Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Ещё один шаг к технологической независимости»: как в России разрабатывают систему предупреждения столкновения в воздухе


22 мая 2023 года Алексей Заквасин, Елизавета Комарова, RT


Новые российские пассажирские лайнеры МС-21 и SSJ начали получать первые образцы системы предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ). Об этом RT сообщил технический директор компании-разработчика АО «Навигатор» Сергей Чанушкин. Оснащение воздушных судов этим элементом авионики — обязательное условие их эксплуатации. Система позволяет избежать риска катастрофы, подобной произошедшей над Боденским озером в 2002 году, когда столкнулись Boeing-757 и Ту-154М. Кроме того, в условиях санкций СПСВ выступает альтернативой американскому комплексу TCAS. По мнению экспертов, создание столь сложного изделия позволяет сделать вывод, что российская промышленность близка к тому, чтобы заместить всё иностранное бортовое оборудование на гражданских лайнерах.

Технический директор Института авиационного приборостроения «Навигатор» (Санкт-Петербург) Сергей Чанушкин рассказал RT о планах испытаний СПСВ на новейших пассажирских лайнерах SSJ-NEW и МС-21.

«Система сейчас устанавливается на Sukhoi Superjet и МС-21. На Sukhoi Superjet (производитель — корпорация «Иркут». — RT) отгружено уже четыре системы. Две из них устанавливаются сейчас на самолёты. В августе этого года мы должны поставить производителю МС-21 четыре СПСВ», — сообщил Чанушкин.

Перед лётными испытаниями на лайнерах СПСВ пройдёт проверку на так называемой электронной птице — полунатурном испытательном комплексе отработки и интеграции бортового оборудования. Такие тесты необходимы, чтобы ещё на земле убедиться в том, что СПСВ сопрягается с другими бортовыми системами, пояснил Чанушкин.

«На сегодняшний день система предупреждения столкновения в воздухе была успешно испытана на региональном самолёте L-410, в настоящий момент проводится аудит SOI2 (один из этапов сертификации авионики. — RT). До конца года рассчитываем получить СГКИ (свидетельство о годности комплектующих изделий. — RT)», — рассказал топ-менеджер.

Напомним, в конце января пресс-служба «Навигатора» заявила о завершении наземных и лётных испытаний СПСВ. Как отмечалось, это изделие не имеет аналогов в России.

«Совершены десятки полётов разной продолжительности, в ходе которых был осуществлён контроль работы СПСВ в воздухе с формированием предупреждающих сообщений экипажу и рекомендациями манёвра. Полученные результаты признаны успешными», — сообщалось в Telegram-канале «Навигатора».

Многоуровневое изделие

Система предупреждения столкновения представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий исключить опасные сближения и столкновения воздушных судов.

Как отметил в комментарии RT директор по развитию «Навигатора» Артём Хорошанский, разработка СПСВ началась несколько лет назад для замещения аналогичной американской системы TCAS (Traffic Collision Avoidance System), которой пользовалась как гражданская, так и военная авиация России.

В частности, в последние годы СПСВ устанавливается на военно-транспортные самолёты Ил-112, Ил-76МДМ, Ил-76МД-90А и воздушные заправщики Ил-78.

«Система предупреждения столкновения в воздухе — это многоуровневое радионавигационное изделие. Это большие сложные алгоритмы, непростой процесс настройки антенного оборудования, высокая мощность сигнала, очень серьёзные вычислительные мощности, средства обработки информации и моделирования», — отметил Хорошанский.

Он рассказал, что разработка СПСВ стартовала несколько лет назад для создания отечественной альтернативы TCAS. В ближайшее время системой планируется оснастить самолёты SSJ, МС-21, Ту-214, а также другие лайнеры и часть вертолётного парка РФ.

По словам директора по развитию «Навигатора», по правилам ICAO (Международная организация гражданской авиации) и «Росавиации» полёты воздушных судов без СПСВ запрещены. При этом приобретать TCAS из-за масштабных антироссийских санкций стало практически невозможно.

«Оснащение системой предупреждения столкновения в воздухе — это обязательное условие эксплуатации воздушных судов. Оно необходимо, чтобы избежать риска катастрофы, подобной той, которая произошла над Боденским озером. Однако в условиях санкций Россия не может продолжать покупать TCAS», — подчеркнул Хорошанский.

Напомним, трагедия над Боденским озером произошла в ночь на 2 июля 2002 года из-за ошибки авиадиспетчера, допустившего столкновение грузового самолёта Boeing-757 с российским лайнером Ту-154М. Жертвами катастрофы стал 71 человек, в том числе 52 ребёнка.

Как пояснил Хорошанский, СПСВ является одним из элементов авионики самолёта. Изделие состоит из нескольких подсистем, которые обеспечивают местонахождение носителя и взаимодействие с другими самолётами. СПСВ выполнена по всем международным стандартам и способна сопрягаться с иностранными TCAS.

«СПСВ выводит на экран пилота информацию об окружающих его бортах. Также система предупреждает об опасном сближении с ними и предлагает изменить траекторию движения для того, чтобы избежать столкновения. На сегодняшний день мы готовы производить систему серийно», — рассказал Хорошанский.

Наряду с этим специалисты «Навигатора» работают над совершенствованием СПСВ. В перспективе, как полагает собеседник RT, предприятие разработает систему, которая будет соответствовать требованиям ACASx (более высокий стандарт системы предупреждения столкновения в воздухе) и сможет использоваться как для пилотируемой, так и для беспилотной авиации.

Санкции стали стимулом

Как заявил в беседе с RT кандидат технических наук, ведущий специалист Научно-образовательного центра воздушного транспорта РУТ (МИИТ) Анатолий Костылев, без создания СПСВ Россия не смогла бы продолжать эксплуатацию как существующего парка воздушных судов зарубежного производства, так и отечественных самолётов, которые будут изготавливаться серийно, постепенно замещая авиатехнику Boeing и Airbus.

«Откровенно говоря, создание системы предупреждения столкновения в воздухе, как и остальной авионики, нужно было начинать значительно раньше и не зависеть так сильно от Запада. В этом смысле рестрикции помогли, стали стимулом для обретения суверенитета в сфере гражданской авиации», — сказал Костылев.

По его мнению, важно, что СПСВ будет соответствовать как внутрироссийским стандартам безопасности, так и нормативам ICAO.

«Необходимо дождаться завершения сертификации системы, разработанной «Навигатором». В другой политической ситуации имело бы смысл получить международные сертификаты. Сейчас это вряд ли возможно. Но в любом случае важно, чтобы СПСВ соответствовала международным стандартам безопасности. Тем более Россия остаётся членом ICAO», — говорит Костылев.

Как напомнил в беседе с RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, СПСВ является одним из элементов бортового радиоэлектронного оборудования. Запуск её серийного производства позволит России не зависеть от Запада.

«Российская СПСВ — это ещё один шаг к технологической независимости РФ. Авионику в принципе очень трудно создавать. В мире немного стран, которые могут это делать. Детище «Навигатора» доказывает, что наша промышленность может полностью заместить все элементы бортового оборудования, даже самые высокотехнологичные. Кроме того, санкции в авиационной сфере против РФ тотальные и их вряд ли отменят», — сказал Гусаров.  

Как говорит эксперт, в 2000-е годы, когда Россия запускала проекты МС-21 и SSJ-100, у отечественной промышленности не было компетенций по созданию качественной авионики. Ситуация стала меняться в лучшую сторону в последние годы.

«Появление собственной системы предупреждения столкновения в воздухе свидетельствует о том, что российская промышленность подошла к тому, чтобы самостоятельно изготавливать современную авионику, потому что, когда разрабатывался МС-21 и SSJ-100, мы вынужденно рассчитывали на международную кооперацию», — заключил Гусаров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer