Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Залетным ветром: на Чукотке и Ямале появятся первые базы для запуска дронов


17 апреля 2023 года Анастасия Львова, Известия


Первые крупные базы для дронов появятся в 2024 году в девяти поселках и городах Чукотки и Ямала. На местных аэродромах и посадочных площадках организуют инфраструктуру для отслеживания и навигации беспилотников. Минтранс подготовил паспорт соответствующего федерального проекта. В 2025-м программу планируется расширить еще на 20 аэродромов в ХМАО и на Камчатке, а к 2030-му — на 290 в других регионах. Отдаленные субъекты выбраны в качестве пилотных из-за низкой плотности населения и интенсивности полетов, отмечают эксперты. Кроме того, тестовые запуски там уже осуществляет «Почта России».

Подготовка к пуску

Минтранс подготовил паспорт федерального проекта, посвященного развитию инфраструктуры и обеспечению безопасности полетов беспилотных авиационных систем (БАС). С копией документа ознакомились «Известия». Его подлинность подтвердили два источника, близких к Минтрансу.

Министерство выбрало первые девять населенных пунктов, аэродромы которых будут оснащены «унифицированной инфраструктурой связи, навигации, наблюдения для обеспечения полетов БВС (беспилотных воздушных систем)». Это Анадырь, Беринговский, Марково, Канчалан (Чукотский автономный округ), Салехард, Салемал, Панаевск, Питляр и Лопхари (Ямало-Ненецкий автономный округ).

В 2023 году ведомство планирует определиться с техническими и финансовыми параметрами проектов оснащения посадочных площадок в этих пунктах, а внедрением самих инфраструктурных комплексов займутся в 2024-м, следует из паспорта проекта.

В 2025 году программа будет расширена еще на 20 аэродромов, в 2026-м — на 58, а к 2030 году — подобной инфраструктурой должны быть оборудованы 290 аэродромов. В программе фигурируют и другие субъекты — Ханты-Мансийский автономный округ, Камчатка, Татарстан, Башкирия, Самарская, Томская, Московская, Ленинградская, Свердловская и Ростовская области. Параметры федерального проекта пока уточняются, Минтранс направил запросы в субъекты РФ, говорится в документе.

Параллельно с этим министерство займется внедрением в этих регионах инфраструктуры для приема и выпуска БВС, их наземного и технического обслуживания.

До середины июня 2023 года Минтранс планирует согласовать с Минфином параметры финансирования оснащения площадок, кабмин должен будет утвердить их до декабря в рамках подготовки проекта закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», уточняется в документе.

Заниматься оснащением площадок под беспилотники будет Росавиация и подведомственное ей ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД) — национальный провайдер аэронавигационного обслуживания. Будущие маршруты следования дронов предложит «Почта России», следует из документа.

«Известия» направили запросы в Минтранс, Росавиацию, Минфин, ГК по ОрВД.

В пресс-службе Минтранса сообщили, что полеты беспилотников осуществляются в рамках экспериментального правового режима в четырех регионах: Чукотском АО, Камчатском крае, ЯНАО и ХМАО.

Другие планы

Помимо развития инфраструктуры Минтранс планирует принять еще ряд мер для внедрения беспилотников в России. Планируется, например, упростить процедуры использования воздушного пространства для дронов, выполняющих авиахимические работы (обработка сельхозугодий), а также для осуществляющих полеты в интересах спортивных и образовательных организаций, следует из текста документа.

В 2023–2024 годах планируется также выделить отдельные территории, не требующие получения разрешения на проведение аэросъемки с дронов. До конца 2025-го в РФ внедрят систему получения цифрового разрешения на выполнение съемки местности и пространственных данных с использованием БВС. Процесс подачи заявок на сертификацию российских беспилотников также планируется организовать в электронной форме — через сайт госуслуг, следует из паспорта проекта.

Минтрансу предстоит заказать большое количество научно-исследовательских работ: по возможностям идентификации низколетящих БАС, системам наблюдения за ними, цифровым радиолиниям связи с беспилотником, созданию единой базы данных авиационной метеорологической информации, следует из документа. Озаботится ведомство и разработкой требований к системам предупреждения столкновений дронов с пилотируемыми судами, а также закажет разработку облика системы организации воздушного движения в условиях города (городская аэромобильность).

Наконец, в рамках федерального проекта планируется оснастить некоторые аэропорты РФ системами обнаружения БВС и средствами противодействия их противоправному применению. Речь идет об аэропортах, отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры I категории, говорится в паспорте проекта.

Как пояснил «Известиям» эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов, категорирование осуществляется с учетом степени угрозы совершения в аэропорту актов незаконного вмешательства и их последствий. К первой категории относятся наиболее уязвимые аэропорты — это самые крупные порты РФ, пояснил эксперт.

Обеспечивать защитой от дронов абсолютно все, даже самые мелкие и отдаленные, посадочные площадки в стране бессмысленно и затратно, считает Федор Борисов. К тому же речь идет о защите скорее от гражданских беспилотников, а не военных — падения и опасные маневры последних должны отрабатывать в Минобороны, так как в этом случае под угрозой оказывается уже не транспортная, а национальная безопасность.

— При этом у нас достаточно случаев хулиганства, некой кустарщины, когда на аэродромы или прилегающие территории пользователи залетают на своих дронах и создают угрозу полетам самолетов, — поясняет Федор Борисов.

Риски и задачи

Комплексы, которые планирует внедрить Минтранс, — это радиотехническая инфраструктура, размещенная и на борту, и на земле, и, может быть, в космосе, поясняет советник генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» (занимается аэронавигацией для БАС) Владислав Шифрин. Она позволит задействовать дроны в общем информационном поле, включая управление воздушным движением.

По словам директора центра развития системы технологических конкурсов Фонда поддержки проектов «Национальной технологической инициативы» (НТИ) Юрия Молодых, внедрение БАС целесообразно начинать как раз с отдаленных регионов: там доставка грузов сейчас осуществляется вертолетами, стоимость одного вылета которого оценивается в сотни тысяч рублей.

— Именно в таких условиях экономически целесообразно начинать внедрять БАС. Низкая плотность населения и интенсивность полетов в этих регионах снижают риски в случае возможных падений дронов, — сообщил эксперт.

В крупных же городах массовое использование беспилотников пока несет огромные риски — как физические, так и репутационные, продолжает Юрий Молодых. Налет любой БВС очень небольшой, надежность невысокая по сравнению с пилотируемой авиацией, которая начала развиваться на 100 лет раньше.

Отдаленные регионы больше других нуждаются в улучшении транспортной доступности, добавляет также Владислав Шифрин. Кроме того, именно на Ямале и Чукотке свои тестовые полеты на дронах уже выполняет «Почта России»: там сформирована маршрутная сеть, введен экспериментальный правовой режим, проходят первые полеты тяжелых БВС.

В пресс-службе «Почты России» подтвердили «Известиям», что Чукотка и ЯНАО стали первыми регионами для внедрения необходимой инфраструктуры: именно там требуется, с одной стороны, увеличить скорость доставки, а с другой — уменьшить ее стоимость, особенно в межсезонье.

«Почта России» уже частично определилась с маршрутами: базовый сценарий — это перевозка из узловых точек, например столиц регионов, до посадочных площадок в отдаленных населенных пунктах, откуда почта будет поступать в отделения на местах. Речи о доставке сразу конечному потребителю сейчас не идет, добавили в компании.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников



Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer