Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Двигатель эволюции: 3D-мотор запустит в космос сверхлегкие ракеты


27 июля 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Команда конструкторов из РФ готовится к испытаниям нового ракетного двигателя, напечатанного на 3D-принтере. Он предназначен для запуска геофизических ракет в верхние слои атмосферы и ближнего космоса. Тесты намечены на конец августа — начало сентября. Старт ракеты с новым двигателем планируют осуществить осенью 2024 года. В дальнейшем он станет основой для разработки силовой установки большей тяги, которая сможет выводить на околоземные орбиты группировки малых космических аппаратов. Эксперты отрасли подтверждают своевременность разработки, но отмечают ряд проблем, с которыми сталкиваются космические стартапы.

Инновационные решения

В конце лета — начале осени в России намерены приступить к огневым испытаниям нового ракетного двигателя, разработанного стартап-компанией SR Space. Уникальность силовой установки заключается в сочетании новаторских подходов, которые применялись при ее разработке и изготовлении.

В частности, камера сгорания и ряд других важных деталей агрегата были напечатаны на 3D-принтере. Другая его инновационная особенность — это использование в качестве топливной пары метана и кислорода. Также новаторским решением для России стала подача компонентов топлива в камеру сгорания с помощью электронасосов.

— Это жидкостный ракетный двигатель замкнутого цикла. Выбранная топливная пара перспективна с точки зрения будущих проектов. Она оптимальна для создания ракетно-космических систем многоразового применения, — рассказал «Известиям» исполнительный директор компании Александр Зыков.

Он подчеркнул, что в конструкцию изделия заложены передовые достижения отечественного и мирового ракетного двигателестроения. Этот пилотный проект. В дальнейшем он станет основой для создания двигательных установок с большей тягой.

На первом этапе новая силовая установка будет предназначена для запуска геофизической ракеты — также разработки инженеров SR Space.Такие ракеты предназначены для исследования верхних слоев атмосферы и ближнего космоса. Они оказывают неоценимую услугу ученым, поскольку дают возможность при относительно невысоких затратах проводить эксперименты в невесомости, вакууме и других характерных для космического пространства условиях. В советское время в нашей стране такие аппараты широко использовались для отработки новых технологий, проведения медико-биологических экспериментов и метеорологических наблюдений в космосе.

Ближний космос

Новая ракета-носитель вместе с двигателем будет весить порядка 500 кг. Она сможет выводить на высоты от 100 до 150 км до 25 кг полезной нагрузки.

— Анализируя тенденции на рынке, мы заметили, что существует спрос на геофизические запуски. Однако в настоящее время в России нет доступных средств доставки. Своей разработкой мы, фактически, создаем новый рыночный сегмент. При благоприятном развитии событий ежегодное количество геофизических запусков может исчисляться сотнями, — пояснил Александр Зыков.

Он добавил, что при выходе на серийное использование геофизических ракет стоимость запусков составит порядка 25 млн рублей.

Конструкторы надеются пройти полный цикл испытаний новых двигателя и ракеты-носителя за один год и осенью 2024-го осуществить первый полет.

— Ракета полетит чуть выше линии Кармана (высота в 100 км над уровнем моря, которая считается границей между атмосферой и космосом. — «Известия»). Она будет запущена под углом 85℃. Весь полет продлится около 10 минут, — объяснил главный конструктор компании Петр Кудряшов.

Пекут как пирожки

Следующий этап развития инженерной мысли специалистов компании — это создание сверхлегкой ракеты-носителя. В зависимости от высоты она будет выводить на разные околоземные орбиты грузы массой от 300 до 400 кг.

По словам разработчиков, в России появляется все больше компаний, которые занимаются разработкой космических аппаратов различного назначения. Это и связь, и телекоммуникации, и спутниковый интернет, и средства дистанционного зондирования земли. В ближайшие годы потребности страны оцениваются тысячами новых космических аппаратов.

— На Западе и в Китае спутники уже делают как пирожки и активно их используют. Мы видим, что и в России формируется рынок. Он огромен. Также мы рассчитываем на рынки дружественных стран в Азии, Африке, Латинской Америке, — рассказал Александр Зыков

Он отметил, что развитие спутниковых группировок потребуют их оперативного выведения и обновления. Сверхлегкие ракеты-носители могут предоставить им такую возможность. Первый запуск такого аппарата специалисты намерены осуществить в 2025 году.

Космические созвездия

Полезная нагрузка, которую в ближайшие годы готовы отправить в космос в России, позволит компании производить запуски с частотой один раз в неделю, полагает Александр Зыков. При этом стоимость пусков может составить порядка 250 млн рублей.

— Сегодня в рамках дорожной карты «Перспективные космические системы и сервисы» под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова реализуются проекты ряда российских компаний, которые проектируют группировки малых космических аппаратов, — рассказал «Известиям» генеральный директор АО «АК «Новый космос», советник губернатора Ростовской области и член комитета дорожной карты «Перспективные космические системы и сервисы» Антон Алексеев.

По его мнению, бизнесу выгодно иметь возможность оперативного выведения спутников на околоземные орбиты. Поэтому пусковые услуги и появление ракет-носителей сверхлегкого и легкого класса будут востребованы. Они смогут оперативно по запросу выводить в космос необходимое количество спутников.

— Существует успешный опыт международных ракетостроителей в использовании 3D-печати для изготовления двигателей. Есть положительные примеры в отечественной авиационной отрасли. Если двигатели проходят установленный цикл испытаний, то для конечного результата — вывода полезной нагрузки на высоты — принципиальной разницы в способе их создания нет, — добавил Антон Алексеев.

Аддитивные технологии смогут ускорить изготовление ракетной техники и, тем самым, увеличат темпы освоения космоса, считает эксперт.

–– Испытание полноценного ракетного двигателя –– сложная и опасная работа. Трудно поверить, что коллектив, который не обладает собственной стендовой базой для опытно-исследовательских работ и полным набором компетенций в этой сфере, в короткие сроки сможет пройти эту процедуру, –– выразил свои сомнения генеральный директор компании «Лин Идастриал» Александр Ильин.

Он отметил, что основывается на собственном опыте. Его компания в 2016-2018 годах разработала семейство модульных ракет-носителей «Таймыр» и стала одним из первых российских космических стартапов.

— Новые средства для проведения экспериментов в космосе дадут стимул развитию отечественной науки. Сегодня их явно недостаточно. Чтобы компенсировать нехватку, ученые изобретают способы для симуляции космических условий на Земле. Проблема в том, что они не дают комплексной картины. Поэтому специалисты крайне заинтересованы в том, чтобы появилось больше возможностей для исследований в космосе. Программу экспериментов можно расписать на годы вперед, — рассказала заведующая лабораторией биофизики клетки Института медико-биологических проблем РАН Ирина Огнева.

Специалист подчеркнула, что для научных экспериментов важно не только выводить полезную нагрузку в космос, но и бережно доставлять ее на Землю. Для этого требуется развитие технологий возвращения и мягкой посадки космических аппаратов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer