Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Число маршрутов S7 из Москвы впервые оказалось меньше вылетов из регионов


25 мая 2023 года Артём Кореняко, РБК


Крупнейший частный перевозчик России — S7 Airlines — сократил количество маршрутов из Москвы, но увеличил их в Новосибирске. Авиакомпании фокусируются на полетах между регионами из-за госсубсидий и закрытия рынка Европы.

Крупнейший российский частный перевозчик S7 Airlines (контролируется семьей Владислава Филева) усилил развитие в регионах. Сейчас из московского аэропорта Домодедово перевозчик летает по 45 направлениям (39 — по России, шесть — за границу), из Новосибирска — по 71 (56 и 15 соответственно), рассказал РБК гендиректор S7 Group Дмитрий Куделькин.

Именно в 2023 году у S7 Airlines впервые стало больше направлений из Новосибирска, уточнили в компании: «Год назад было примерно одинаковое количество [направлений], до 2020 года преобладала Москва».

Крупнейший оператор российских региональных самолетов Superjet 100 — авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») — в летнем сезоне летает из московского Шереметьево по 27 внутрироссийским направлениям, из Санкт-Петербурга (Пулково) — примерно по 30, говорит пресс-секретарь перевозчика Сергей Стариков. Кроме того, «Россия» развивает маршруты из Красноярска, где расположен еще один базовый аэропорт перевозчика, и расширяет географию полетов в обход Москвы. По сравнению с летом 2021 и 2022 годов число направлений из столицы «несколько снизилось» у Smartavia, а число рейсов в обход Москвы, напротив, «несколько увеличилось», сообщили в пресс-службе этой авиакомпании.

Тенденция роста региональных авиаперевозок подтверждается операционными показателями московских и крупнейших региональных аэропортов. По итогам первого квартала 2023 года общий пассажиропоток Шереметьево, Домодедово и Внуково составил 14,6 млн человек — это на 29% меньше по сравнению с аналогичным периодом «допандемийного» 2019 года, следует из данных Росавиации. В то же время суммарный трафик трех крупнейших аэропортов за пределами Москвы — Пулково, Сочи и Толмачево (Новосибирск; входит в холдинг «Новапорт» Романа Троценко) — составил почти 8 млн пассажиров (рост на 28%). Это максимальный показатель за последние пять лет.

«Региональные перевозки всегда были драйвером развития для всей гражданской авиации России. За последние пять лет региональные перевозки, особенно в обход Москвы, показали серьезный рост», — отмечает глава совета директоров авиакомпании «Азимут» Павел Удод. Еще несколько лет назад власти поставили задачу обеспечить не менее 50% рейсов в обход Москвы, напоминает Куделькин. «В последние пять лет эта задача действительно начала решаться. Доля перевозок в обход Москвы увеличивается», — говорит он.

  • Строительство альтернативных центров притяжения и авиатранспортных узлов (хабов). Так, у группы «Аэрофлот» сейчас сформированы три региональные базы (в Сочи, Красноярске и на Дальнем Востоке — Владивостоке и Хабаровске), не считая Санкт-Петербурга (в Пулково развитие продолжится), говорил ее глава Сергей Александровский, представляя обновленную стратегию в январе. В 2025–2026 годах группа собирается создать так называемый четвертый кластер «Поволжье и Урал». За последние десять лет перевозки S7 через Толмачево выросли практически в пять раз: с 1,2 млн человек в 2013 году до 5,6 млн по итогам 2022 года (общий пассажиропоток аэропорта составил 7,6 млн), говорит Куделькин. В апреле этого года S7 перевела рейсы в новый терминал Толмачево, построенный за 18,2 млрд руб. В 2023 году его пассажиропоток должен вырасти на 1,5 млн человек. По словам гендиректора аэропорта Евгения Янкилевича, это должно произойти благодаря субсидированию пассажирских перевозок федеральным и региональным правительством, программе развития S7 и новому терминалу. Из года в год в основном благодаря S7 пассажиропоток аэропорта растет быстрее, чем в среднем по рынку, добавляет он.
  • Ограничение полетов в Европу. С 2020 года международные перевозки из России в Европу сильно снизились, а в прошлом году вообще прекратились, пассажиры летают в Европу через Стамбул и Дубай, а не через Москву, поясняет Куделькин. «Удлинение трасс полетов из Москвы на юг [из-за закрытия части воздушного пространства с начала спецоперации на Украине] тоже снижает трансферные потоки. Соответственно, происходит переток транзитных пассажиров в альтернативные хабы и на прямые рейсы», — добавляет он. Сейчас международные перевозки почти прекратились, а туристические перевозки, например, в Турцию, удобнее выполнять как раз из региональных центров, лететь в Москву нет смысла, соглашается директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. Благодаря полетам из регионов, в том числе в обход Москвы, сокращается время в пути, отмечает представитель Smartavia. «Это, в свою очередь, ведет к увеличению оборачиваемости самолетов, делая в целом работу авиакомпании более эффективной», — указывает он.

За последний год государство очень много сделало для сохранения потенциала воздушного транспорта, отмечал глава Минтранса Виталий Савельев. «Теперь правильно развивать внутренний туризм, внутрироссийские авиаперевозки — для этого есть все возможности. Авиакомпании готовы — спрос за пассажирами. Если бы не были закрыты 11 аэропортов [на юге России], на полеты в них был бы ажиотажный спрос. Но зато растет интенсивность полетов по другим маршрутам», — сказал чиновник.

С учетом повышенного внимания правительства к туристической отрасли можно рассчитывать, что как минимум некоторые из новых направлений станут достаточно привлекательными, чтобы пассажиропоток на них позволил в будущем сохранить маршрут и с меньшим объемом господдержки, говорит Алексей Сафронов, заместитель директора центра экономики инфраструктурных отраслей Центра стратегических разработок. Внутренние перевозки будут оставаться ключевым рынком до расширения маршрутной сети международных маршрутов, которое возможно в том числе с помощью ввода в эксплуатацию среднемагистральных лайнеров МС-21, считает младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова.

Какие есть риски

Фокус развития авиаперевозок сместился в сторону региональных рейсов также из-за «мощной субсидийной поддержки» со стороны государства, замечает Сафронов. Если до прошлого года на поддержку межрегиональных маршрутов государство выделяло порядка 7–9 млрд руб. в год, то в 2022-м гражданская авиация получила 174,2 млрд руб. субсидий. Из них 100 млрд руб. было выделено именно на поддержку внутренних перелетов, напоминает Сафронов.

Но в 2023 году некоторые авиакомпании столкнулись с сокращением субсидий на межрегиональные рейсы. «В конечном итоге от этого пострадают не перевозчики, а люди. Межрегиональное авиасообщение живет и развивается только благодаря субсидиям», — говорит гендиректор «КрасАвиа» Андрей Егоров, который вынужден сократить частотность полетов, к примеру, в Бурятию и Омскую область. Господдержку воздушного транспорта на уровне 2022 года стоило бы продолжить, а достигнутый уровень субсидирования региональных маршрутов не надо сокращать, считает и Янкилевич.

Но, несмотря на оптимизацию субсидий, большинство перевозчиков планирует сохранить действующую маршрутную сеть, а ряд авиакомпаний намерены увеличить количество рейсов, утверждают в пресс-службе Минтранса. «Традиционно в летний период в рамках программы субсидирования региональных авиаперевозок высвобождается часть средств, которая перераспределяется на другие, в том числе наиболее востребованные для пассажиров маршруты», — замечают там.

Какие перспективы у Москвы

В 2023 году авиакомпании планируют перевезти более 101 млн человек, говорит представитель Минтранса, не раскрывая, какая доля придется на перевозки внутри России. По его словам, по состоянию на 21 мая с начала года авиакомпании перевезли на 1 млн 30 тыс. пассажиров больше, чем было запланировано. При этом пассажиропоток Шереметьево по итогам января—апреля составил 9,6 млн человек, на 38% больше, чем за аналогичный период 2022 года, утверждает директор по связям с общественностью аэропорта Анна Захаренкова.

Тенденцию, когда региональные перевозки, в том числе в обход Москвы, остаются ключевым драйвером развития российского авиатранспорта, сможет переломить только открытие международного сообщения, полагает Александр Диваков, директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР. При этом в случае нормализации геополитической обстановки лишь часть туристического потока вернется на международные направления из Москвы, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.

Генеральный директор S7 Group Дмитрий Куделькин — РБК: «Москва останется ключевым рынком для авиакомпаний в стране»

— Ряд ваших коллег считают, что Москва перестала быть транзитным узлом и превратилась в конечный пункт назначения. Вы с этим согласны?

— В Москве и области проживают более 20 млн человек, а с учетом ближайших регионов — более 30 млн. И это больше, чем на всей территории России за Уралом. Средний уровень дохода в Московском регионе выше, чем в среднем по стране.

Сейчас действительно происходит сокращение трансферного (транзитного) потока через Москву. В течение многих лет пассажирские перевозки из точки А в точку B выполнялись в основном через столицу. Люди летали из Тюмени в Иркутск через Москву, с Дальнего Востока в Сибирь — тоже. Несколько лет назад государством ставилась прямая задача — обеспечить не менее 50% рейсов в обход Москвы. В последние пять лет эта задача действительно начала решаться. Доля перевозок в обход Москвы увеличивается. Но это не значит, что у Москвы нет перспектив. Москва была, есть и будет ключевым рынком для авиакомпаний в стране.

— Как за прошедший год поменялся спрос на перелеты в регионах?

— Основной тренд — это существенный рост внутреннего туризма. Но это тренд не 2022 года: в условиях ограниченных авиаперевозок за рубеж россияне живут уже три года, начиная с февраля 2020 года. В прошлом году была реализована очень эффективная, масштабная программа субсидирования внутренних авиаперевозок, за что большое спасибо Минтрансу. Самый главный положительный эффект для авиакомпаний — это быстрая и достаточно смелая перестройка маршрутных сетей.

В результате спрос увеличился не только на полеты в Сочи, Санкт-Петербург и Казань — понятные и традиционные для туристов направления, но и в регионы, которые раньше не были в топе. У нас серьезно выросли перевозки, например, на Северный Кавказ: Махачкала (в прошлом году в этот город S7 перевезла на 70% пассажиров больше, чем в 2021-м), Грозный (в 7,5 раз), Владикавказ (плюс 55%), Минеральные Воды (плюс 40%) — это все дополнительные направления растущего внутреннего туризма. Еще несколько лет назад, например, Дагестан вообще не был туристическим направлением. То же самое могу сказать про большой рост перевозок в Горно-Алтайск (плюс 35%) и Иркутск (плюс 50%), на Байкал. Люди полетели как туристы на Дальний Восток — причем не только на Камчатку, но и на Сахалин, во Владивосток. Из Новосибирска и Иркутска наши пассажиры стали активно летать в Калининград.

— На внутренних авиаперевозках можно зарабатывать?

— Доходные ставки на международных перевозках выше, чем на внутренних — эта тенденция сохраняется. Можно ли зарабатывать на внутренних перевозках? Да, можно. Для этого необходимо системно выстраивать маршрутную сеть, предлагать продукт, который востребован у пассажира из разных регионов.

— Если посмотреть отчетность авиакомпаний по РСБУ за 2022 год, то прибыль некоторых из них, включая S7, зашкаливает.

— Отмечу, что в прошлом году сложились ряд неожиданных и условно благоприятных факторов, которых в 2023 году уже нет. Я говорю не про субсидии. Во-первых, это низкая стоимость топлива в прошлом году — сейчас она уже восстанавливается. Во-вторых, низкий валютный курс — в течение 2022 года он опускался до 52 руб. [за доллар], и это, безусловно, тоже повлияло на финансовый результат. Это некоторые ключевые факторы, которые в прошлом году так повлияли на экономику. В этом году, конечно, будет сложнее.

— Другие ведущие российские авиакомпании тоже стараются развивать перевозки между регионами. Конкуренция за пассажира происходит не только между авиакомпаниями, но и между узловыми аэропортами?

— Внутренние авиаперевозки — рынок высокой конкуренции. Понятно, что все авиакомпании конкурируют между собой на конкретном маршруте, но на самом деле конкурируют и их трансферные пункты. Потому что пассажир, путешествующий из точки А в точку В, может полететь напрямую, может через Москву, Новосибирск, Иркутск, Красноярск и т.д. Но мы на самом деле рады, что работаем на конкурентном рынке. Безусловно, у каждого игрока есть сегментация внутри отрасли, у кого какой хаб является приоритетным, кто на каком рынке силен. На рынке внутрироссийских перевозок в целом, на рынках Москвы, Санкт-Петербурга и европейской части страны безусловный лидер — группа «Аэрофлот». S7 Airlines — номер один за Уралом.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer