Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спорт на высоте. Какие самолеты помогают российским пилотам ставить рекорды и побеждать на соревнованиях самолет


16 мая 2023 года Ростех


Спорт – неотъемлемая часть человеческой культуры, возможность мирного соперничества, когда лучшие представители одной или нескольких стран пытаются преодолеть собственные ограничения и опередить в результатах соперников. Особняком стоят виды спорта, в которых успех выступления зависит от технических устройств. И если представить технические виды спорта в виде диаграммы от простого к сложному, то самолетный спорт будет максимально близок к правому краю. Действительно, победа в нем зависит не только от умений и мастерства спортсмена-пилота, но и от совершенства его спортивного снаряда – самолета, одного из самых сложных и технологичных устройств, созданных человечеством. За свою историю предприятия Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха выпустили большое количество спортивных самолетов, многие из них и сегодня принимают участие в соревнованиях. О самых интересных отечественных моделях для спорта на высоте – в нашем материале.

Соревнования людей и машин

Самолетный спорт появился практически с момента первых полетов и всегда был тесно связан с военной авиацией. Первые фигуры высшего пилотажа были придуманы военными летчиками и применялись в воздушных боях. А большинство спортивных самолетов по совместительству являются и учебно-тренировочными – именно на них пилоты отрабатывают навыки взлета, посадки, боевых маневров и многое другое.

Сегодня соревнования по высшему пилотажу, пожалуй, самый известный и самый зрелищный вид самолетного спорта. Кроме него, также существуют состязания на точность приземления, воздушные гонки и авиаралли, в которых маршрут нужно пройти максимально близко к заданию.

Как и другие виды спорта, самолетный постоянно развивается, устанавливаются новые рекорды, задаются новые планки достижений. Усложнение программ соревнований стимулирует конструкторов совершенствовать и авиатехнику. Можно сказать, что в авиаспорте соревнуются не только пилоты, но и авиаконструкторы.

Отечественная авиашкола всегда занимала лидирующие позиции в мире самолетного спорта. Начиная с 1960-х годов, когда стартовали первые чемпионаты мира по высшему пилотажу, советские, а затем и российские пилоты занимали самые высокие места пьедестала. Многие из них связаны со знаменитыми авиационными КБ нашей страны. Например, Светлана Капанина, самый титулованный пилот в истории мировой спортивной авиации и лучший пилот столетия по версии Международной авиационной федерации, является летчиком-инструктором ОКБ Сухого.

Высокие пилотажные свойства, устойчивость к перегрузкам и простота управления – эти характеристики отличают отечественные спортивные самолеты и позволяют российским пилотам-спортсменам ставить рекорды и побеждать на соревнованиях. И если в показательных выступлениях пилотажных групп, таких как «Русские витязи», «Стрижи», участвуют мощные реактивные машины, то герои самолетного спорта − это легкие поршневые самолеты.

Спортивные самолеты ОКБ Яковлева

Для опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева (сегодня входит в состав корпорации «Иркут») не было запретных тем в авиастроении, и спортивно-тренировочное направление стало одним из закрепивших славу фирмы. Начиная с первого серийного самолета АИР-6, выпускавшегося в 1930-е годы, и до сегодняшнего дня КБ уделяет большое внимание спортивной и учебной авиации. Большинство советских пилотов проходили первичную подготовку на учебно-тренировочных самолетах «Як».

Первым в СССР полностью металлическим учебно-тренировочным самолетом стал Як-18. С 1950 года на нем обучались все будущие летчики советских ВВС, в том числе Юрий Гагарин. В течение 20 лет Як-18 в различных модификациях участвовал в спортивных соревнованиях по всему Союзу и за рубежом.

Когда в 1960-е годы авиаспорт переживает подъем, возникает необходимость в новом специализированном серийном самолете. Таковым стал Як-50, уже на первых своих соревнованиях 1976 года в Чехословакии завоевавший 23 призовых места из 30. На его базе был создан более совершенный спортивно-тренировочный Як-52, впервые взлетевший 8 мая 1979 года и выпускавшийся до 1998 года. Это был единственный в мире самолет, на котором летчик мог пройти путь с нуля до мастера спорта по высшему пилотажу. Кроме того, только для этой модели на чемпионате мира существует отдельная, «именная» категория.

Специально для тренировок и выступлений спортсменов в соревнованиях по высшему пилотажу яковлевцами был разработан одноместный Як-55, поднявшийся в небо в 1981 году. Самолет обладал отличными летными качествами, легко справлялся со штопором и фигурами обратного пилотажа благодаря симметричному профилю крыла. В 1993 году на его основе был разработан еще более легкий Як-54 с управляемыми элеронами, позволявшими выполнять фигуры высшего пилотажа без потери высоты.

Спортивные самолеты ОКБ Сухого

Опытно-конструкторское бюро П.О. Сухого, прославившееся своими истребителями, оказалось успешным и в спортивной тематике. Именно в ОКБ Сухого, где довели до совершенства реактивную авиацию, смогли достичь высоких результатов и в поршневой технике. История спортивного направления бюро началась в 1980-е годы, работы велись под руководством Михаила Симонова, главного конструктора истребителя Су-27.

Спортивным первенцем марки Сухого стал Су-26, больше известный в модификации Су-26М, впервые вставшей на крыло в 1984 году. Именно эта машина принесла советским спортсменам золотые медали в командном и личном зачетах на чемпионате мира в 1986 году. Уникальность этой машины заключалась в том, что впервые в отечественной авиации доля композитных материалов составила больше половины конструкции самолета. Кроме того, Су-26М был первым в мире самолетом, рассчитанным на перегрузки в 12g.

Дальнейшим развитием спортивной тематики стал впервые поднявшийся в небо в 1991 году двухместный спортивно-пилотажный Су-29. Благодаря унификации с Су-26М самолет был разработан всего за год. Машина получилась тяжелее своего предшественника на 60 кг, но зато двухместная кабина позволяла ускорить обучение пилотов и сократить затраты на тренировки. Самолет успешно поставлялся за рубеж.

На основе решений, отработанных в Су-29, был создан последний на данный момент спортивный самолет ОКБ Сухого − Су-31. Машина отлично показала себя на международном уровне, побеждала на соревнованиях и считается одной из лучших для аэробатики – демонстрации фигур высшего пилотажа. Для этого самолета была впервые разработана сверхлегкая система спасения летчика. На последнем чемпионате мира по высшему пилотажу, который прошел в 2021 году в Польше, российская сборная при поддержке ОАК и ОКБ Сухого завоевала все золотые медали. Абсолютным чемпионом мира по высшему пилотажу, собрав пять золотых медалей, стал Дмитрий Самохвалов, выступавший на Су-31МX.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer