Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) 15 мая отменил своё распоряжение от февраля 2021 года о подготовке документации по планировке территории для продления красной линии метрополитена от станции "Проспект Ветеранов" до аэропорта Пулково.
Осенью 2020 года конкурс на разработку документации, организованный комитетом по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), выиграло АО "Институт Гипростроймост — Санкт–Петербург", предложив свои услуги за 37 млн рублей. Изначальным постановлением крайний срок подготовки документации в КГА установили до 20 августа прошлого года, но к этому моменту проект не представили. В конце 2022 года постановление продлили на 3 месяца, до конца марта 2023–го, но сроки вновь сорвались.
Действующая отраслевая схема развития метрополитена в Санкт–Петербурге предполагает введение в строй цепочки из трёх станций ("Ульянка", "Авиагородок", "Пулково"), ответвляющейся от "Проспекта Ветеранов", после 2030 года. Более конкретных сроков пуска поездов нет.
Есть только путь
Со стороны может показаться, будто бы идею подземного сообщения с аэропортом администрация Петербурга снова отложила в долгий ящик, но в Смольном это отрицают. В КРТИ поясняют, что подготовка и проверка документации по планировке территории для размещения объектов метро — сложный и трудоёмкий процесс.
"В данном случае для завершения этой задачи потребовалось выполнение дополнительных работ и уточнение проектных решений. В связи с истечением срока действия распоряжения для продолжения работы КРТИ обратился в КГА о выдаче нового задания на разработку проекта планировки территории. Плановый срок утверждения проекта — IV квартал 2023 года", — заверяют в ведомстве и добавляют, что проектирование линии до Пулково предусмотрено адресной инвестиционной программой на текущий год и на плановый период 2024–2025 годов.
Заметим, что конкурс ценой 538 млн рублей на проектирование ответвления метро до аэропорта объявлялся ещё в сентябре 2013 года. Завершить мероприятия намеревались в 2015–м, а дедлайн введения ветки в строй обозначали 2025 годом, но не исключалось завершение строительства и раньше срока.
Однако уже через несколько дней чиновники пересмотрели планы и тендер решили отменить. Тогдашний вице–губернатор Петербурга Марат Оганесян (в 2021 году приговорён к 5,5 года строгого режима и штрафу 20 млн рублей по делу о мошенничестве при возведении "Газпром Арены") объяснял, что решение о проведении тендера приняли преждевременно. Так как "срок годности" проекта — 3 года, а к 2018 году, по его словам, прокладывать метро в данном направлении планов не было.
Стоимость строительства трёх станций в направлении аэропорта оценивалась в 34 млрд рублей, которые Петербург рассчитывал получить из федеральной казны, но получил отказ Минтранса. Решено было финансировать мероприятия из городского бюджета, но, как видно, достаточно средств на эти цели получить не удалось даже после перенаправления в Петербург налоговых потоков от "Газпрома".
Городская традиция
Губернаторы Северной столицы, в свою очередь, всякий раз пытаются предложить населению альтернативный рельсовый транспорт до Пулково на замену дорогостоящего метро. Валентина Матвиенко, например, продвигала лёгкий "Надземный экспресс", который собирался курсировать между Московским вокзалом и аэропортом через Купчино. Заработать сообщение должно было к моменту введения в строй нового терминала аэровокзала в 2013 году. Все мероприятия, начиная от проектирования и заканчивая приобретением подвижного состава, оценивали в 20 млрд рублей.
Её преемник на посту — Георгий Полтавченко планом был не так впечатлён и сначала объявил, что в приоритете всё–таки строительство метро. Но потом администрацию заворожил проект скоростной электрички до Пулково от Балтийского вокзала, которую предложили пустить ОАО "РЖД" и ОАО "Аэроэкспресс". Проект оценивали в 16 млрд рублей и надеялись реализовать к 2015 году.
На деле инициатива снова забуксовала, хотя и прожила в нематериальном виде до конца правления губернатора. На ПМЭФ–2018 Георгий Полтавченко и исполнительный директор ООО "Аэроэкспресс" даже подписали соглашение о намерениях построить линию (правда, конечной точкой вместо Балтийского вокзала к этому моменту уже стал Витебский). Пуск поездов наметили на 2022 год. Итоговый размер инвестиций оценили в 18,8 млрд рублей, из которых 10 млрд собирался предоставить бюджет. Но вагонов в Пулково так и не увидели.
Ближе всего к налаживанию транспортной связи с аэропортом подобрался сменщик Полтавченко — действующий губернатор Александр Беглов. В 2020 году в концепции по развитию ж.–д. инфраструктуры в регионе закрепили план по строительству линии Лигово — Пулково — Шоссейная. В конце 2026 года или в 2027–м по ней должны проследовать первые поезда.
В настоящее время, сообщили "ДП" в комитете по транспорту, продолжается разработка проектных решений.
"Примерный срок окончания разработки проектной документации — 2023 год. Ориентировочный срок получения заключения Главгосэкспертизы — второе полугодие 2024 года. Линия пройдёт по территории аэропорта Пулково, между двумя взлётно–посадочными полосами в “минус первом” уровне, её общая протяжённость составит 11,5 км", — добавляют в комитете.
Есть и другие приоритеты
Необходимость стройки отдельной линии рельсового транспорта до Пулково — само по себе неоднозначная идея, замечает директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин.
Что касается именно метрополитена, то, по его словам, продление существующих веток в любых направлениях, кроме линии 4 на Васильевский остров, не оправданно. Их конечные участки и так уже работают на пределе своей провозной способности, догружать их нельзя.
"Конкретно в Пулково ж.–д. инфраструктура имеет смысл, но не тупиковая, а в виде ветки, проходящей аэропорт насквозь и далее в Красное Село и Гатчину или Ораниенбаум. Вариант специализированного аэроэкспресса только в аэропорт был по сути лишь подражанием Москве и в конечном итоге выбрасыванием денег, и город ничего не потерял от того, что от него отказались", — полагает эксперт.