Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Ещё один шаг к технологической независимости»: как в России разрабатывают систему предупреждения столкновения в воздухе


22 мая 2023 года Алексей Заквасин, Елизавета Комарова, RT


Новые российские пассажирские лайнеры МС-21 и SSJ начали получать первые образцы системы предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ). Об этом RT сообщил технический директор компании-разработчика АО «Навигатор» Сергей Чанушкин. Оснащение воздушных судов этим элементом авионики — обязательное условие их эксплуатации. Система позволяет избежать риска катастрофы, подобной произошедшей над Боденским озером в 2002 году, когда столкнулись Boeing-757 и Ту-154М. Кроме того, в условиях санкций СПСВ выступает альтернативой американскому комплексу TCAS. По мнению экспертов, создание столь сложного изделия позволяет сделать вывод, что российская промышленность близка к тому, чтобы заместить всё иностранное бортовое оборудование на гражданских лайнерах.

Технический директор Института авиационного приборостроения «Навигатор» (Санкт-Петербург) Сергей Чанушкин рассказал RT о планах испытаний СПСВ на новейших пассажирских лайнерах SSJ-NEW и МС-21.

«Система сейчас устанавливается на Sukhoi Superjet и МС-21. На Sukhoi Superjet (производитель — корпорация «Иркут». — RT) отгружено уже четыре системы. Две из них устанавливаются сейчас на самолёты. В августе этого года мы должны поставить производителю МС-21 четыре СПСВ», — сообщил Чанушкин.

Перед лётными испытаниями на лайнерах СПСВ пройдёт проверку на так называемой электронной птице — полунатурном испытательном комплексе отработки и интеграции бортового оборудования. Такие тесты необходимы, чтобы ещё на земле убедиться в том, что СПСВ сопрягается с другими бортовыми системами, пояснил Чанушкин.

«На сегодняшний день система предупреждения столкновения в воздухе была успешно испытана на региональном самолёте L-410, в настоящий момент проводится аудит SOI2 (один из этапов сертификации авионики. — RT). До конца года рассчитываем получить СГКИ (свидетельство о годности комплектующих изделий. — RT)», — рассказал топ-менеджер.

Напомним, в конце января пресс-служба «Навигатора» заявила о завершении наземных и лётных испытаний СПСВ. Как отмечалось, это изделие не имеет аналогов в России.

«Совершены десятки полётов разной продолжительности, в ходе которых был осуществлён контроль работы СПСВ в воздухе с формированием предупреждающих сообщений экипажу и рекомендациями манёвра. Полученные результаты признаны успешными», — сообщалось в Telegram-канале «Навигатора».

Многоуровневое изделие

Система предупреждения столкновения представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий исключить опасные сближения и столкновения воздушных судов.

Как отметил в комментарии RT директор по развитию «Навигатора» Артём Хорошанский, разработка СПСВ началась несколько лет назад для замещения аналогичной американской системы TCAS (Traffic Collision Avoidance System), которой пользовалась как гражданская, так и военная авиация России.

В частности, в последние годы СПСВ устанавливается на военно-транспортные самолёты Ил-112, Ил-76МДМ, Ил-76МД-90А и воздушные заправщики Ил-78.

«Система предупреждения столкновения в воздухе — это многоуровневое радионавигационное изделие. Это большие сложные алгоритмы, непростой процесс настройки антенного оборудования, высокая мощность сигнала, очень серьёзные вычислительные мощности, средства обработки информации и моделирования», — отметил Хорошанский.

Он рассказал, что разработка СПСВ стартовала несколько лет назад для создания отечественной альтернативы TCAS. В ближайшее время системой планируется оснастить самолёты SSJ, МС-21, Ту-214, а также другие лайнеры и часть вертолётного парка РФ.

По словам директора по развитию «Навигатора», по правилам ICAO (Международная организация гражданской авиации) и «Росавиации» полёты воздушных судов без СПСВ запрещены. При этом приобретать TCAS из-за масштабных антироссийских санкций стало практически невозможно.

«Оснащение системой предупреждения столкновения в воздухе — это обязательное условие эксплуатации воздушных судов. Оно необходимо, чтобы избежать риска катастрофы, подобной той, которая произошла над Боденским озером. Однако в условиях санкций Россия не может продолжать покупать TCAS», — подчеркнул Хорошанский.

Напомним, трагедия над Боденским озером произошла в ночь на 2 июля 2002 года из-за ошибки авиадиспетчера, допустившего столкновение грузового самолёта Boeing-757 с российским лайнером Ту-154М. Жертвами катастрофы стал 71 человек, в том числе 52 ребёнка.

Как пояснил Хорошанский, СПСВ является одним из элементов авионики самолёта. Изделие состоит из нескольких подсистем, которые обеспечивают местонахождение носителя и взаимодействие с другими самолётами. СПСВ выполнена по всем международным стандартам и способна сопрягаться с иностранными TCAS.

«СПСВ выводит на экран пилота информацию об окружающих его бортах. Также система предупреждает об опасном сближении с ними и предлагает изменить траекторию движения для того, чтобы избежать столкновения. На сегодняшний день мы готовы производить систему серийно», — рассказал Хорошанский.

Наряду с этим специалисты «Навигатора» работают над совершенствованием СПСВ. В перспективе, как полагает собеседник RT, предприятие разработает систему, которая будет соответствовать требованиям ACASx (более высокий стандарт системы предупреждения столкновения в воздухе) и сможет использоваться как для пилотируемой, так и для беспилотной авиации.

Санкции стали стимулом

Как заявил в беседе с RT кандидат технических наук, ведущий специалист Научно-образовательного центра воздушного транспорта РУТ (МИИТ) Анатолий Костылев, без создания СПСВ Россия не смогла бы продолжать эксплуатацию как существующего парка воздушных судов зарубежного производства, так и отечественных самолётов, которые будут изготавливаться серийно, постепенно замещая авиатехнику Boeing и Airbus.

«Откровенно говоря, создание системы предупреждения столкновения в воздухе, как и остальной авионики, нужно было начинать значительно раньше и не зависеть так сильно от Запада. В этом смысле рестрикции помогли, стали стимулом для обретения суверенитета в сфере гражданской авиации», — сказал Костылев.

По его мнению, важно, что СПСВ будет соответствовать как внутрироссийским стандартам безопасности, так и нормативам ICAO.

«Необходимо дождаться завершения сертификации системы, разработанной «Навигатором». В другой политической ситуации имело бы смысл получить международные сертификаты. Сейчас это вряд ли возможно. Но в любом случае важно, чтобы СПСВ соответствовала международным стандартам безопасности. Тем более Россия остаётся членом ICAO», — говорит Костылев.

Как напомнил в беседе с RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, СПСВ является одним из элементов бортового радиоэлектронного оборудования. Запуск её серийного производства позволит России не зависеть от Запада.

«Российская СПСВ — это ещё один шаг к технологической независимости РФ. Авионику в принципе очень трудно создавать. В мире немного стран, которые могут это делать. Детище «Навигатора» доказывает, что наша промышленность может полностью заместить все элементы бортового оборудования, даже самые высокотехнологичные. Кроме того, санкции в авиационной сфере против РФ тотальные и их вряд ли отменят», — сказал Гусаров.  

Как говорит эксперт, в 2000-е годы, когда Россия запускала проекты МС-21 и SSJ-100, у отечественной промышленности не было компетенций по созданию качественной авионики. Ситуация стала меняться в лучшую сторону в последние годы.

«Появление собственной системы предупреждения столкновения в воздухе свидетельствует о том, что российская промышленность подошла к тому, чтобы самостоятельно изготавливать современную авионику, потому что, когда разрабатывался МС-21 и SSJ-100, мы вынужденно рассчитывали на международную кооперацию», — заключил Гусаров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer