Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дроны рвутся вверх: власти намерены устранить отставание РФ в беспилотной сфере


27 июля 2023 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Россия нацелена сделать беспилотную авиацию полноценным сектором экономики. Но курьеры на велосипедах из городов исчезнут не скоро.

В конце июня российское правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации в стране на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Предполагается, что в течение этого срока пока во многом экспериментальное направление технологий должно будет превратиться в полноценный сектор экономики страны.

На сегодняшний же день Россия крупным игроком в сфере беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) не является — доля государства на мировом рынке дронов оценивается в 1%. Общий его объём в 2022 году, по оценкам правительства, достиг $30,6 млрд с перспективой роста в 1,8 раза — до $55,8 млрд к 2030 году.

Среднегодовой темп роста глобального рынка с 2018 года составляет 21%. Сейчас в денежном выражении на нём доминируют азиатские страны, на них приходится 39%. На государства Северной Америки и Европы приходится 26 и 22% соответственно.

В количественном плане безоговорочным лидером является Китай, производящий более 80% беспилотных авиасистем в мире.

Команда "на взлёт"

В России этот сегмент создаётся во многом с нуля. В правительственном документе среди вызовов, с которыми сталкивается беспилотная авиация, указываются нерешённые законодательные противоречия, отсутствие развитой инфраструктуры и технологий отслеживания аппаратов, которые позволили бы расширить их применение.

Вопрос организации среды для полётов БПЛА постепенно решается. Минтранс РФ, по данным газеты "Известия", оценивает затраты на создание инфраструктуры, необходимой для коммерческого применения дронов, в 236 млрд рублей. На закупку средств контроля, связи, навигации и наблюдения за аппаратами во всех регионах страны из этой суммы собираются потратить свыше 160 млрд до 2030 года.

При этом с точки зрения законодательства ситуация более инертная. Не в последнюю очередь всё осложняется текущей политической ситуацией — непонятно, как развивать запуск коммерческих дронов в условиях, когда в небе могут оказаться и не очень безобидные машины.

В первую очередь, считает завкафедрой безопасности РАНХиГС Санкт–Петербург Александр Дмитриев, необходимо совместить работу пилотируемых и беспилотных летательных средств.

"Сейчас за безопасностью полётов пилотируемой авиации следят диспетчеры, а беспилотники передвигаются лишь в выделенных секторах воздушного пространства. Требуется разработка и утверждение на уровне ГОСТа технологических и процедурных моментов сопряжения и взаимодействия любых летательных средств — как с пилотом, так и без", — поясняет эксперт.

И в правительственной концепции отмечается, что тиражирование практики применения беспилотников возможно только при интеграции их в общее воздушное пространство.

Санкции также стали проблемой для подрастающей отрасли. Причём потенциальные трудности возникают не только из–за отсутствия доступа к западному технологическому рынку. Появляются и дополнительные преграды для экспорта. Однако уже освоенные рынки сбыта отечественных дронов, скорее всего, из–за международных ограничений не пострадают.

Вопрос в цене и инфраструктуре

За период с 2018 по 2022 год Россия продала за рубеж беспилотных авиасистем на $600 млн. Почти ¾ российского экспорта беспилотников приходится на Судан — 62%, и Венесуэлу — 12%. Партнёры довольно очевидные. Экономика этих стран построена на нефтяной промышленности, в которой активно применяются дроны, а возможности их покупки в западных странах из–за санкций, наложенных на эти государства, практически отсутствует.

Нефтегазовая промышленность действительно сегодня является локомотивом по внедрению дронов. Около 40% всех услуг, оказанных с применением БПЛА в 2022 году, составлял мониторинг трубопроводов, говорится в документах Кабмина. Ещё 20% — работы в сельском хозяйстве. Обследование строительных объектов составляет 15,7% рынка. 7 и 12% соответственно приходятся на светошоу и работы в целях лесоустройства. Перевозка грузов, которая обычному человеку может показаться самой очевидной сферой для беспилотников, занимает всего 6%.

Основной сдерживающий фактор для внедрения БПЛА в коммерческой доставке — стоимость специализированных воздушных судов, которая стартует от 2 млн рублей, и неразвитая наземная инфраструктура, говорит совладелец и заместитель директора компании ПЭК Вадим Филатов. Кроме того, без специального разрешения в РФ дроны могут иметь взлётный вес не выше 30 кг. Только к концу этого года должны появиться несколько сертифицированных аппаратов с большей грузоподъёмностью, но пока такие тяжёлые беспилотники могут летать только в рамках правовых экспериментов.

При этом ПЭК уже в тестовом режиме отрабатывает беспилотную доставку между складами компании, рассказывает Вадим Филатов. "Следующий этап эксперимента мы планируем развернуть в Тверской и Томской областях. Использование дронов интересно на маршрутах, по которым сложно и дорого доставлять грузы другими видами транспорта, например в труднодоступных регионах России. Однако в ближайшие годы их массовое применение в классической курьерской доставке маловероятно", — говорит он.

Машина не заменит курьера

Пока автономные средства появляются там, где человек либо вообще не может выполнить какую–то работу, либо она является очень опасной и, как следствие, дорогой, подтверждает аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.

"С помощью них ведётся мониторинг посевов, угодий, съёмка, транспортировка грузов в случае стихийных бедствий. Многие годы электронная коммерция мечтает о доставке товаров дронами, но, видимо, дешёвый труд курьера и отлаженная логистика пока не привели к их победе над человеком", — объясняет эксперт.

Интеграции БПЛА в городское пространство, по мнению Леонида Делицына, будет мешать фактор обеспечения безопасности. Но интеллектуализация и автоматизация сельского хозяйства, а также повышение эффективности работы в зонах чрезвычайных ситуаций, по мнению специалиста, ещё не исчерпали свой потенциал для внедрения дронов.

Практику применения удалённо управляемых систем для обследования электросетей уже внедряет ПАО "Россети Ленэнерго". Причём для этих целей компании разрешён запуск аппаратов даже в условиях общего запрета на полёты дронов, введённого в Ленинградской области в мае этого года, который будет действовать до окончания режима повышенной готовности.

Уже в ближайшие годы использование беспилотников в различных сферах бизнеса может стать массовым, полагает Александр Дмитриев. "Внимание к таким технологиям растёт, и они уже не рассматриваются как нечто отдалённое и перспективное, а выходят на плоскость широкого и активного внедрения и применения", — заключает эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer