Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сверхтяжелые обстоятельства: почему полет новой ракеты Маска отменен


17 апреля 2023 года Мария Недюк, Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Известия


Компания SpaceX 17 апреля отменила перед самым стартом тестовый пуск космической системы Starship. Самый мощный космический корабль из когда-либо построенных должен был отправиться в космос впервые, но испытания перенесли из-за проблем с клапаном давления. Однако российские специалисты уверены, что отмена полета не была неожиданностью, так как испытывается совершенно новый тип ракет и нужно многое предусмотреть перед запуском. Пуск космического корабля Starship, который в будущем хотят использовать для отправки людей на Марс и Луну, а также сверхтяжелой ракеты-носителя Super Heavy должен состояться до конца 2023 года, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

Сбросить Маска

Первый испытательный запуск космической системы Starship, состоящей из прототипа пилотируемого корабля Ship24 и прототипа сверхтяжелой ракеты Super Heavy Boster 7, отменили 17 апреля прямо перед началом старта. Пуск должен был состояться в промежутке с 15:00 до 17:30 мск с нового частного космодрома Бока-Чика на юге США. Трансляция подготовки к полету велась на канале корпорации SpaceX, ее одномоментно смотрело более полумиллиона человек.

Как сообщили в корпорации, причиной отмены пуска стало замерзание клапана давления ракеты. Незадолго до старта владелец SpaceX Илон Маск написал в Twitter, что один из них не работает и это может стать причиной отмены сегодняшнего старта.

Маск разрабатывает новую ракету, которой еще не было в истории космонавтики, поэтому не нужно думать, что она сразу полетит, уверен эксперт в этой отрасли Александр Железняков. Это очень сложная система, и нужно многое предусмотреть перед летными испытаниями. То, что сегодняшний пуск не состоялся, вполне ожидаемо.

— Проверить всё невозможно. Погода в Техасе тоже не очень благоприятная, с сильным ветром, поэтому запуск был бы риском. Однако эта ракета, может, и не с первого раза, но полетит. До конца года Маск будет пытаться научить ее летать, — сказал Александр Железняков.

Программа испытаний предусматривала отправку космического корабля Ship24. Он должен был отделиться от ракеты-носителя и выйти на низкую опорную орбиту на высоте 230 км. Затем совершить неполный оборот вокруг Земли и приземлиться в районе Гавайских островов. В числе важных фаз тестового запуска — проверка систем корабля в условиях невесомости и на этапе вхождения на гиперзвуковой скорости в плотные слои атмосферы. Весь полет должен был занять 90 минут.

Несмотря на то что сам Маск сомневался в успешном запуске своей ракеты и его отложили, проект в принципе возможно реализовать, причем это может сделать частная компания.

— Это хороший задел, чтобы инвесторы начали подтягиваться в эту индустрию. Такая же история была и с его электромобилями, вслед за Маском остальные производители стали переходить на электродвигатели, — уверен глава компании Alpha Robotics Venture Владимир Белый.

России также следует разрабатывать тяжелые ракеты, которые смогут доставлять большой объем груза не только на орбиту, но и на Луну. В эту гонку нужно ввязаться, потому что тот, кто займет место на планете-спутнике, получит стартовую площадку для освоения дальнего космоса, подчеркнул эксперт.

Большие надежды

Перенесенный полет ракеты-носителя Starship не отменяет успеха всей затеи. Случай, если он всё же произойдет, примечателен тем, что это первая полностью многоразовая, а также самая большая и мощная сверхтяжелая ракета за всю историю, рассказал «Известиям» эксперт рынка НТИ «Аэронет» Александр Хохлов.

— В случае успеха это будет первый полет ракеты с использованием топлива металокс: горючее — жидкий метан, окислитель — жидкий кислород. У ракеты уже есть заказчики на частные пилотируемые космические полеты. Есть два контракта от NASA на использование лунного варианта ракеты, для доставки на поверхность естественного спутника астронавтов и грузов, — сказал Александр Хохлов.

Также в случае реализации проекта ракета совершит революцию по доставке грузов на околоземную орбиту. Уже сейчас SpaceX планирует использовать ее для вывода увеличенных спутников связи Starlink V2 для продолжения развертывания своей крупнейшей в мире спутниковой группировки.

Ракета Starship — следующий шаг в ракетостроении со времен Королева и фон Брауна. Всё, что запускали до этого, было развитием идей этих конструкторов. А Маск хочет сделать абсолютно новый шаг, уверен член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. Максимум, что могли двигатели предыдущих поколений, — это работать в двух режимах: главном (работа на 100%) и промежуточном. Второй давал около 50% от максимальной тяги. К тому же старые двигатели не могли повторно включаться после выключения.

— У Маска двигатель Raptor не только выключается и включается повторно, но еще может менять свой режим работы от 0 до 100% мощности. Такого не было никогда. Это, по сути, как двигатель в автомобиле. Это позволяет просто творить чудеса. Например, летать горизонтально, — сказал Андрей Ионин.

По словам эксперта, со времен советской ракеты Н-1 (разработанная для пилотируемого полета на Луну тяжелая ракета-носитель, прозванная «Царь-ракетой», оказалась непригодна к использованию) в космической отрасли было табу на одновременное использование множества работающих двигателей, так как из-за их нештатной работы происходили аварии. Тогда в 1960–1970-х годах с помощью аналогового управления нельзя было их синхронизировать. Однако Маск намерен это сделать по средствам цифрового контроля.

Маск разрабатывает эту ракету для возможного полета на Марс. Освоение Красной планеты — общая задача для всего человечества, поэтому такие проекты могут быть только международными, уверен эксперт.


СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Starship — это транспортная космическая система, которая состоит из сверхтяжелой ракеты-носителя Super Heavy и корабля Starship. Уникальность системы в том, что все ее компоненты многоразовые. В будущем это кратно сократит расходы на вывод полезной нагрузки в космос. Также это самый большой комплекс, когда-либо запущенный в космос. Общая длина системы составляет 120 м. Из них космический корабль — 50 м. Диаметр ракеты и корабля — 9 м. Полезная грузоподъемность — до 150 т. Стартовая масса — 5 тыс. т.

Важная особенность ракеты-носителя Super Heavy — это 33 установленных на ней метановых двигателя Raptor, которые синхронизируются автоматикой. Они позволяют изменять тягу от 0 до 100% и в широком диапазоне менять направление космического корабля.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково



Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer