Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


БАС и готово: создание инфраструктуры для полетов дронов в РФ оценили в 240 млрд


18 июля 2023 года Анастасия Львова, Известия


Минтранс оценил затраты на создание инфраструктуры для полетов беспилотников в России в 236 млрд рублей до 2030 года, выяснили «Известия». Из бюджета выделят 231,5 млрд, еще 3,3 млрд — от субъектов, оставшееся — внебюджетные источники. Средства должны пойти на создание инфраструктуры на аэродромах и посадочных площадках, на цифровую платформу для сертификации беспилотной авиационной системы (БАС) и на внедрение систем обеспечения безопасности. Первые базы для БАС появятся на Чукотке и Ямале. Полностью интегрировать беспилотники в единое воздушное пространство вместе с самолетами планируется ближе к 2026–2027 годам.

Инфраструктура для дронов

Минтранс оценил затраты на создание в России инфраструктуры для коммерческих запусков беспилотных воздушных судов (БВС) в 236 млрд рублей до 2030 года, следует из паспорта формирующегося федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем» (в редакции от 3 июля, «Известия» ознакомились с документом).

Статьи расходов разделены на шесть пунктов. Самый дорогостоящий касается внедрения унифицированной инфраструктуры оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов полетов БВС по всей России (на территории 89 субъектов). На эти цели направят 168,5 млрд рублей в 2024–2030 годах. Уже в 2024-м из этой суммы выделят 4,5 млрд из федбюджета.

Еще 4,9 млрд направят на внедрение инфраструктуры на 49 аэродромах федеральной собственности — для обеспечения самих полетов БАС. Речь идет о радиотехническом и метеорологическом оборудовании и строительстве ангарах для хранения и ремонта дронов, а также о модулях заправки или зарядки БАС, говорится в материалах Минтранса. Оснащение первых 12 аэродромов начнется в 2025 году.

Аналогичную инфраструктуру потребуется установить на 241 посадочной площадке в регионах (и находящихся в собственности региональных властей) — на это выделят еще 28,4 млрд рублей до 2030 года. Из этой суммы 25 млрд — это средства федерального бюджета, а 3,3 млрд — региональных. Первые шесть площадок должны быть реконструированы уже в 2024-м.

В апрельских материалах Минтранса указывалось, что в 2024-м планируется реконструкция девяти площадок в Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах. Именно в этих регионах должны появиться первые базы для массового запуска дронов.

На оснащение аэропортов, наиболее подверженных угрозам незаконного вмешательства (I категория), средствами обнаружения и противодействия противоправному применению БВС планируется потратить 30 млрд рублей. Из них только 1,9 млрд — это внебюджетные источники. Конкретные авиаузлы в материалах Минтранса не указаны. В следующем году такими средствами оборудуют один аэропорт, в 2025-м — еще два, в 2026-м — девять, а всего до 2030 года — 31.

Около 5 млрд рублей вложат в оборудование системы обеспечения информационной безопасности на 290 маршрутах (районах) полетов БВС и 217 млн — на создание цифровой платформы сертификации дронов, их разработчиков и изготовителей.

Окончательно интегрировать беспилотники в единое воздушное пространство и создать единое цифровое пространство для обеспечения полетов беспилотной и пилотируемой авиации, а также сервисов на этой основе планируется к 2026–2027 годам, следует из документа Минтранса.

В пресс-службе Минфина «Известиям» сообщили, что паспорт нацпроекта по БАС (в который входит указанный федеральный проект Минтранса) сейчас проходит процедуру межведомственного рассмотрения. После согласования всех параметров, в том числе финансовых, проект будет внесен на рассмотрение правительства, уточнили там. Утвердить нацпроект до 1 сентября кабмину поручил президент РФ Владимир Путин.

В Минтрансе не ответили на запрос «Известий».

В конце марта кабмин РФ утвердил и параметры госзаказа на воздушные беспилотники — объем был оценен в 100,3 млрд рублей на 2023–2026 годы: 63,6 млрд на закупку должны потратить госорганы, 36,7 млрд — компании с госучастием. При этом сейчас в бюджете на 2023–2025 годы на госзакупки беспилотников заложено только 18,9 млрд рублей. До 2030-го спрос на БАС оценен более чем в 200 млрд (параметры госзаказа есть у «Известий»).

Оценки экспертов

Указанной суммы в 236 млрд рублей хватит только на наземный сегмент инфраструктуры, считает основатель и гендиректор компании «Флай Дрон» Никита Данилов.

— В перспективе эти работы придется дополнять космическим сегментом — спутниками, посредством которых будут осуществляться управление беспилотными авиасистемами, наблюдение и контроль за ними. Развитие отечественных БПЛА без космической составляющей не будет столь интенсивным, как при ее наличии, — отметил Данилов.

Поставлять всё радиотехническое оборудование, вероятно, будет концерн ВКО «Алмаз-Антей», исходя из сложившейся в авиаотрасли практики, добавил эксперт.

— В целом интеграция беспилотников в единое воздушное пространство на горизонте 2026–2027 годов выглядит вполне реалистичной, но лишь в том случае, если в данный процесс в кооперации с госструктурами будет вовлечен частный бизнес – цифровые платформы, разработчики инфраструктурных решений и так далее, — заключил Никита Данилов.

О необходимости задействовать космический сегмент для мониторинга и линий связи с БВС говорит и гендиректор разработчика дронов «Геоскан» Алексей Юрецкий. Пока это не нашло отражения в документах Минтранса. Именно использование космических группировок выглядит более перспективным решением, отметил эксперт.

На данный момент не до конца прояснено и то, какие конечные технические требования будут предъявляться к системе полной интеграции дронов в воздушное пространство РФ, поэтому выводы о завершении этого процесса в 2026–2027 годах тоже преждевременны, заключил эксперт.

Как отметил эксперт рынка НТИ «Аэронет» Михаил Карпенко, опытные полеты в едином воздушном пространстве действительно могут начаться к концу 2027-го, а полностью интеграция реализована к 2030-му. Но предстоит еще проанализировать именующиеся технические решения и разработки в области интеграции дронов, провести их опытную эксплуатацию и адаптировать под разные сценарии применения беспилотников. Помимо «Алмаз-Антея» ожидается участие и других разработчиков, так как традиционные подходы по управлению воздушным движением пилотируемых судов (поставщиков которых был концерн) к дронам не применимы, добавил он. Кроме того, большая работа предстоит по сертификации самих аппаратов и различных систем к ним.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer