Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Доходы операторов duty free в Сочи и Внуково выросли вопреки санкциям


19 июня 2023 года Анна Захарова, Артём Кореняко, РБК


Разрешение продавать товары duty free пассажирам, вылетающим из России в страны ЕАЭС, и экономия на униформе помогли части магазинов в аэропортах нарастить выручку в 2022 году. Но на фоне роста Пулково пострадало Шереметьево

Выручка крупнейшего оператора магазинов беспошлинной торговли (duty free), входящего в международную группу Dufry, показала рост в аэропорту Внуково в 2022 году примерно на треть по сравнению с предыдущим годом. Доходы оператора выросли также в Домодедово, Пулково и ряде других региональных аэропортов, несмотря на уменьшение международного трафика из-за санкций против российской авиационной отрасли и ограничения на полеты за рубеж. Это следует из материалов бухгалтерской отчетности российских «дочек» Dufry, которые занимаются розничной торговлей в аэропортах. При этом в аэропорту Шереметьево выручка оператора за год упала.

Как изменилась работа магазинов duty free в 2022 году

В марте 2022 года российские магазины duty free попросили у правительства помощь из-за «критического» положения, в котором они оказались после начала специальной военной операции на Украине и введенных в ответ на нее санкций. Тогда Евросоюз закрыл небо для российских самолетов, а Россия в ответ на это ввела зеркальные ограничения для 36 стран, рейсы в другие страны отменялись также из-за риска ареста российских самолетов. Магазины duty free напрямую зависят от международного авиасообщения и пассажиропотока в терминалах, отмечали ранее в Евразийской ассоциации беспошлинной торговли. Из-за ограничений на полеты поток резко сократился, и это нанесло удар по рынку, который еще не успел оправиться от пандемии: из-за COVID-19 рынок беспошлинной торговли в России сократился до 70% от объема, который был в 2019 году, — до $400 млн в 2021 году.

Проблемы возникли и с ассортиментом: страны ЕС и США ввели ценовые ограничения на поставки в Россию товаров роскоши. С российского рынка ушли многие популярные зарубежные бренды, которые продавались в магазинах беспошлинной торговли, — среди них Chanel, Gucci, Hermes, Hugo Boss, Victoria's Secret, Moet, Hennessy, Cartier, Swarovski и другие. Операторам пришлось искать замену этим маркам, так же как и товарам брендов, ассортимент которых сократился, — среди них Estee Lauder, L'Oreal, Lancome, Clinique, Jо Malone, Shiseido, Giorgio Armani, Keihl's. Наконец, на продажах магазинов duty free в 2022 году сказался запрет на оплату товаров пластиковыми картами, выпущенными иностранными банками, и ограничения на получение наличной валюты в банках.

Поддержать беспошлинную торговлю попросили и аэропорты, которые из-за прекращения большинства рейсов за рубеж лишились комиссии от магазинов duty free, составлявшей большую долю доходов от международных перевозок. В июне прошлого года совладелец Внуково и авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев рассказывал в интервью РБК, что аэропорты предложили до конца 2023 года ввести режим беспошлинной торговли в терминалах, откуда вылетают рейсы на внутренние направления. Появление внутренних магазинов беспошлинной торговли позволило бы аэропортам повысить выручку на фоне падения международного трафика, а пассажирам — «покупать товары по ценам ниже, чем они существуют на рынке, — без таможенных пошлин», отмечал Ванцев. По его словам, во многих странах магазины беспошлинной торговли работают как в зоне международных рейсов (duty free), так и в зоне внутренних рейсов (duty paid). «Пассажиры уже заплатили за билеты, принеся налоги бюджету. Чем больше они потратят в аэропорту, тем лучше в конечном счете будет для государства», — пояснял совладелец Внуково.

В середине июня Госдума разрешила продавать товары duty free летящим из России в ЕАЭС. До этого российское законодательство исключало возможность продажи товаров duty free для пассажиров, вылетающих из России в союзные страны — Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию, хотя в аэропортах этих стран путешественники, которые летели в Россию, могли покупать товары в магазинах беспошлинной торговли еще с 2019 года.

Кто управляет магазинами duty free в российских аэропортах

Магазины duty free открываются на нейтральной территории — в аэропортах и пунктах пропуска через государственную границу, что дает возможности продавцам не включать в стоимость некоторые виды налогов, например акцизы и НДС, и, в свою очередь, продавать товары по более низким ценам. В ассортименте магазинов duty free в первую очередь продаются товары, которые обычно облагаются самыми высокими акцизными сборами — алкоголь, табак и парфюмерия, а также часы, ювелирные украшения, аксессуары, продукты и товары для путешественников.

В марте 2023 года, согласно реестру Федеральной таможенной службы, в России работало 162 магазина беспошлинной торговли, из них 111 находятся в аэропортах. По сравнению с началом 2022 года количество магазинов duty free сократилось на 32% (их было 240), а в аэропортах их стало меньше на 40% (было 182). Режим работы оставшихся магазинов изменился: сейчас около 60 точек duty free в аэропортах работают не каждый день, отмечает директор Евразийской ассоциации беспошлинной торговли Фатима Дзоблаева.

Первая в России сеть магазинов беспошлинной торговли открылась в Шереметьево в 1988 году — она работала под брендом Moscow Duty Free («Аэроферст»). Компания была совместным предприятием «Аэрофлота» и ирландской компании Aer Rianta (эта компания в 1947 году выдвинула саму идею duty free). В 2013 году Aer Rianta ушла из России, а «Аэроферст» выкупил оператор магазинов под маркой Runway Duty Free — компания «Ариал», принадлежавшая собственнику «Ювелирного дома Яшма» Роберту Мартиросяну.

В 1999 году магазины duty free в Шереметьево начал открывать другой крупный оператор — группа RegStaer. Сейчас RegStaer развивает крупнейшую в России сеть магазинов беспошлинной торговли, говорит Дзоблаева. RegStaer выступает основным оператором магазинов duty free в аэропорту Внуково, а также управляет точками duty free в Шереметьево и Домодедово, петербургском Пулково, в аэропортах Сочи, Краснодара, Ростова-на-Дону, Минеральных Вод.

В 2012 году генеральным партнером и совладельцем части активов RegStaer стала швейцарская компания Dufry — крупнейший международный оператор розничной торговли в сфере путешествий. А в 2019 году Dufry объявила, что приобретет 60% компании RegStaer: за эту долю в операторе швейцарская компания заплатила €73,7 млн (5,3 млрд руб.). В своей отчетности за 2022 год Dufry указывала, что Россия занимает небольшую долю в общей выручке группы и она снижается. Так, в 2021 году продажи в России составили 2,2% от общих продаж Dufry, а в 2022 году они составили лишь 1,7%.

Еще один крупный игрок на российском рынке беспошлинной торговли — сеть Sheremetyevo Duty Free Heinemann: у нее более 50 магазинов в аэропорту Шереметьево (принадлежит немецкой Gebr. Heinemann).

Магазины в каких аэропортах оказались в плюсе

По итогам 2022 года выручка крупнейшего оператора магазинов duty free во Внуково составила 4,5 млрд руб. — на 33% больше дохода за предыдущий год (3,3 млрд руб.), следует из отчетности относящегося к этому аэропорту юрлица RegStaer. Выручка хоть и не восстановилась до показателя доковидного 2019 года, но оказалась на уровне 2018-го (4,4 млрд руб.). Чистая прибыль в 2022 году составила 701 млн руб. — в 2,4 раза больше, чем годом ранее (289 млн руб.).

В Домодедово у «дочки» Dufry (ООО «Дуфри Ист») выручка в 2022 году выросла на 24,7% — до 2,05 млрд руб. (годом ранее — 1,6 млрд руб.). Чистая прибыль за прошлый год составила 2,4 млрд руб. против убытка в 883 млн руб. в 2021 году. В финансовых отчетностях компаний не было пояснений, за счет чего магазины увеличили выручку.

Рост продаж был у магазинов не только столичных аэропортов, но и в других регионах. У юрлица RegStaer в аэропорту Пулково выручка по итогам 2022 года выросла на 29,6% к предыдущему году и составила 2,2 млрд руб. (против 1,7 млрд годом ранее), чистая прибыль составила 94 млн руб. (годом ранее был убыток в 2,3 млн). Положительно на доходы компании повлияло разрешение на продажу товаров в магазине беспошлинной торговли пассажирам, вылетающим и прибывающим из стран ЕАЭС (с последующим декларированием и уплатой таможенных пошлин и НДС), говорится в пояснении к бухгалтерской отчетности «Регстаэр-СП». Оператор отмечает, что ему удалось заменить в ассортименте товары ушедших из России брендов, но на какие именно марки, не уточняет. В 2022 году RegStaer в Пулково пришлось договариваться об изменениях условий договоров аренды в части фиксированных платежей, а также снизить расходы на персонал, в том числе за счет оптимизации штатной расстановки, сокращения расходов на униформу и тренинги. Чтобы увеличить продажи, часть товаров была переоценена и переведена из магазинов беспошлинной торговли в режим розничной торговли. На международных направлениях планы продаж оператора duty free связаны с Турцией, ОАЭ, Ираном, Азербайджаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Ираком, Арменией и Саудовской Аравией — на эти направления приходится больше половины от общего международного пассажиропотока из Пулково.

У находящихся под управлением RegStaer магазинов в аэропортах Сочи и Краснодара выручка и чистая прибыль также выросли год к году, несмотря на закрытый аэропорт в Краснодаре. В 2022 году выручка у юрлица ООО «Нюанс Базэл» (51% принадлежит кипрской «дочке» швейцарской Dufry, а 49% — аэропортовому холдингу «Аэродинамика») составила 1 млрд руб. По сравнению с предыдущим годом выручка оператора выросла на 27%. Чистая прибыль «Нюанс Базэл» за 2022 год составила 628 млн руб. — почти в восемь раз больше, чем в предыдущем году (78,8 млн руб.). Рост выручки объясняется тем, что после закрытия нескольких аэропортов на юге России Сочи остался единственным работающим в Краснодарском крае хабом воздушного авиасообщения. Это повлекло рекордный рост пассажиропотока в Сочи и позволило оператору магазинов в аэропорту увеличить продажи как в сегменте duty free, так и duty paid (магазины, где продаются товары с уплаченной пошлиной), компенсировав вынужденное временное закрытие магазинов аэропорта Краснодара, говорится в пояснениях к бухгалтерской отчетности компании. Сейчас весь пассажирский трафик на юге России идет через аэропорты Сочи и Минеральных Вод, указывает Дзоблаева. Так, по итогам 2022 года пассажиропоток в аэропорту Сочи составил 13 млн человек, что стало рекордом за всю историю работы аэропорта, сообщал минтранс Краснодарского края.

Что происходит с магазинами в Шереметьево

На фоне других аэропортов отличается ситуация у магазинов беспошлинной торговли в Шереметьево. У зарегистрированного в подмосковной Лобне рядом с Шереметьево юрлица RegStaer (ООО «Рэгстаэр», стопроцентным владельцем выступает кипрская Dufry Staer Holding Limited, головная компания — швейцарская Dufry AG) выручка в 2022 году снизилась относительно уровня 2021 года, хоть и несильно — на 3,3%, до 223,2 млн руб. против 230,7 млн руб. годом ранее. По итогам 2022 года компания была убыточной, хотя по сравнению с предыдущим годом убыток заметно снизился (с 106,2 млн до 10,4 млн руб.).

У другого крупного оператора магазинов беспошлинной торговли в Шереметьево — «Империал дьюти фри», который работает под брендом Sheremetyevo Duty Free Heinemann (акционеры компании — аэропорт Шереметьево и немецкая компания Gebr. Heinemann), выручка по итогам 2022 года составила почти 7 млрд руб., что на 19% меньше год к году. Чистая прибыль юрлица сократилась более чем в 21 раз: с 12,8 млрд руб. в 2021 году до 586,7 млн руб. в 2022 году.

Падение выручки в 2022 году «Империал дьюти фри» объясняет уменьшением доходов от продажи в магазинах duty free на 28%, поясняется в отчетности. На результаты компании в 2022 году повлияла внешнеполитическая обстановка и значительные ограничения на полеты — пассажиропоток международных авиалиний уменьшился по сравнению с пандемийным 2021 годом на 31,47% (до 2,9 млн человек). Но зато вырос пассажирооборот внутренних линий — это дало небольшой рост доходов от продажи товаров в магазинах duty paid (на 1,93%).

Падение продаж частично может объясняться сокращением количества магазинов и закрытием терминалов, считает Дзоблаева. По ее словам, если у «Империал дьюти фри» на начало 2022 года было около 50 магазинов в аэропорту Шереметьево, то на начало июня 2023 года осталось работать всего девять. Из-за снижения объема перевозок и интенсивности полетов Шереметьево в марте 2022 года закрыло два из пяти терминалов.

Основные причины падения продаж магазинов duty free в аэропорту Шереметьево и позитивный тренд в других московских аэропортах — перераспределение потоков, а также изначально разные объемы предложения услуг по продаже товаров duty free в московских аэропортах, считает авиационный эксперт Григорий Померанцев. Доля международных пассажиров, путешествующих из Москвы либо через Москву, в Шереметьево была на порядок выше, а инфраструктура магазинов duty free была более развита для удовлетворения спроса этого сегмента пассажиров. В прошлом году аэропорт потерял больше международных пассажиров и, как результат, больше клиентов duty free. При этом магазины в других московских аэропортах с учетом относительно более низкой базы продаж и большего объема пассажиров из стран СНГ в сегменте международных авиаперевозок могли не только сохранить, но и увеличить объемы продаж, в том числе благодаря эффекту отложенного спроса после пандемии и большей готовности пассажиров баловать себя во время путешествий, резюмирует Померанцев.

РБК направил запрос в Sheremetyevo Duty Free Heinemann и ее акционеру — Gebr. Heinemann.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer