Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космический успех двигателя РД-107/108


12 апреля 2023 года Ростех


62 года назад успешным полетом Юрия Гагарина была открыта эра космонавтики. Нашими инженерами и конструкторами были разработаны аппараты, которые смогли вырваться за пределы Земли и поднять человека в космическое пространство. Некоторые образцы, созданные в 1950-х годах, используются до сих пор и продолжают составлять основу отечественной космонавтики. Например, двигатели РД-107/108 и их модификации с момента запуска Гагарина и по сегодняшний день поднимают в небо все отечественные ракеты «Союз». Серийный выпуск этих сверхнадежных двигателей налажен на самарском предприятии «ОДК-Кузнецов». Рассказываем об истории создания и особенностях легендарных двигателей-долгожителей.

Мощный старт

На самом деле звездная карьера этих замечательных двигателей началась за несколько лет до гагаринского полета. Разработка установок проходила в 1954–1957 годах под началом конструктора Валентина Глушко, и создавались двигатели изначально для грозного оружия – первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Ракета, созданием которой руководил сам Сергей Королев, была двухступенчатой. Первая ступень состояла из четырех одинаковых блоков, в каждый из которых входило по двигателю РД-107. Двигатели имели четыре камеры сгорания и два рулевых агрегата. В качестве двигателя второй ступени применялся РД-108, аналогичный по конструкции, но оснащенный уже четырьмя рулевыми агрегатами.

Запускались двигатели обеих ступеней одновременно на старте, поэтому РД-108 работал дольше. Топливо в РД-107/108 применялось двухкомпонентное: в качестве окислителя выступал жидкий кислород, а в качестве горючего – керосин.

Первый успешный полет ракеты Р-7 состоялся в 1957 году. Таким образом, советские конструкторы доказали, что теперь у страны имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара. Конструкция «семерки» с двигателями РД-107/108 оказалась настолько успешной, что на ее основе было создано целое семейство ракет-носителей («Восток», «Восход», «Молния», «Союз»). Они подняли в космос первый искусственный спутник Земли, собак Белку и Стрелку, «Восток-1» Юрия Гагарина, отправили в полет межпланетные станции для изучения Луны и космического пространства. С помощью двигателей РД-107 и РД-108 и сегодня доставляют на орбиту грузы и космонавтов.

Экзамен для двигателя

Серийный выпуск двигателей РД-107/108 был налажен с 1958 года в городе Куйбышеве, современной Самаре, на заводе им. Фрунзе (ныне «ОДК-Кузнецов» в составе Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха). Первые ракетные двигатели отправлялись на испытания в Химки, на базу разработчика, но в 1961 году в Куйбышеве заработал собственный испытательный полигон.

Как и 60 лет назад, сегодня каждый РД-107/108 перед отправкой заказчику проходит серьезную проверку. На испытательных стендах двигатель должен подтвердить свою почти идеальную надежность − 99,9%. Для этого силовая установка проходит огневые испытания, максимально приближенные к реальному полету. Сначала все вокруг стенда заливается водой, чтобы избежать возгорания. Затем установленный на стенде двигатель запускается. За несколько минут напряженной работы, имитирующей подъем космического корабля «Прогресс», установка сжигает около 40 тонн топлива. Все это происходит при высоких температурах и под тот самый «рокот космодрома». В это время испытатели с помощью электронных устройств замеряют важные параметры процесса: расход топлива, тягу, уровень пульсации и вибрации. Если все прошло успешно и двигатель сдал «экзамен», его возвращают на предприятие, перепроверяют и отправляют заказчику.

На испытательном полигоне «ОДК-Кузнецов», который находится далеко за городом, трудится более тысячи человек. Сама испытательная база пережила несколько модернизаций, но в основе своей остается той же, что и более 60 лет назад, и, по заверениям специалистов, благодаря заложенной в нее надежности прослужит еще не один десяток лет.

История продолжается

И хотя РД-107/108 уже заслужил все возможные почести и звание рекордсмена по долголетию среди ракетных двигателей, программа продолжает развиваться, появляются новые модификации. Всего конструкторами разработано 18 вариантов двигателей под различные проекты.

Важно отметить, что РД-107/108 послужили не только отечественным космическим программам. С их помощью в космос отправлялись грузы и астронавты других стран. Кроме того, с 2011 по 2020 год российские двигатели оставались единственным средством доставки на Международную космическую станцию вообще всех космонавтов, и российских, и зарубежных.

За 2022 год с помощью двигателей РД-107/108 было произведено 17 пусков ракет, в том числе дважды двигатели ОДК доставили к МКС экипажи космических экспедиций. Одним из самых ярких событий стал пуск 22 октября прошлого года, когда впервые в двигателях ракеты-носителя типа «Союз-2» вместо керосина использовался нафтил − экологически безопасный тип углеводородного горючего.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников



Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer