Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космический успех двигателя РД-107/108


12 апреля 2023 года Ростех


62 года назад успешным полетом Юрия Гагарина была открыта эра космонавтики. Нашими инженерами и конструкторами были разработаны аппараты, которые смогли вырваться за пределы Земли и поднять человека в космическое пространство. Некоторые образцы, созданные в 1950-х годах, используются до сих пор и продолжают составлять основу отечественной космонавтики. Например, двигатели РД-107/108 и их модификации с момента запуска Гагарина и по сегодняшний день поднимают в небо все отечественные ракеты «Союз». Серийный выпуск этих сверхнадежных двигателей налажен на самарском предприятии «ОДК-Кузнецов». Рассказываем об истории создания и особенностях легендарных двигателей-долгожителей.

Мощный старт

На самом деле звездная карьера этих замечательных двигателей началась за несколько лет до гагаринского полета. Разработка установок проходила в 1954–1957 годах под началом конструктора Валентина Глушко, и создавались двигатели изначально для грозного оружия – первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Ракета, созданием которой руководил сам Сергей Королев, была двухступенчатой. Первая ступень состояла из четырех одинаковых блоков, в каждый из которых входило по двигателю РД-107. Двигатели имели четыре камеры сгорания и два рулевых агрегата. В качестве двигателя второй ступени применялся РД-108, аналогичный по конструкции, но оснащенный уже четырьмя рулевыми агрегатами.

Запускались двигатели обеих ступеней одновременно на старте, поэтому РД-108 работал дольше. Топливо в РД-107/108 применялось двухкомпонентное: в качестве окислителя выступал жидкий кислород, а в качестве горючего – керосин.

Первый успешный полет ракеты Р-7 состоялся в 1957 году. Таким образом, советские конструкторы доказали, что теперь у страны имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара. Конструкция «семерки» с двигателями РД-107/108 оказалась настолько успешной, что на ее основе было создано целое семейство ракет-носителей («Восток», «Восход», «Молния», «Союз»). Они подняли в космос первый искусственный спутник Земли, собак Белку и Стрелку, «Восток-1» Юрия Гагарина, отправили в полет межпланетные станции для изучения Луны и космического пространства. С помощью двигателей РД-107 и РД-108 и сегодня доставляют на орбиту грузы и космонавтов.

Экзамен для двигателя

Серийный выпуск двигателей РД-107/108 был налажен с 1958 года в городе Куйбышеве, современной Самаре, на заводе им. Фрунзе (ныне «ОДК-Кузнецов» в составе Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха). Первые ракетные двигатели отправлялись на испытания в Химки, на базу разработчика, но в 1961 году в Куйбышеве заработал собственный испытательный полигон.

Как и 60 лет назад, сегодня каждый РД-107/108 перед отправкой заказчику проходит серьезную проверку. На испытательных стендах двигатель должен подтвердить свою почти идеальную надежность − 99,9%. Для этого силовая установка проходит огневые испытания, максимально приближенные к реальному полету. Сначала все вокруг стенда заливается водой, чтобы избежать возгорания. Затем установленный на стенде двигатель запускается. За несколько минут напряженной работы, имитирующей подъем космического корабля «Прогресс», установка сжигает около 40 тонн топлива. Все это происходит при высоких температурах и под тот самый «рокот космодрома». В это время испытатели с помощью электронных устройств замеряют важные параметры процесса: расход топлива, тягу, уровень пульсации и вибрации. Если все прошло успешно и двигатель сдал «экзамен», его возвращают на предприятие, перепроверяют и отправляют заказчику.

На испытательном полигоне «ОДК-Кузнецов», который находится далеко за городом, трудится более тысячи человек. Сама испытательная база пережила несколько модернизаций, но в основе своей остается той же, что и более 60 лет назад, и, по заверениям специалистов, благодаря заложенной в нее надежности прослужит еще не один десяток лет.

История продолжается

И хотя РД-107/108 уже заслужил все возможные почести и звание рекордсмена по долголетию среди ракетных двигателей, программа продолжает развиваться, появляются новые модификации. Всего конструкторами разработано 18 вариантов двигателей под различные проекты.

Важно отметить, что РД-107/108 послужили не только отечественным космическим программам. С их помощью в космос отправлялись грузы и астронавты других стран. Кроме того, с 2011 по 2020 год российские двигатели оставались единственным средством доставки на Международную космическую станцию вообще всех космонавтов, и российских, и зарубежных.

За 2022 год с помощью двигателей РД-107/108 было произведено 17 пусков ракет, в том числе дважды двигатели ОДК доставили к МКС экипажи космических экспедиций. Одним из самых ярких событий стал пуск 22 октября прошлого года, когда впервые в двигателях ракеты-носителя типа «Союз-2» вместо керосина использовался нафтил − экологически безопасный тип углеводородного горючего.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer