Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дроны рвутся вверх: власти намерены устранить отставание РФ в беспилотной сфере


27 июля 2023 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Россия нацелена сделать беспилотную авиацию полноценным сектором экономики. Но курьеры на велосипедах из городов исчезнут не скоро.

В конце июня российское правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации в стране на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Предполагается, что в течение этого срока пока во многом экспериментальное направление технологий должно будет превратиться в полноценный сектор экономики страны.

На сегодняшний же день Россия крупным игроком в сфере беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) не является — доля государства на мировом рынке дронов оценивается в 1%. Общий его объём в 2022 году, по оценкам правительства, достиг $30,6 млрд с перспективой роста в 1,8 раза — до $55,8 млрд к 2030 году.

Среднегодовой темп роста глобального рынка с 2018 года составляет 21%. Сейчас в денежном выражении на нём доминируют азиатские страны, на них приходится 39%. На государства Северной Америки и Европы приходится 26 и 22% соответственно.

В количественном плане безоговорочным лидером является Китай, производящий более 80% беспилотных авиасистем в мире.

Команда "на взлёт"

В России этот сегмент создаётся во многом с нуля. В правительственном документе среди вызовов, с которыми сталкивается беспилотная авиация, указываются нерешённые законодательные противоречия, отсутствие развитой инфраструктуры и технологий отслеживания аппаратов, которые позволили бы расширить их применение.

Вопрос организации среды для полётов БПЛА постепенно решается. Минтранс РФ, по данным газеты "Известия", оценивает затраты на создание инфраструктуры, необходимой для коммерческого применения дронов, в 236 млрд рублей. На закупку средств контроля, связи, навигации и наблюдения за аппаратами во всех регионах страны из этой суммы собираются потратить свыше 160 млрд до 2030 года.

При этом с точки зрения законодательства ситуация более инертная. Не в последнюю очередь всё осложняется текущей политической ситуацией — непонятно, как развивать запуск коммерческих дронов в условиях, когда в небе могут оказаться и не очень безобидные машины.

В первую очередь, считает завкафедрой безопасности РАНХиГС Санкт–Петербург Александр Дмитриев, необходимо совместить работу пилотируемых и беспилотных летательных средств.

"Сейчас за безопасностью полётов пилотируемой авиации следят диспетчеры, а беспилотники передвигаются лишь в выделенных секторах воздушного пространства. Требуется разработка и утверждение на уровне ГОСТа технологических и процедурных моментов сопряжения и взаимодействия любых летательных средств — как с пилотом, так и без", — поясняет эксперт.

И в правительственной концепции отмечается, что тиражирование практики применения беспилотников возможно только при интеграции их в общее воздушное пространство.

Санкции также стали проблемой для подрастающей отрасли. Причём потенциальные трудности возникают не только из–за отсутствия доступа к западному технологическому рынку. Появляются и дополнительные преграды для экспорта. Однако уже освоенные рынки сбыта отечественных дронов, скорее всего, из–за международных ограничений не пострадают.

Вопрос в цене и инфраструктуре

За период с 2018 по 2022 год Россия продала за рубеж беспилотных авиасистем на $600 млн. Почти ¾ российского экспорта беспилотников приходится на Судан — 62%, и Венесуэлу — 12%. Партнёры довольно очевидные. Экономика этих стран построена на нефтяной промышленности, в которой активно применяются дроны, а возможности их покупки в западных странах из–за санкций, наложенных на эти государства, практически отсутствует.

Нефтегазовая промышленность действительно сегодня является локомотивом по внедрению дронов. Около 40% всех услуг, оказанных с применением БПЛА в 2022 году, составлял мониторинг трубопроводов, говорится в документах Кабмина. Ещё 20% — работы в сельском хозяйстве. Обследование строительных объектов составляет 15,7% рынка. 7 и 12% соответственно приходятся на светошоу и работы в целях лесоустройства. Перевозка грузов, которая обычному человеку может показаться самой очевидной сферой для беспилотников, занимает всего 6%.

Основной сдерживающий фактор для внедрения БПЛА в коммерческой доставке — стоимость специализированных воздушных судов, которая стартует от 2 млн рублей, и неразвитая наземная инфраструктура, говорит совладелец и заместитель директора компании ПЭК Вадим Филатов. Кроме того, без специального разрешения в РФ дроны могут иметь взлётный вес не выше 30 кг. Только к концу этого года должны появиться несколько сертифицированных аппаратов с большей грузоподъёмностью, но пока такие тяжёлые беспилотники могут летать только в рамках правовых экспериментов.

При этом ПЭК уже в тестовом режиме отрабатывает беспилотную доставку между складами компании, рассказывает Вадим Филатов. "Следующий этап эксперимента мы планируем развернуть в Тверской и Томской областях. Использование дронов интересно на маршрутах, по которым сложно и дорого доставлять грузы другими видами транспорта, например в труднодоступных регионах России. Однако в ближайшие годы их массовое применение в классической курьерской доставке маловероятно", — говорит он.

Машина не заменит курьера

Пока автономные средства появляются там, где человек либо вообще не может выполнить какую–то работу, либо она является очень опасной и, как следствие, дорогой, подтверждает аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.

"С помощью них ведётся мониторинг посевов, угодий, съёмка, транспортировка грузов в случае стихийных бедствий. Многие годы электронная коммерция мечтает о доставке товаров дронами, но, видимо, дешёвый труд курьера и отлаженная логистика пока не привели к их победе над человеком", — объясняет эксперт.

Интеграции БПЛА в городское пространство, по мнению Леонида Делицына, будет мешать фактор обеспечения безопасности. Но интеллектуализация и автоматизация сельского хозяйства, а также повышение эффективности работы в зонах чрезвычайных ситуаций, по мнению специалиста, ещё не исчерпали свой потенциал для внедрения дронов.

Практику применения удалённо управляемых систем для обследования электросетей уже внедряет ПАО "Россети Ленэнерго". Причём для этих целей компании разрешён запуск аппаратов даже в условиях общего запрета на полёты дронов, введённого в Ленинградской области в мае этого года, который будет действовать до окончания режима повышенной готовности.

Уже в ближайшие годы использование беспилотников в различных сферах бизнеса может стать массовым, полагает Александр Дмитриев. "Внимание к таким технологиям растёт, и они уже не рассматриваются как нечто отдалённое и перспективное, а выходят на плоскость широкого и активного внедрения и применения", — заключает эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer