Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Мелочь, а прилетно: моделирование свойств композитов сделает самолеты дешевле


27 июня 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Проектирование самолетов станет быстрее, а их эксплуатация дешевле благодаря последней разработке авиаконструкторов из МАИ. Они создали новую методику и программное обеспечение для расчета свойств авиационных конструкций из композитных материалов. Она учитывает дефекты и неоднородности, которые присутствуют в композитах на уровне микроструктуры. По мнению экспертов, новация на 10–15% сократит сроки опытно-конструкторских работ при разработке воздушных судов и позволит снизить коэффициенты запаса прочности. Более легкие самолеты смогут летать дальше, брать больше груза, расходуя меньше топлива, что в конечном счете удешевит авиаперевозки и билеты для пассажиров.

Вопросы микромеханики

В Московском авиационном институте (МАИ) разработали инновационные алгоритмы и программный комплекс, которые позволяют с высокой точностью подбирать композиционные материалы для самолетостроения. Новая методика основана на компьютерном моделировании с учетом мельчайших неоднородностей и дефектов, которые содержатся в структуре материалов.

— Мы рассматриваем как композит целиком, так и отдельные его компоненты: волокно, матрицу и взаимосвязи между ними. Также производится исследование различных включений. Например, нанотрубок. Это позволяет подобрать композиты с оптимальными свойствами, которые соответствуют повышенным требованиям по прочности авиационных конструкций, — рассказал «Известиям» соавтор разработки, ведущий инженер МАИ Константин Шрамко.

Ученый пояснил, что композиты обычно состоят из наполнителя (например, стекло- или углеволокон), которые связаны между собой полимерной массой. В результате объединения свойств данных компонентов материаловеды получают сверхлегкие и сверхпрочные материалы, которые востребованы в авиастроениении.

При этом процессы, которые могут привести к разрушению материала, начинают формироваться на уровне его микроструктуры.

— При различных воздействиях волокно может потерять целостность или отслоиться, отклеиться от матрицы. Это может стать началом развития крупных дефектов. При этом толщина стекловолокна — 60–100 микрометров, а углеволокна и того меньше — всего 5–6 микрон (одна тысячная миллиметра, — «Известия), — объяснил Константин Шрамко.

По словам специалиста, новые подходы к моделированию авиационных конструкций, которые разработали в МАИ, позволяют учитывать эти микродефекты. В результате можно получить более точные характеристики необходимых материалов.

Уточнение характеристик

По предварительным оценкам, такая методика позволит сократить сроки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при создании новых самолетов на 10–15%. В настоящее время разработку ученых МАИ уже внедряют в работу отечественные конструкторские предприятия.

— Проблема заключается в том, что на начальном этапе проектирования авиационной техники у конструкторов нет реальных параметров, которые можно использовать при расчете прочности конструкций, — рассказал начальник отдела прочности композиционных материалов Института новых углеродных материалов и технологий Михаил Козлов.

Эксперт пояснил, что авиация стремится к максимальной безопасности. Поэтому правила сертификации воздушных судов подразумевают, что все параметры конструкции воздушных судов должны быть подтверждены экспериментально.

Поэтому в начале проектирования самолетов специалисты используют приблизительные характеристики материалов, а впоследствии уточняют их в ходе натурных статических и ресурсных испытаний. Это исследования, в которых реальные образцы конструкций изучают при различных напряжениях и нагрузках.

По мнению Михаила Козлова, учет микромеханических свойств дает возможность уже на начальном этапе достаточно точно предсказать свойства композитов. Это сократит время на подбор необходимых материалов, в чем и заключается заслуга разработчиков из МАИ.

— В программе реализованы численные методы для расчета внутренних неоднородностей и скрытых дефектов композитов, которые обычно авиаконструкторы-прочнисты рассматривают как однородный материал, — рассказал заведующий кафедрой физической химии Университета науки и технологий МИСИС Алексей Салимон.

По его словам, то, что программный комплекс моделирует композит на уровне отдельных волокон, помогает практикам микромеханических испытаний предугадать, что можно получить при проведении эксперимента и как правильно выстроить исследование.

На уровне микронов

Алексей Салимон также отметил, что в настоящее время недостаточное понимание микроструктуры композитов сдерживает их развитие.

— Чтобы исключить риски из-за микродефектов, авиаконструкторы закладывают повышенные коэффициенты прочности и переутяжеляют конструкцию. В итоге внедрение композитов не приводит к рывку в авиастроении, которого от них ожидали, — рассказал он.

Эксперт объяснил, что, если разработка МАИ позволит на уровне единиц микронов моделировать предпосылки к разрушению материала, это поможет специалистам снизить коэффициенты запаса прочности, что даст возможность облегчить авиационную конструкцию.

В результате, по мнению Алексея Салимона, увеличится топливная эффективность самолетов. Они смогут летать дальше или брать больше груза, расходуя меньше энергоресурсов. В конечном счете это позволит снизить стоимость авиаперевозок и цену билетов для пассажиров.

Специалисты отмечают, что новая методика будет востребована и в других сферах машиностроения. Например, в создании автомобилей, кораблей, беспилотных летательных аппаратов и ракетной техники.

— Идет активная замена зарубежных технологий и материалов на отечественные разработки. В связи с этим предприятия и отраслевые научно-исследовательские организации ищут новые конструкторские решения на основе композитов, — рассказал Константин Шрамко.

В настоящее время разработчики продолжают совершенствовать методику и программное обеспечение. Работа над проектом рассчитана на длительную перспективу и проводится в соответствии со стратегическим проектом МАИ «Будущие аэрокосмические рынки – 2050» в рамках программы «Приоритет-2030».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников



Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer