Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ячейная полоса: инновационный материал ускорит создание беспилотников


2 июня 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Московские ученые предложили структурировать материал для заполнения крыла беспилотных летательных аппаратов в виде сборных ячеистых панелей. Такую форму можно получить с помощью штамповки или формовки листовой продукции. Это даст возможность изготавливать дроны быстро и дешево. При этом крыло станет крепче. Авиаконструкторы готовы опробовать технологию для создания прототипа по заданию потенциального заказчика. Эксперты считают, что одной из преград для повсеместного использования разработки может стать необходимость в обновлении парка оборудования на заводах.

Скорость производства

В Московском авиационном институте (МАИ) запатентовали новый заполнитель для крыла беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Разработка проста в изготовлении и имеет высокие характеристики прочности. Материал представляет собой ячеистые панели, соединенные послойно. Слои взаимно усиливают друг друга. Грани ячеек также придают системе жесткость.

Кроме самого заполнителя ученые защитили патентами технологию его изготовления и сборку крыла БПЛА из нового материала. Данная разработка может применяться в качестве связующего звена при изготовлении трехслойных обшивок крыла беспилотников.

— Скорость изготовления заполнителя — одно из главных достоинств технологии. Она может осуществляться посредством штамповки или формовки. Такие методы применяются для сверхбыстрого массового поточного производства различных изделий. Например, в лаборатории изготовление одной панели по данной технологии заняло всего две минуты, — рассказал «Известиям» соавтор разработки, научный сотрудник института № 1 «Авиационная техника» МАИ Андрей Колпаков.

Сегодня трехслойные обшивки широко используют в авиастроении. Они состоят из двух внешних слоев, между которыми размещается легкий заполнитель. В качестве последнего часто используют материалы сотовой, пористой или гофрированной структуры.

— Внешние слои традиционно выполняют главную нагрузку при создании подъемной силы крыла. Заполнителям отводится роль соединительного элемента, который обеспечивает устойчивость системы. Поэтому обычно они имеют невысокую прочность, — объяснил Андрей Колпаков. — В нашем случае ячеистые панели сами хорошо держат форму и могут взять на себя роль основного несущего элемента. При этом возможно снизить массу обшивки.

Авиаконструктор отметил, что количество и форма ячеек, а также толщина панелей может быть разной в зависимости от заданных тактико-технических характеристик летательного аппарата. Для выбора параметров заполнителя ученые используют собственный автоматизированный программный комплекс. Он позволяет рассчитать ячеистую структуру, наложенную на сложную геометрическую форму с учетом двойной кривизны и переменной толщины конструкции.

Без ущерба прочности

По словам разработчиков, это позволяет применить для заполнителя материалы с более низкими характеристиками прочности, которые прежде считались нетипичными для авиации. Например, различные виды пластиков или пластмасс.

— В качестве опыта мы изготовили ячеистые панели методом вакуумного выдавливания из листового пластика. Его используют для производства пищевой тары. На удивление изделие из бросового «неавиационного» материала оказалось более прочным и надежным по сравнению с сотовой конструкцией, — заметил Андрей Колпаков.

По мнению ученого, ячеистая структура позволяет снизить расход ресурсов. Это уменьшит вес летательного аппарата и сократит издержки на производство и при его эксплуатации.

Другое преимущество нового заполнителя — возможность без ущерба для прочности вносить локальные изменения в конструкцию крыла. Например, с целью прокладки проводки, трубопроводов и установки необходимого оборудования.

Также ячеистая структура купирует локальные повреждения, не давая им прогрессировать и разрушить оперение летательного аппарата.

— Известная проблема в авиастроении — это образование конденсата внутри крыла. Это приводит к сокращению срока службы летательного аппарата. В нашей разработке внутри имеются сообщающиеся полости. В результате конденсат удаляется естественным образом, — поделился Андрей Колпаков.

Не только беспилотники

В перспективе разработка московских авиаконструкторов может использоваться и в других отраслях промышленности, считают специалисты из МАИ. В частности, ячеистый заполнитель может применяться для облегчения конструкций облицовки зданий и межкомнатных перекрытий. Также ученые проработали вариант использования технологии при изготовлении крыши кузова автомобиля. Это даст возможность облегчить верхнюю часть машин и повысит их устойчивость на дорогах.

— Развитие отечественных технологий, которые увеличивают скорость сборки и удешевляют изделия, в сложившихся условиях — приоритетное направление развития для любой российской компании, — прокомментировал изобретение генеральный директор компании «КБ Русь», которая занимается разработкой БПЛА коптерного типа, Олег Фоменко.

По мнению эксперта, технология МАИ имеет перспективы, но важно отработать технологию применительно к конкретным летательным аппаратам.

— Для крыла небольших БПЛА чаще используют вспененные заполнители на основе полимеров или классические сотовые конструкции. Для крупных — силовой набор, из нервюр и лонжеронов (продольные и поперечные элементы в конструкции крыла. — «Известия»), — объяснил руководитель лаборатории «Цифровые технологии производства изделий из полимерных и композиционных материалов» Иркутского национального исследовательского технического университета Юрий Иванов.

Он добавил, что ячеистые заполнители могут занять свою нишу при изготовлении простых и дешевых аппаратов дальнего действия. Особенно тех, которым не требуется возвращаться назад.

­— На современных производствах БПЛА применяют средства автоматизированного раскроя полуфабрикатов. При этом зачастую формовка изделий производится вручную. Применение ячеистых заполнителей существенно сократит время изготовления изделий. Также они обладают повышенной жесткостью и прочностью, что значительно повысит ресурс изделий. Это позволит увеличить полезную нагрузку аппаратов, — считает ведущий инженер центра компетенций национальной технологической инициативы «Цифровое материаловедение» на базе Московского государственного технического университета Вадим Истомин.

Специалист пояснил, что одной из преград для повсеместного использования новой технологии может стать необходимость в существенном обновлении парка оборудования на заводах.

Ученые МАИ отмечают, что готовы опробовать технологию. Для этого необходимо, чтобы потенциальный заказчик определился с оптимальной конфигурацией беспилотного воздушного судна и выдал тактико-технические характеристики. На основе этой информации конструкторы сделают прототип проведения испытаний и исследований. В результате можно будет рассчитать экономическую эффективность разработки.



комментарии (1):

klm911      07/06/2023 [00:12:47]#1
300 лет в обед этой технологии













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer