях использования воздушного пространства речь идет в том числе о запуске «любых видов БВС» (беспилотных воздушных судов. — РБК). Такая деятельность в границах временного режима возможна только при наличии спецразрешения Национального центра управления обороной, подчеркнули в ЕС ОрВД.

Что грозит за нарушение запрета на использование беспилотников

Административные санкции за нарушение использования воздушного пространства описаны в ст. 11.4 КоАП (с оговоркой — если действие не содержит уголовно наказуемого деяния):

  • штраф за нарушение пользователем федеральных правил использования воздушного пространства предусмотрен для граждан в размере 20–50 тыс. руб., для должностных лиц — 100–150 тыс. руб., для юрлиц — 250–300 тыс. руб. (либо им могут назначить приостановку деятельности на срок до трех месяцев).
  • штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление подобной деятельности, предусмотрены для граждан в размере 30–50 тыс. руб., для должностных лиц — 50–100 тыс. руб., для юрлиц — 300–500 тыс. руб. (либо приостановка деятельности на срок до трех месяцев).

Правила использования воздушного пространства были закреплены постановлением правительства в 2010 году и предусматривают разрешительный и уведомительный порядок использования неба для разных классов зон.

В правительстве Брянской области, к примеру, на запрос РБК отметили, что за период с 24 февраля 2022 года по 15 февраля 2023 года было выявлено пять случаев нарушения, по всем из них были назначены штрафы.

Уголовная ответственность за использование воздушного пространства без разрешения (когда такое разрешение требуется по закону), описана в ст. 271.1 УК РФ. Если такие действия повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрен тюремный срок до пяти лет, если повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц — срок до семи лет.

В главном центре ЕС ОрВД также отметили, что есть риски применения военными спецсредств к выявленным объектам нарушения режима ограничений, с учетом «особенностей причин установления временного режима».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer