На финишной прямой
Российская авиационная отрасль, которая только-только начала восстанавливаться после ковидных ограничений, в 2022 году оказалась под сильнейшим санкционным давлением. Приостановка поставок самолетов западных марок, комплектующих для них, а также прекращение поставок элементов для двух основных отечественных программ − МС-21 и Sukhoi Superjet 100 – с такими вызовами столкнулись российские авиастроители.
Развитие «Суперджета», который изначально создавался с большим участием западных партнеров, могло бы остановиться совсем, но еще в 2019 году было принято решение о создании максимально импортозамещенной модификации, которая получила название Sukhoi Superjet NEW, или SSJ-NEW.
В создании SSJ-NEW участвует большое количество предприятий Ростеха. Как рассказал глава Корпорации Сергей Чемезов на недавней встрече с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным, проект импортозамещенного лайнера, для которого разрабатываются российские двигатели ПД-8 и около 40 отечественных систем и компонентов взамен иностранных, вышел на финишную прямую. «Самолет уже с нашим двигателем, полностью с нашей авионикой, с нашими агрегатами и, самое главное, с нашим – полностью – фюзеляжем. Импортного практически там уже ничего не остается. И серийно мы начнем в 2024 году выпускать. У нас каждый год будет выпускаться по 20 лайнеров Superjet NEW», − сказал глава Корпорации.
В рамках контрактов в 2023-2025 годах «Аэрофлот» получит 34 самолета SSJ-NEW. Еще 8 импортозамещенных «Суперджетов» планируется изготовить для авиакомпании «Аврора» в 2024-2026 годах. «Для нас, как для производителей авиационной техники, – это шанс. Шанс выйти на рынок, на свой собственный рынок и занять его. С учетом того, что и Boeing, и Airbus ушли с нашего рынка. Здесь нам нужно будет сразу подставить плечо нашим авиакомпаниям и начать производство», − отметил Сергей Чемезов.
В настоящее время в Производственном центре корпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре ведется сборка опытных образцов SSJ-NEW и подготовка к серийному производству. С начала этого года планер самолета проходит сертификационные статические испытания в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина. Проверка новой версии самолета необходима, так как в планер были внесены конструктивные изменения: обновлены крыло, фюзеляж, пилоны и узлы крепления двигателя, узлы шасси. Испытания SSJ-NEW в Новосибирске планируется завершить уже осенью.
Успешное прохождение статических и летных испытаний лайнера – важный шаг на пути к сертификации и к началу серийного производства. Главным элементом SSJ-NEW станет двигатель ПД-8 производства Объединенной двигателестроительной корпорации, который заменит франко-российскую установку SaM146.
Новое сердце для «Суперджета»
Разработка авиационных турбовентиляторных двигателей по полному циклу – преимущество всего нескольких стран в мире, и Россия входит в их число. При этом разработка современного авиационного двигателя – не менее сложный и затратный процесс, чем создание нового самолета. Сегодня в нашей стране создается целая линейка перспективных авиадвигателей, первым из которых стал ПД-14 для авиалайнера МС-21, а продолжением серии станет его «младший брат» ПД-8.
ПД-8 планируется к применению не только на «Суперджетах». Полностью отечественного двигателя давно ждет самолет-амфибия Бе-200 – знаменитый на весь мир крылатый пожарный, летающий сегодня на украинских силовых установках. Кроме того, технологическая база ПД-8 позволит применять его и на вертолетах. Важно, что создается ПД-8 не с нуля, а на основе ранее полученного научно-технического задела и с учетом полученного опыта по уже сертифицированному ПД-14.
Двухконтурный турбовентиляторный двигатель ПД-8 изначально создается в цифровой среде с применением технологии цифрового двойника, когда многие процессы отрабатываются изначально в виртуальном пространстве. Также используется метод параллельной разработки «горячей» части двигателя, благодаря чему на реализацию проекта уходит меньше времени. Применяется в работе над ПД-8 и такая современная технология, как 3D-печать: детали и узлы газогенератора создаются аддитивным методом.
В конструкции ПД-8 задействуются только российские комплектующие и материалы. По надежности, безопасности эксплуатации, по показателям ремонтопригодности и по соответствию экологическим нормам двигатель не будет уступать мировым лидерам в своем сегменте, которые уже существуют или появятся в ближайшие годы.
Все работы по ПД-8 проводятся в рекордно сжатые сроки – от окончания работ над двигателем и его сертификации зависит выпуск импортозамещенного SSJ-NEW. С появлением двигателей ПД-8 и ПД-35 в дополнение к уже действующему ПД-14 российская авиация сможет закрыть потребности в авиадвигателях по трем самым востребованным направлениям рынка: ближнемагистральных, среднемагистральных и дальнемагистральных перевозок.