Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полетное создание: столичные аэропорты тестируют дроны для отпугивания птиц


14 июля 2023 года Анастасия Львова, Известия


Аэропорт Внуково начал использовать дрон со специальным звуковым сопровождением — криками птиц, рассказал источник «Известий». Такие БПЛА стали применяться для отпугивания пернатых, пояснил он. Представитель авиаузла отметил, что беспилотник летает не над самим аэродромом, а над прилегающими территориями — в поисках свалок и мест скопления птиц. Службы Домодедово пока только тестируют несколько аналогичных дронов, рассказал он. Эксперты отмечают, что у технологии есть свои минусы: пока что в РФ не разрешены совместные полеты БПЛА и пилотируемой авиации в одном воздушном пространстве. Кроме того, птицы привыкают к дронам и даже начинают их атаковать.

Кричащий дрон

Столичные аэропорты тестируют дроны для отпугивания птиц, рассказал «Известиям» источник в одном из московских авиаузлов. По его словам, во Внуково уже летают такие БПЛА — в них встроена звуковая аппаратура, издающая сигналы, похожие на крики пернатых. Специализированные службы Домодедово тоже начали тестировать беспилотники, которые впоследствии можно будет применять для этих целей, уточнил он.

— На аэродроме и прилегающей к нему территории использовать дроны невозможно, так как не позволяет заложенная в беспилотниках программа. При этом орнитологическая служба Внуково располагает одним БПЛА, который применяется для обнаружения мест возможного скопления птиц на приаэродромной территории — свалок, водоемов и тому подобного, — пояснил официальный представитель аэропорта «Известиям».

Также есть биоакустические установки как стационарные, так и передвижные, которые имитируют крики пернатых, уточнил он. При этом, по его словам, каждое отдельное средство борьбы с птицами, кроме ловчих хищных, неэффективно — результат можно получить только в сочетании с другими устройствами.

«Известия» направили запросы представителям Домодедово, Шереметьево и подмосковного Жуковского. В калининградском Храброво «Известиям» сообщили, что не используют дроны в аэропорту.

Сложившаяся практика

В обычной практике аэропорты используют для отпугивания птиц с аэродромов разные технические устройства — пропановые пушки (издают громкие звуки) или биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных пернатых). Широко применяются и более простые средства: зеркальные шары с глазами хищных птиц, пугала, блестящие элементы или ловушки. В Шереметьево ранее рассказывали об использовании специальных шипов, которые крепятся на зданиях авиаузла и не дают птицам сесть.

Также с советских времен в некоторых аэропортах сохранились и собственные орнитологические службы. Они есть, например, в тех же Домодедово и Внуково. Там для поиска и устранения птиц используют ястребов.

Защищенность аэродромов от птиц была предметом активных общественных обсуждений в последние годы в России. Согласно статистике Росавиации, в 2022 году произошло 941 столкновение самолетов с пернатыми, из них 809 — с апреля по октябрь. Для сравнения, в 2019-м таких инцидентов было 1,3 тыс. С 2010-го произошли три серьезных авиационных происшествия из-за птиц.

Последний такой громкий случай — это аварийная посадка Airbus 321 «Уральских авиалиний» на кукурузное поле в Жуковском в августе 2019 года. Согласно расследованию Межгосударственного авиационного комитета (МАК), возле аэродрома было много объектов привлечения птиц — водоемы, свалки, сельхозугодия. При наборе высоты самолета в оба двигателя попали чайки из взлетающей стаи. На борту находилось семь членов экипажа и 226 пассажиров, все остались живы.

МАК не публиковал отчетов о происшествии. Но «Известия» ознакомились с документом Росавиации, в котором приводятся обстоятельства и выводы комиссии комитета. Там среди прочего заключили, что у авиаузла были недостатки в организации отпугивания птиц: биоакустическое оборудование работало круглосуточно, и пернатые могли привыкнуть к нему. Кроме того, комиссия не смогла подтвердить, провел ли комендант аэродрома осмотр ВПП перед выпуском рейса, — телефон, по которому он докладывал об осмотре полосы, не был подключен к системе автоматической регистрации, то есть записи о факте осмотра нигде не осталось.

Примечательно также, что руководство госоператора аэродрома Раменское («ЛИИ им. М.М. Громова») еще до инцидента неоднократно обращалось в прокуратуры городов Раменское и Жуковский с просьбой о проверке законности ведения вблизи аэропорта хозяйственной деятельности объектов, которые привлекают птиц. Однако вопрос решен не был, заключил МАК.

В январе–мае 2023 года количество столкновений воздушных судов с птицами, приведших к повреждению авиатехники, выросло на 82% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Был зафиксирован 31 инцидент против 17, сообщала в июне РБК со ссылкой на письмо главы Росавиации.

«Известия» направили запрос в пресс-службу Росавиации.

Эффективность дронов

Эффективность дронов в качестве средств отпугивания птиц сейчас пока трудно оценить, потому что на самих аэродромах их пока нельзя запускать вместе с самолетами пилотируемой авиации, напомнил гендиректор «Курсира» (разрабатывает беспилотные решения для проведения проверок систем навигации и посадки в аэропортах) Виталий Муниров.

— Я думаю, что беспилотник для отпугивания птиц с громкоговорителем и имитирующими хищников звуками достаточно эффективен. Я слышал о подобных экспериментах в аэропортах других стран, но всё это пока не более чем тесты, — отметил эксперт.

В целом дроны в авиаузлах могли бы применяться для решения и многих других задач: оценки состояния взлетно-посадочной полосы, состояния самолетов, проверки систем посадки и навигации, светового оборудования, добавил Виталий Муниров.

По мнению эксперта инфраструктурного центра НТИ «Аэронет» Андрея Новикова, дроны и ястребы не помешают друг другу в аэропорту. Их деятельность нужно синхронизировать, подобно тому как выезд машин, очищающих полосы, ориентирован на расписание рейсов.

— В аэропортах мира дроны уже начинают применять не только для отпугивания птиц, но и для регулирования движения пилотируемых самолетов, — отметил эксперт. Например, такие системы используют в США, Бельгии, Швейцарии и Франции, сообщил он.

Генеральный директор компании «Майнд» (разработчик беспилотников с искусственным интеллектом) Михаил Липатов рассказал «Известиям», что его компания несколько лет назад уже выполняла эксперимент по отпугиванию птиц при помощи БПЛА массой 700 г на одном из промышленных объектов. И если поначалу пернатые пугались дрона, то через месяц-два уже начали привыкать к нему, а еще через месяц сами начали атаковать устройство. В итоге в один из полетов птицы просто схватили и утащили летающий аппарат. Поэтому средства отпугивания нужно менять или использовать в комплексе с другими, заключил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer