Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спецрежим для беспилотников


29 июня 2023 года Анастасия Николаева, Интерфакс


Процедуры организации полетов для гражданских беспилотников упростили в России. В стране растет число территорий с экспериментальным режимом для БПЛА.

В экспериментальном режиме

Минэкономразвития РФ поддержало проект по внедрению в Ненецком автономном округе (НАО) экспериментального правового режима (ЭПР) по эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). Как сообщила накануне пресс-служба министерства, установление такого режима в НАО планируется уже в этом году.

С соответствующей инициативой выступили ООО "ТС Интеграция" и ряд других компаний. Проект предусматривает возможность применения беспилотников с максимальной взлетной массой более 30 кг для выполнения авиационных работ и воздушной перевозки грузов массой от ста грамм до полутора тонн.

В реализации проекта планируют принимать участие 6 субъектов ЭПР: АО "Эмпаэро", ООО "ТС Интеграция", АО "Эколибри", ФАУ "Сибирский НИИ авиации им. С.А.Чаплыгина", ООО НИЦ "Аэроскрипт" и АО "Авиационный сертификационный центр "СибНИА-Тест". Программой ЭПР предусматривается присоединение и иных участников проекта.

"Вопрос обеспечения оперативной доставки грузов особенно важен для нашего региона. До удаленных населенных пунктов зачастую может добраться только пилотируемая авиация, и доставка малогабаритных грузов для них нерентабельна. Беспилотники гармонично дополнят логистическую сеть региона, осуществляя доставку медикаментов и других не менее важных грузов в кратчайшие сроки", — цитирует губернатора НАО Юрия Бездудного пресс-служба Минэкономразвития.

По словам директора департамента развития цифровой экономики министерства Владимира Волошина, которые приводятся в сообщении, результаты проекта будут актуальны для всех регионов, где перевозки между малонаселенными пунктами осложняются климатическими особенностями, сезонным половодьем.

Экспериментальный режим для беспилотников планируется ввести и в Самарской области. Инициативное предложение об установлении ЭПР в этом регионе в Минэкономразвития поступило еще в марте. Инициатором стала частная инновационная компания ООО "Транспорт будущего" (входит в ГК "ЭФКО"), которая является разработчиком БАС и одним из ключевых инвесторов самарского кластера беспилотников.

Введение экспериментально-правового режима в Самарской области для проведения испытаний БАС запланировано на июль, в августе должно начаться системное применение авиатехники, а в сентябре в регионе начнет работу научно-производственный центр "БАС Самара".

"Планируем начать деятельность полноценного научно-производственного центра "БАС" в регионе с сентября 2023 года. На сегодня рассматриваем весь Самарский регион, далее — типовое распространение на территории РФ. Имеем такое географическое положение: широкая Волга и целый ряд населенных пунктов, куда уже с "Почтой России" согласованы перевозки грузов, а выше — целый комплекс полесий и хозтоваропроизводителей, которые уже готовы отрабатывать применение беспилотников", — рассказывал гендиректор "Транспорта будущего" Юрий Козаренко в начале июня в ходе заседания комитета Госдумы.

Кстати, в апреле "Транспорт будущего" приобрел площадку размером более 40 тыс. кв. м в ОЭЗ "Тольятти" для производства беспилотников. Тогда инвестиции в проект в ближайшие 3 года оценивались в более чем 6 млрд рублей. Однако, по данным правительства Самарской области, позже "Транспорт будущего" принял решение инвестировать в проект полноценного серийного производства беспилотных авиационных систем в ОЭЗ свыше 20 млрд рублей.

"Проект включает в себя не просто создание беспилотников, а создание еще и отечественной комплектующей базы. И Самарский регион становится одним из главных по развитию научно-производственных центров в области беспилотных авиационных систем", — заявил Козаренко.

По словам руководитель HR-проектов "Транспорта будущего" Екатерины Евлановой, компонентная база беспилотников компании уже сейчас более чем на 70% состоит из деталей собственного производства, а к декабрю 2023 года компания планирует довести локализацию до 100%.

В марте прошлого года правительство утвердило спецрежим для беспилотников в пяти регионах: Томской области, Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Декларировалось, что это позволит выполнять полеты без излишней нормативной нагрузки, в первую очередь — для доставки почты и грузов.

Между тем в ноябре 2022 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству подумать над увеличением числа территорий с экспериментальным режимом. В апреле такой статус получила Башкирия. Там беспилотники смогут не только доставлять грузы, но и выполнять авиахимические работы, помогать в борьбе с сельскохозяйственными вредителями, пожарами и незаконной вырубкой.

Стратегия для БПЛА

Кроме того, в конце 2022 года президент РФ поручил правительству разработать стратегию развития беспилотной авиации. Накануне распоряжение, утверждающее программный документ, подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Утвержденная правительством РФ стратегия развития беспилотной авиации предполагает постепенный рост российского рынка беспилотных авиационных систем до уровня около 1 млн единиц в год к 2035 году и постепенное увеличение рыночной доли российских производителей с 50% до 80%.

Реализация стратегии позволит запустить в РФ предприятия, которые будут заниматься как финальной сборкой, так и выпуском материалов и комплектующих, а также подготовкой программных решений.

"Параллельно с разработкой стратегии развития беспилотной авиации по поручению президента России правительство завершает формирование национального проекта развития беспилотных авиационных систем. Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации принятой стратегии", — заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Наибольший потенциал для применения авиабеспилотников власти видят в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании и актуализации геопространственных баз данных и доставке грузов в труднодоступные районы.

Стратегией определены пять ключевых направлений. Первое касается стимулирования спроса на отечественные беспилотные авиационные системы. Второе — разработки и серийного производства таких систем, а также создания крупных производственных центов, обеспечивающих внедрение новых технологий при создании беспилотников. Третье подразумевает развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов. Четвертое — подготовку кадров для беспилотной авиации. Пятое — фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем.

План мероприятий по реализации стратегии сформирован с учетом этих направлений. Например, в рамках разработки и серийного производства беспилотников уже в 2023 году будет начата работа по созданию системы научно-производственных центров компетенций и испытаний в сфере беспилотных авиасистем. Ответственными за это направление определены Минпромторг, правительство Москвы, АНО "Национальная технологическая инициатива" и ряд других организаций.

Как отмечается в тексте стратегии, в 2022 году объем российского рынка беспилотных авиасистем и услуг с их применением составил около 50 млрд рублей — менее 1% мирового рынка. По экспертным оценкам, в 2023 году показатель будет превышен. Объем российского производства в данной сфере сейчас составляет 16-20 млрд рублей в год. Усредненная структура выручки на российском рынке на 75% формируется за счет реализации услуг с применением авиабеспилотников и на 25% — за счет реализации беспилотных авиационных систем и их компонентов, включая программное оборудование.

Рынок в данной сфере во многом зависит от государства. С 2018 года по 2022 год в рамках госзакупок было заключено почти 2 тыс. контрактов на сумму более 13 млрд рублей. Основными заказчиками выступали МЧС, Росгвардия, Росреестр, Минсельхоз, Минобрнауки и Минпросвещения.

"Несмотря на незначительный вклад в валовый внутренний продукт РФ, российский рынок беспилотной авиации обладает значительным потенциалом. К 2030 году число реализованных беспилотных авиационных систем на рынке РФ оценивается в более чем 180 тыс. единиц и порядка 200 тыс. единиц — к 2035 году. В денежном эквиваленте эти объемы соответствуют почти 200 млрд рублей и более чем 220 млрд рублей соответственно. При прогрессивном сценарии в 2030 году эти потребности на 75% могут быть обеспечены российскими изготовителями по рассматриваемым сегментам, за исключением образовательных беспилотных авиационных систем", — отмечается в тексте стратегии.

Объем российского рынка беспилотных авиационных систем в целом, с учетом потребности в рамках услуг, оценивается в базовом сценарии стратегии примерно в 370 тыс. шт. на период 2023-2026 годов с ростом до уровня около 1 млн шт. к 2031-2035 годам. Доля беспилотных авиасистем российского производства в общем объеме внутреннего рынка должна вырасти с 52% до 80% соответственно.

Помимо утверждения стратегии в России упростили правила организации полетов гражданских беспилотников и их применения в отдельных сферах деятельности. Как сообщила Росавиация, согласно обновленным правилам, разрешается запускать беспилотники над населенными пунктами на высоте до 150 метров от земли или водоема в светлое время суток.

При этом беспилотник должен находиться в прямой видимости внешнего пилота и вне запретных зон. Эти зоны определит Минтранс по представлению региональных и местных властей. Для организации таких полетов беспилотниками весом до 30 кг эксплуатантам не потребуется подавать план перемещения авиационным властям.

Также упростили порядок применения дронов в сельском хозяйстве — для выполнения авиахимических работ при борьбе с вредителями. В частности, эксплуатанты смогут совершать полеты на высотах менее 30 м от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км от посадочных площадок без установления кратковременных ограничений в воздушном пространстве.

Кроме того, у эксплуатантов появится возможность направлять план полета с помощью цифровой платформы обеспечения деятельности по использованию воздушного пространства России и оперативно получать информацию для выполнения полета, в том числе разрешения органов местного самоуправления.

В Росавиации отмечают, что развитие авиабеспилотной отрасли позволит применять беспилотники для экспресс-доставки почты и продуктов, перевозки малых грузов и электронной коммерции, борьбы с вредителями в сельском хозяйстве, мониторинга риска возникновения лесных пожаров и других опасных ситуаций, а также в целях проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer