Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крупнейшие авиакомпании России получили рекордную прибыль на фоне санкций


23 апреля 2023 года Артём Кореняко, РБК


Общая прибыль ведущих авиакомпаний в прошлом году достигла рекордных ₽88 млрд во многом благодаря субсидиям. Отрасль нуждается в аналогичной поддержке и в текущем году, но в Минфине не получали мотивированных обоснований для этого

Суммарная чистая прибыль 27 ведущих пассажирских авиакомпаний России по итогам прошлого года составила 87,8 млрд руб., что в 2,8 раза больше, чем в 2021-м. Это следует из отчетности компаний по РСБУ, которую проанализировал РБК.

Более половины этой суммы (47,8 млрд руб.) пришлось на два крупнейших частных перевозчика — S7 Airlines (контролируется семьей Владислава Филева) и «Уральские авиалинии» (принадлежит Сергею Скуратову): 34,4 млрд руб. (рост к прошлому году в 2,3 раза) и 13,5 млрд руб. (рост в 2,5 раза) соответственно. Для обеих компаний такой результат — рекорд как минимум за шесть лет (2017–2022 годы). Из топ-5 авиакомпаний также отчитался лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»): его чистая прибыль составила 15 млрд руб. (рост в 4,4 раза), достигнув максимума с момента основания компании.

Крупнейший по пассажиропотоку перевозчик «Аэрофлот» и его «дочка» «Россия» последний раз раскрывали финансовую отчетность по итогам 2021 года. Тогда «Аэрофлот» получил 45,6 млрд руб. чистого убытка, «Россия» — 382 млн руб. чистой прибыли. После начала спецоперации на Украине и введения беспрецедентных международных санкций против России «Аэрофлот» прекратил раскрывать финансовые показатели. «Мы не хотим по понятным причинам вводить в стресс наших партнеров, акционеров, инвесторов в силу высокой волатильности», — объяснял в интервью РБК глава «Аэрофлота» Сергей Александровский. По его словам, возобновление публикации отчетности возможно только после того, как компания «стабилизируется с точки зрения производственных и в конечном итоге финансовых показателей». По итогам работы в 2022 году авиакомпания «Россия» была «планово убыточной», сообщил РБК ее представитель, не раскрыв подробности.

РБК направил запросы в пресс-службы «Аэрофлота» и S7 Airlines. Представитель «Уральских авиалиний» отказался от комментариев.

Кто попал в выборку

Почти 100% пассажиропотока гражданской авиации России приходится на 35 авиакомпаний. По данным на 21 апреля, отчетность по РСБУ за прошлый год опубликовали 27 из них. Кроме «Аэрофлота» и «России» пока не раскрыли данные «Якутия», авиапредприятие «Северсталь», «КрасАвиа», «ЮТэйр» (входит в группу Utair), авиационная компания «Ямал» и «Арт Авиа».

Из раскрывших отчетность авиакомпаний в топ-5 по размеру чистой прибыли кроме S7 Airlines, «Победы» и «Уральских авиалиний» вошли Red Wings (4,4 млрд руб. против убытка 1,9 млрд руб. в 2021-м) и Utair (4,1 млрд руб., рост на 6,3%).

Почему выросла прибыль

В прошлом году пассажиропоток российских авиакомпаний сократился на 14,2%, до 95,2 млн человек. Перевозки внутри страны упали на 11,2% (основная причина — закрытие 11 южных аэропортов), до 77,7 млн человек, за ее пределы — на 25,6% (ключевой фактор — запрет на рейсы в Евросоюз). Международные санкции сильно ударили по российским авиакомпаниям, отмечает главный бухгалтер авиакомпании «Икар» Марина Пачеко в отчетности компании: «За несколько дней российские авиакомпании лишились международных маршрутов, лизинга, технического обслуживания иностранных самолетов, страховых инструментов и т.д. Вводимые Западом в 2022 году санкции оказали влияние на российскую гражданскую авиацию, которая была тесно интегрирована в глобальный рынок». Однако, несмотря на это, «Икар» завершил прошлый год с рекордной чистой прибылью — 248,6 млн руб.

Для нивелирования действия санкций российским властям пришлось оказать дополнительную господдержку авиапредприятиям, говорил глава Росавиации Александр Нерадько в минувшем марте. Всего, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании), гражданская авиация в прошлом году получила рекордную господдержку — 172,3 млрд руб., в том числе 145 млрд руб. впервые (из них 100 млрд руб. — на поддержку внутренних перевозок). Кроме того, из-за прошлогоднего скачка цен на авиакеросин выплаты авиакомпаниям в рамках механизма демпфера составили 98,6 млрд руб., указывал президент АЭВТ Владимир Тасун 21 апреля на собрании ассоциации. По его мнению, в первую очередь благодаря этим факторам удалось обеспечить «относительную финансово-экономическую устойчивость большинства авиакомпаний». Выделенные субсидии позволили не допустить роста стоимости билетов для населения и сохранили условия для доступности авиаперевозок, подчеркивал Нерадько. «Средняя стоимость билета (тариф со сборами) на внутрироссийские рейсы действительно снизилась — к примеру, в июне на 10% к июню 2021-го», — говорил Александровский.

Показать чистую прибыль авиакомпаниям помогли субсидии и оптимизация расходов, говорит младший директор по корпоративным рейтингам «Национального рейтингового агентства» Алла Юрова. Так, выросла интенсивность использования эксплуатируемого парка (по данным АЭВТ, показатель занятости кресел в прошлом году вырос на 2,5 п.п., до 84%), замечает она.

Из отчетности по РСБУ некоторых компаний видно, что размер чистой прибыли в основном формируется за счет субсидий, указывает директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги» Александр Диваков. Отложенные лизинговые платежи, прекращение выполнения сложного и дорогостоящего техобслуживания самолетов за рубежом, а также сокращение расходов на закупки новых компонентов и запчастей, вместо которых использовались запасы закупок до прошлого года, могли стать факторами экономии расходов, добавляет авиационный эксперт Григорий Померанцев. Из-за прекращения сотрудничества с глобальным провайдером Lufthansa Technik затраты на запчасти действительно уменьшились, а налет самолетов был рекордным, признает топ-менеджер крупной российской авиакомпании, также увеличившей прибыль.

Росту прибыли помогло и значительное сокращение числа прямых зарубежных рейсов из России, благодаря чему на оставшихся международных маршрутах выросли тарифы, говорит Померанцев. «Билеты на международные перевозки, конечно, выросли в стоимости. Но это отдельная история, связанная больше с ограниченным предложением отдыха за рубежом», — отмечал Александровский.

«Авиакомпаниям удалось адаптироваться к текущим условиям и завершить прошлый год с положительными финансовыми результатами, которые оказались выше ожиданий до введения санкций. В текущем году частично возобновляются полеты по международным направлениям. Также отмечаем, что в этом году Минтранс России прогнозирует пассажиропоток выше, чем в прошлом», — говорили в пресс-службе Минфина.

Какого результата ждать в этом году

В текущем году Минтранс запланировал рост пассажирских авиаперевозок на 6,4%, до 101,3 млн человек. В конце марта глава ведомства Виталий Савельев отмечал, что компании уже превышают этот план. По итогам первого квартала группа «Аэрофлот» перевезла 9,5 млн человек (плюс 11,3%). По данным АЭВТ, в январе—марте все авиакомпании нарастили пассажиропоток на 7,1%, до 21,2 млн человек, показатель занятости кресел увеличился на 7,4 п.п., до 85,8%. При сохранении существующих тенденций в этом году пассажиропоток авиакомпаний может вырасти до 111 млн человек, то есть вернуться на уровень 2021-го, считает Тасун.

Но, по мнению главы АЭВТ, отрасли все равно требуется господдержка, потому что даже в прошлом году авиакомпании, по предварительным данным, получили убыток от продаж в размере 144 млрд руб. (операционный убыток). Для оценки состояния отрасли лучше использовать не финансовые показатели по РСБУ, а данные формы № 67-ГА (отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта), в которой речь идет об операционных результатах, так как чистая прибыль (убыток) показывает не все в деятельности авиакомпаний, объяснял ранее представитель ассоциации.

По мнению старшего директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игоря Смирнова, текущее состояние авиакомпаний — это скорее «контролируемое пикирование, нежели успех», хотя у перевозчиков есть наработки по управлению расходами в стрессовых ситуациях после разгара пандемии COVID-19 в 2020 году. «Несмотря на прибыль, выручка [перевозчиков] падает (у 27 крупнейших перевозчиков она упала на 7,4%, до 661,5 млрд руб. — РБК) <...>. А на прибыль влияют и бумажные статьи», — пояснил он. «Вряд ли сможем сработать с такой же прибылью. В этом году много тяжелого техобслуживания самолетов, это негативно скажется на итоговом финансовом результате», — говорит топ-менеджер крупной авиакомпании.

В АЭВТ рассчитывают, что господдержка отрасли сохранится на уровне прошлого года. Однако пока компаниям было выделено лишь 25,3 млрд руб. Предоставление субсидий по аналогии с прошлогодними еще не одобрено, поэтому билеты по России могут подорожать на 15–30%, а количество рейсов может снизиться, предупреждал замглавы Минтранса Игорь Чалик 17 апреля. Но уже через два дня он уточнил, что рост стоимости билетов не превысит уровень инфляции в России (5,3%). Чиновник объяснил, что предыдущая оценка основывалась на данных авиакомпаний: каждый перевозчик разрабатывает для себя несколько сценариев, включая негативный. Тогда в пресс-службе Минтранса сообщили о продолжающейся работе по выделению дополнительных субсидий авиакомпаниям на предстоящий летний сезон. Но в Минфине отметили, что решение о рекордной поддержке в прошлом году было принято из-за приостановки международных полетов, а в 2023-м они развиваются. «До настоящего времени мотивированных обоснований для оказания господдержки [в этом году] по аналогии с прошлым годом в Минфин России не поступало», — добавили там.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников



Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer