Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Женщины — вперед: как советская девушка полетела на орбиту


16 июня 2023 года Арсений Замостьянов, Известия


Она родилась в ярославской деревне Большое Масленниково. В семнадцать лет, не прерывая учебы, уже работала на знаменитом шинном заводе браслетчицей. А главное — записалась в Ярославский аэроклуб, и вскоре парашютный спорт стал для девушки любимым занятием, настоящей отдушиной. И первым шагом к фантастическому достижению: 16 июня 1963 года Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом. К юбилею легендарного полета «Известия» вспомнили, как это было.

«Готова к новым испытаниям»

Идея женского космического полета возникла еще до старта Юрия Гагарина. Главный конструктор Сергей Королев планировал масштабное освоение околоземного пространства, а в перспективе — создание орбитальных станций и даже постоянно действующих баз на Луне и Марсе. Как тут обойтись без женщин? Но первые космические корабли были слишком тесными и несовершенными, как и защита от радиации. Медики решительно протестовали, уверяя, что женский организм не выдержит непредсказуемых и малоизученных космических перегрузок.

Самым активным сторонником подготовки женского полета вскоре стал Николай Каманин — выдающийся летчик, один из первых Героев Советского Союза, который руководил подготовкой космических полетов от Главного штаба ВВС. Особенно веско слова Каманина стали звучать, когда в Москве узнали, что подготовка женского полета началась в США. Уступать космический приоритет в СССР не собирались. Идею Каманина поддержали, и начался секретный отбор — главным образом, среди спортсменок-парашютисток.

Из 800 первоначальных кандидатур медкомиссии отобрали пятерых: Жанну Еркину, Татьяну Кузнецову, Валентину Пономареву, Ирину Соловьеву и Валентину Терешкову. Все они пришли из парашютного спорта, но только Пономарева была еще и пилотом. Она окончила Московский авиационный институт и участвовала в соревнованиях по летному спорту. А по части прыжков с парашютом самой опытной и мастеровитой в великолепной пятерке считалась Ирина Соловьева. Валентина была моложе подруг. Это могло стать и преимуществом, и роковым недостатком. Но с первых дней она проходила испытания безупречно и терпеливо, никогда не позволяла себе пожаловаться на усталость, хотя почти каждый день девушкам из первого в мире отряда космонавток приходилось туго.

Первоначально главный конструктор планировал одновременный полет в разных кораблях двух женских экипажей, но в марте 1963 года от этого отказались, и встала задача выбора одной из пяти кандидаток. Уже весной стало ясно, что 26-летняя Валентина обгоняет подруг по отряду, что она лучше всех готова к полету. Задолго до старта товарищи по отряду заметили особое внимание руководства к Валентине. Но судьбу ответственного первого полета могла решить любая мелочь. Достаточно было чуть-чуть оступиться, заболеть или продемонстрировать растерянность в сложной ситуации.

Больше всех кандидатуру Терешковой поддерживали Каманин и Юрий Гагарин. Ее готовили к полету под позывным Береза. Но это слово неудобно передавать азбукой Морзе, с помощью которой космонавты поддерживали связь с Землей. И тогда Юрий Гагарин предложил позывной, который вошел в историю — Чайка.

Специально для Терешковой разработали особую конструкцию скафандра, приспособленную для женского организма. Но полным успехом этот проект не увенчался: работать в этом облачении несколько суток было, пожалуй, самым тяжким испытанием в полете.

«Я иду!»

Всем запомнился возглас, с которым стартовал на орбиту Юрий Гагарин: «Поехали!» А Валентина Терешкова, как истинная женщина, преодолела земное притяжение со стихами Владимира Маяковского, которые запали ей в душу с юности: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!» Именно так у поэта — с четырьмя восклицательными знаками. И каждый из них Терешкова заслужила. Этот день вошел в историю — 16 июня 1963 года. Взлет прошел безупречно.

Предполагался суточный полет. Но, по договоренности с руководством, Валентина Владимировна, в случае хорошего физического состояния, могла попросить о продлении своей одиночной космической экспедиции. Ей было непросто — как и почти всем первым космонавтам. Но на исходе первых суток работы она поняла: сдюжит. И полет продолжался почти 71 час. Это дольше, чем к тому времени провели в космосе все американские астронавты, вместе взятые.

Уже в первый день полета о нем сообщили советские информационные агентства:

«Сегодня в 12 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль „Восток-6“, впервые в мире пилотируемый женщиной — гражданкой Советского Союза космонавтом товарищем Терешковой Валентиной Владимировной. В этом полете будет продолжено изучение влияния различных факторов космического полета на человеческий организм, в том числе будет проведен сравнительный анализ воздействия этих факторов на организмы мужчины и женщины, проведен новый объем медико-биологических исследований и дальнейшая отработка и совершенствование систем пилотируемых космических кораблей в условиях совместного полета»

Это был сильный ход: значит, никто не сомневался в успехе, в том, что Валентина вернется на Землю невредимой. Сообщение ТАСС о полете Терешковой повторили все новостные ленты мира, а газеты писали о ней на первых полосах, крупными буквами.

Одновременно с Чайкой совершал полет Валерий Быковский. Впервые на орбиту вышли два пилотируемых космических корабля. Они постоянно поддерживали радиосвязь — это был важнейший и прорывный для того времени эксперимент. В переговорах Валерия и Валентины проявилась разница в характерах: Терешкова несколько раз предлагала ему вместе спеть — чтобы русская мелодия прозвучала над Землей. Он отшутился: «Я не певчий дрозд», а Валентина в полете и пела, и читала стихи. Пушкина, Некрасова. А потом ей пришлось столкнуться со смертельным риском.

Инженеры, работавшие над автоматикой корабля, допустили ошибку: при спуске «Востока-6» программа ориентировала его не на снижение, а на новый виток по более высокой орбите. Терешкова сориентировалась в нештатной ситуации. И, несмотря на переутомление третьего дня полета, сумела вовремя проконсультироваться с Москвой и в ручном режиме перенаправить корабль на снижение, к Земле. После приземления Сергей Королев попросил ее держать в тайне этот программный сбой. Терешкова сдержала обещание и раскрыла правду только через 30 лет, после того как эта информация уже просочилась в прессу. Признался один из виновников ошибки.

Приземление тоже вышло непростым: спускаемый аппарат отклонился от курса и чуть не упал в озеро. Но Терешковой повезло: ветер отнес ее на пастбище, что неподалеку от села Мурашкина, на Алтае. И тут началось новое испытание. Девушку в скафандре обступили колхозники, каждый хотел ее угостить, обнять. И она стряхнула усталость, постаралась уделить внимание каждому. Валентина понимала: репутация космонавтики складывается в том числе и из таких встреч.

Космическая королева

Терешковой восхищался весь мир. Не только союзники Советского Союза, но и американцы, британцы, французы отдавали должное «космической красавице с модной стрижкой». Истинно современной женщине, участь которой — не «кухонное рабство», а открытие новых миров, испытание неведомых человеческих возможностей.

«Первые изображения женщины-космонавта, которые московское телевидение показало около 2 часов дня: девушка со спадающим на глаз волнистым локоном и ямочкой на подбородке. Валентина — или Валя, как ее зовут друзья — своей улыбкой и бесконечной говорливостью, казалось, разогнала уныние серого московского неба», — оперативно докладывала своим читателям газета New York Herald Tribune. И даже британская королева Елизавета II направила официальное поздравление Никите Хрущеву: «Я хочу выразить мои самые теплые поздравления вам и через вас — первой женщине в космосе Валентине Терешковой в связи с ее достижением. Я желаю ей успешного полета».

В то же время, в США сразу стали появляться публикации, в которых мирное достижение советской космонавтики преподносилось как военная угроза для Вашингтона. Они сетовали, что СССР снова оставил позади весь «цивилизованный мир», а совместный полет Терешковой и Быковского «может указывать, что есть способ заменять экипажи кораблей, используемых в качестве космических патрулей и инспектировать орбитальные носители ядерного оружия». Этот пропагандистский ход означал, что Вашингтон будет использовать «фактор Терешковой» для взвинчивания гонки вооружений. Но весь мир понимал: Москва снова оставила позади американских конкурентов по части космических технологий.

Как бы трудно ни было в космосе, времени на отдых после полета у Терешковой почти не было. Уже через несколько дней она участвовала в ответственных мероприятиях, общалась с лидерами государства. И держалась, как всегда, уверенно и элегантно. А потом начались поездки по всему миру. В первые же дни после полета Валентина Терешкова стала Героем не только Советского Союза, но еще и Болгарии, Вьетнама, Чехословакии, Монголии и Кубы. Трудно перечислить страны, в которых она побывала, рассказывая о своем полете и о будущем космонавтики. Стало ясно: это, быть может, не менее важная миссия, чем полет, и выполнять ее следует столь же добросовестно. Терешкова, не терявшаяся в любой аудитории, оказалась замечательным рассказчиком. Она всех покоряла обаянием и логикой, умением выступать эмоционально и в то же время — по-королевски сдержанно.

В 1968 году Валентина Владимировна возглавила Комитет советских женщин. Во многом именно ее стараниями все матери в СССР, независимо от семейного положения на момент рождения ребенка, получили права на алименты. А в 1981 году женщины, кроме четырехмесячного оплачиваемого отпуска по беременности и родам, получили право на частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до полутора лет.

Активное участие в политической жизни не означало, что Терешкова ушла из космонавтики. Просто ее деятельность, связанная с созданием новой техники и формированием орбитальных экспедиций, долгие годы оставалась секретной. «Часто снится полет и особенно красоты Земли. И это, наверное, до конца дней», — признавалась первая в мире женщина-космонавт. И, несмотря на череду важнейших общественных поручений, она долго не уходила из отряда. Подготовка к космическим полетам оставалась ее службой, ее ежедневной работой.

В 1982 году кандидатуру Валентины Терешковой рассматривали в качестве командира полностью женского экипажа корабля «Союз», но в итоге от этой идеи отказались. И вторая (и в СССР, и в мире) женщина-космонавт Светлана Савицкая отправилась на орбиту в составе мужского экипажа. Но даже после этого Терешкова продолжала мечтать о новом полете. Много лет она изучала планету Марс и не расставалась с идеей когда-нибудь побывать на красной планете. Марсианские планы она обсуждала и с одним из первопроходцев мировой космонавтики — академиком Валентином Глушко. А уже в ХХI веке признавалась, что готова отправиться на Марс даже, если это будет путешествие в одну сторону, без возвращения.

Она так и не совершила свой второй полет. Но некоторые космические рекорды Валентины Терешковой до сих пор никто не сумел повторить. Так, она и 60 лет спустя остается единственной женщиной, которая совершила одиночный полет и была командиром космического корабля.

В наше время никто не сомневается, что без женщин в космосе «жить нельзя». И все они — наследницы и ученицы Валентины Терешковой. Даже актриса Юлия Пересильд, которая первой из представительниц своей профессии побывала в космосе. Все это оставалось бы в категории невозможного, если бы 60 лет назад космическая Чайка не сделала первый — самый рискованный и трудный — шаг. И сегодня мы снимаем шляпу, вспоминая подвиг Первой. Подвиг Валентины Терешковой.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer