Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спорт на высоте. Какие самолеты помогают российским пилотам ставить рекорды и побеждать на соревнованиях самолет


16 мая 2023 года Ростех


Спорт – неотъемлемая часть человеческой культуры, возможность мирного соперничества, когда лучшие представители одной или нескольких стран пытаются преодолеть собственные ограничения и опередить в результатах соперников. Особняком стоят виды спорта, в которых успех выступления зависит от технических устройств. И если представить технические виды спорта в виде диаграммы от простого к сложному, то самолетный спорт будет максимально близок к правому краю. Действительно, победа в нем зависит не только от умений и мастерства спортсмена-пилота, но и от совершенства его спортивного снаряда – самолета, одного из самых сложных и технологичных устройств, созданных человечеством. За свою историю предприятия Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха выпустили большое количество спортивных самолетов, многие из них и сегодня принимают участие в соревнованиях. О самых интересных отечественных моделях для спорта на высоте – в нашем материале.

Соревнования людей и машин

Самолетный спорт появился практически с момента первых полетов и всегда был тесно связан с военной авиацией. Первые фигуры высшего пилотажа были придуманы военными летчиками и применялись в воздушных боях. А большинство спортивных самолетов по совместительству являются и учебно-тренировочными – именно на них пилоты отрабатывают навыки взлета, посадки, боевых маневров и многое другое.

Сегодня соревнования по высшему пилотажу, пожалуй, самый известный и самый зрелищный вид самолетного спорта. Кроме него, также существуют состязания на точность приземления, воздушные гонки и авиаралли, в которых маршрут нужно пройти максимально близко к заданию.

Как и другие виды спорта, самолетный постоянно развивается, устанавливаются новые рекорды, задаются новые планки достижений. Усложнение программ соревнований стимулирует конструкторов совершенствовать и авиатехнику. Можно сказать, что в авиаспорте соревнуются не только пилоты, но и авиаконструкторы.

Отечественная авиашкола всегда занимала лидирующие позиции в мире самолетного спорта. Начиная с 1960-х годов, когда стартовали первые чемпионаты мира по высшему пилотажу, советские, а затем и российские пилоты занимали самые высокие места пьедестала. Многие из них связаны со знаменитыми авиационными КБ нашей страны. Например, Светлана Капанина, самый титулованный пилот в истории мировой спортивной авиации и лучший пилот столетия по версии Международной авиационной федерации, является летчиком-инструктором ОКБ Сухого.

Высокие пилотажные свойства, устойчивость к перегрузкам и простота управления – эти характеристики отличают отечественные спортивные самолеты и позволяют российским пилотам-спортсменам ставить рекорды и побеждать на соревнованиях. И если в показательных выступлениях пилотажных групп, таких как «Русские витязи», «Стрижи», участвуют мощные реактивные машины, то герои самолетного спорта − это легкие поршневые самолеты.

Спортивные самолеты ОКБ Яковлева

Для опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева (сегодня входит в состав корпорации «Иркут») не было запретных тем в авиастроении, и спортивно-тренировочное направление стало одним из закрепивших славу фирмы. Начиная с первого серийного самолета АИР-6, выпускавшегося в 1930-е годы, и до сегодняшнего дня КБ уделяет большое внимание спортивной и учебной авиации. Большинство советских пилотов проходили первичную подготовку на учебно-тренировочных самолетах «Як».

Первым в СССР полностью металлическим учебно-тренировочным самолетом стал Як-18. С 1950 года на нем обучались все будущие летчики советских ВВС, в том числе Юрий Гагарин. В течение 20 лет Як-18 в различных модификациях участвовал в спортивных соревнованиях по всему Союзу и за рубежом.

Когда в 1960-е годы авиаспорт переживает подъем, возникает необходимость в новом специализированном серийном самолете. Таковым стал Як-50, уже на первых своих соревнованиях 1976 года в Чехословакии завоевавший 23 призовых места из 30. На его базе был создан более совершенный спортивно-тренировочный Як-52, впервые взлетевший 8 мая 1979 года и выпускавшийся до 1998 года. Это был единственный в мире самолет, на котором летчик мог пройти путь с нуля до мастера спорта по высшему пилотажу. Кроме того, только для этой модели на чемпионате мира существует отдельная, «именная» категория.

Специально для тренировок и выступлений спортсменов в соревнованиях по высшему пилотажу яковлевцами был разработан одноместный Як-55, поднявшийся в небо в 1981 году. Самолет обладал отличными летными качествами, легко справлялся со штопором и фигурами обратного пилотажа благодаря симметричному профилю крыла. В 1993 году на его основе был разработан еще более легкий Як-54 с управляемыми элеронами, позволявшими выполнять фигуры высшего пилотажа без потери высоты.

Спортивные самолеты ОКБ Сухого

Опытно-конструкторское бюро П.О. Сухого, прославившееся своими истребителями, оказалось успешным и в спортивной тематике. Именно в ОКБ Сухого, где довели до совершенства реактивную авиацию, смогли достичь высоких результатов и в поршневой технике. История спортивного направления бюро началась в 1980-е годы, работы велись под руководством Михаила Симонова, главного конструктора истребителя Су-27.

Спортивным первенцем марки Сухого стал Су-26, больше известный в модификации Су-26М, впервые вставшей на крыло в 1984 году. Именно эта машина принесла советским спортсменам золотые медали в командном и личном зачетах на чемпионате мира в 1986 году. Уникальность этой машины заключалась в том, что впервые в отечественной авиации доля композитных материалов составила больше половины конструкции самолета. Кроме того, Су-26М был первым в мире самолетом, рассчитанным на перегрузки в 12g.

Дальнейшим развитием спортивной тематики стал впервые поднявшийся в небо в 1991 году двухместный спортивно-пилотажный Су-29. Благодаря унификации с Су-26М самолет был разработан всего за год. Машина получилась тяжелее своего предшественника на 60 кг, но зато двухместная кабина позволяла ускорить обучение пилотов и сократить затраты на тренировки. Самолет успешно поставлялся за рубеж.

На основе решений, отработанных в Су-29, был создан последний на данный момент спортивный самолет ОКБ Сухого − Су-31. Машина отлично показала себя на международном уровне, побеждала на соревнованиях и считается одной из лучших для аэробатики – демонстрации фигур высшего пилотажа. Для этого самолета была впервые разработана сверхлегкая система спасения летчика. На последнем чемпионате мира по высшему пилотажу, который прошел в 2021 году в Польше, российская сборная при поддержке ОАК и ОКБ Сухого завоевала все золотые медали. Абсолютным чемпионом мира по высшему пилотажу, собрав пять золотых медалей, стал Дмитрий Самохвалов, выступавший на Су-31МX.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer