Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Найти и обездвижить: аэропорты столкнулись с проблемой закупки защиты от дронов


31 мая 2023 года Анастасия Львова, Известия


Операторы российских аэропортов столкнулись с проблемой закупки и установки средств защиты от дронов. Причина — в отсутствии регламентов и требований, рассказали представители авиаузлов. В Росавиации проблему признают, но считают, что ее решением должны заниматься силовые структуры, например, Росгвардия, ведь для борьбы с военными дронами технических средств, доступных гражданским службам, просто не существует. Эксперты отмечают, что далеко не все аэропорты требуют оснащения средствами радиоэлектронной борьбы.

Подняли вопрос

Российские аэропорты не могут начать закупку специального технического оборудования для защиты от незаконных полетов беспилотников (БПЛА). Этот вопрос изначально поднимали на конференции «Транспортная безопасность», которая прошла в Москве 24–25 мая. О проблеме в ходе дискуссии заявили представители нескольких авиаузлов. По их словам, приобретение пока невозможно — необходимо определить порядок их сертификации и установки.

По словам гендиректора компании «Юмирс» (производитель комплексов «Радескан-антидрон») Андрея Клюева, аэропорты не могут начать закупки без циркуляра от Росавиации, подтверждающего совместимость этих комплексов с системами Госкорпорации по ОрВД (национального провайдера аэронавигации в России).

— Региональные власти сейчас формируют штабы, в состав которых входят ФСБ, Росгвардия, другие органы. Они, в свою очередь, составляют списки критически важной инфраструктуры, в обязательном порядке подлежащей оснащению средствами борьбы от БПЛА. Например, аэропортов. Операторы же авиаузлов говорят, что у них нет никакого предписания о возможности применить то или иное средство, — рассказал он.

Проблему признают и в авиарегуляторе. В ведомство поступает много писем от авиаузлов с вопросами, что делать и какими средствами пользоваться, рассказал начальник отдела аккредитации подразделений транспортной безопасности профильного управления Росавиации Александр Севрюков.

— В аэропортах есть подразделения транспортной безопасности. Мнения разработчиков федеральной программы (по интеграции дронов в единое воздушное пространство. — «Известия») здесь разделяются: одни хотят возложить борьбу с дронами на эти подразделения, остальные — на другие, — пояснил он «Известиям». — На сегодняшний момент у нашего управления есть позиция, что мы бы не стали наделять полномочиями по обнаружению и борьбе с БПЛА подразделения транспортной безопасности авиаузлов. Скорее всего, это будет некая уже существующая структура в аэропорту — например, занимающаяся локацией.

Чтобы система защиты заработала в полную силу, предстоит, по всей видимости, внести изменения в закон «О транспортной безопасности», в постановление правительства № 969 (о сертификации средств обеспечения транспортной безопасности) и другие нормативные акты, считает чиновник.

Проблему с закупкой средств борьбы с БПЛА «Известиям» подтвердил директор аэропорта Пензы Юрий Осколков. В пресс-службе калининградского Храброво сообщили, что ждут от Росавиации и Минтранса рекомендаций и сертифицированного оборудования.

Службы транспортной и авиационной безопасности аэропорта не занимаются противовоздушной обороной, они обеспечивают безопасность на земле, заявили в пресс-службе Внуково. В Шереметьево и Домодедово от комментариев отказались. «Известия» направили запросы в аэропортовые холдинги.

«Известия» также направили запросы в пресс-службу правительства, Минтранс, Росавиацию, Росгвардию, МВД, ФСБ и ФСО.

Назрела защита

Защитить аэропорты гражданским оборудованием всё равно получится не от всех типов беспилотников, подчеркнул Александр Севрюков. В ведомстве дроны условно разделили на три группы — ракетного типа, самолетного и мультироторные.

— Специалисты, находящиеся в аэропортах и осуществляющие их защиту, смогут бороться с беспилотниками только мультироторного типа. Это обыкновенные дроны массой, скорее всего, до 30 кг или в этих пределах. Перехват и уничтожение других БПЛА — задача силовых органов. Борьба с ними силами аэропортовых структур просто бесполезна. Для их поражения нужны спецсредства, которые используют вооруженные силы, — ЗРПК, зенитно-ракетные системы и другое, — рассказал чиновник.

Что касается гражданского оборудования, Росавиация рассматривает характеристики разных продуктов и планирует написать техзадание на разработку нужного аэропортам комплекса. Он должен будет обнаруживать беспилотник заблаговременно, а воздействие будет осуществляться либо оператором, либо автоматически, добавил Александр Севрюков.

Разделение рисков

Председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев также считает, что борьбе со специализированными военными беспилотными воздушными системами (БВС), цель которых — поражение объектов или разведка (а не просто хулиганские действия), должна вестись военными средствами ПВО. В этом случае нужно разделять риски на гражданские и военные, отметил эксперт.

Например, гражданские комплексы производства «Юмирс» могут лишь подавить сигнал БПЛА, но сам аппарат при этом никуда не денется, пояснил глава компании Андрей Клюев. Физически же такой антидронный комплекс не может заставить БПЛА сесть. После его воздействия самый распространенный вариант гражданского дрона зависает в воздухе, при потере GPS — сносится по ветру. В воздухе устройство может находиться, пока у него не сядут аккумуляторы. Потом включается алгоритм безопасной посадки (более интеллектуальные дроны могут перейти в режим возвращения в точку старта).

— Еще один важный вопрос — пресечение полета гражданских БПЛА. Кто должен иметь такую обязанность и полномочия? К примеру, средства РЭБ обездвижили дрон, но он продолжает висеть в воздухе или летит по программе. Его можно сбить стрелковым оружием. Но при падении он может причинить ущерб, — объяснил Сергей Детенышев.

С тем, могут ли сотрудники Росгвардии применять средства подавления БПЛА, пока существуют нормативные нюансы, отметил на конференции замначальника отдела развития средств обнаружения ФКУ «Научно-исследовательский центр «Охрана» ведомства Владимир Николаев. Есть определенные сложности и в применении антидроновых ружей, так как условия их использования в зоне СВО отличаются от аэропортовых, добавил он.

— Если расстояние до дрона небольшое, можно, в принципе, сбивать их и водометами. Но представьте, сколько нужно водометов на аэропорт, — заключил Владимир Николаев.

Впрочем, не всем аэропортам требуется установка систем РЭБ, считает Сергей Детенышев. Такая мера должна быть обусловлена фактической необходимостью и может носить временный характер. По оценке эксперта, организация одной антидронной точки может обойтись в сумму от 5 до 25 млн рублей.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer