Сразу после первого в истории полета в космос на Юрия Гагарина обрушилась слава — его имя знал весь мир, героя хотели видеть в каждой стране. Этим не могла не воспользоваться советская власть — право на визит первого космонавта Земли надо было заслужить.
Поэтому с 13 апреля 1961 года Гагарин, по сути, сам себе не принадлежал — очень многое в его жизни за него пытались решать другие. Между тем надо понимать, что в космос Юрий полетел старшим лейтенантом (вернулся уже майором, за 108 минут перепрыгнув через звание), а уже в 1964 году стал полковником — в 30 лет. Для летчика мирного времени это была стремительная карьера.
При этом сам Гагарин не только хотел продолжать летать, но и вновь рвался в космос. Однако работа летчика (тем более летчика-космонавта) — это не только постоянные тренировки и занятия спортом, но и строгая дисциплина. А многочисленные поездки по стране и миру ей не способствовали.
По воспоминаниям генерал-лейтенанта Николая Каманина (еще одного легендарного летчика, Героя Советского Союза, в то время — помощника Главкома ВВС по космосу), с дисциплиной у Гагарина долгое время были сложности: он попал в несколько непростых ситуаций, забросил тренировки и набрал восемь-девять лишних килограммов.
На него регулярно поступали компрометирующие материалы, причем зачастую обоснованные
В 1964 году Гагарин был назначен заместителем директора Центра подготовки космонавтов и одновременно командиром отряда космонавтов. Но частые международные визиты не позволяли ему полноценно исполнять обязанности и поддерживать себя в летной форме.
К примеру, после космического полета он поднимался в воздух за штурвалом в десятки раз реже: к концу 1964 года его налет составлял 379 часов с момента окончания училища в 1959 году и всего 7 часов — с 1 января 1961 года. Это мало не только для профессионала (а Гагарин в тот момент уже был летчиком первого класса), но и для любителя.
Тут можно вспомнить, что знак «Летчик первого класса» присваивался за 2,2 тысячи часов безаварийных полетов. Гагарин отлично понимал, что этот чин ему дали авансом, и в 1965 году при поддержке командования взялся за восстановление: начал активно заниматься спортом и тренироваться.
Но результат все равно был слабым: в 1965 году Гагарин, согласно записям в летной книжке, налетал 40 часов 30 минут, в 1966 году — 46 часов, а в 1967 году — 24 часа. При этом восстанавливаться Юрию пришлось практически с нуля — его, словно зеленого курсанта, не допустили к самостоятельным полетам.
Поэтому Гагарин начал летать с инструкторами, зарабатывая право вновь самостоятельно подняться в небо
Тренировки проходили в базовом для космонавтов 70-м отдельном испытательно-тренировочном авиационном полку особого назначения (ОИТАПОН), командовал которым летчик-испытатель Владимир Серегин. 2 декабря 1967 года Гагарин подал рапорт с просьбой временно, до мая 1968 года, освободить его от обязанностей замкомандира ЦПК — для сдачи экзаменов в академии Жуковского. Но диплом он защитил раньше и 13 февраля 1968 года возобновил полеты с инструкторами 70-го полка.
К 22 марта Гагарин налетал девять часов — в тот день ему вернули право самостоятельно подниматься в воздух. По плану подготовки, 27 марта он должен был совершить два первых после многолетнего перерыва самостоятельных полета на МиГ-17 с бортовым номером 19 — по кругу, продолжительностью 30 минут каждый. Такие полеты летчики называют «взлет-посадка».
«Я запретил полет Гагарина»
26 марта начальник центра подготовки космонавтов генерал-майор Николай Кузнецов приехал к Каманину, своему непосредственному начальнику и старому приятелю, и сообщил, что хочет лично проверить готовность Гагарина к самостоятельному полету.
По воспоминаниям Каманина, генерал Кузнецов доложил ему, что на следующий день Гагарина планируют выпустить в самостоятельный полет на самолете МиГ-17. Кузнецов просил разрешить ему лично проверить на самолете МиГ-15УТИ подготовленность Гагарина к самостоятельному вылету.
Совместный полет Гагарина с Кузнецовым я запретил, прямо заявив последнему, что он давно утратил навыки летчика-инструктора. Я разрешил командиру полка Серегину проверить технику пилотирования у Гагарина, а генералу Кузнецову приказал лично проверить организацию выпуска Гагарина в полет
Из дневника Николая Каманина — помощника главкома ВВС по космосу
Также Каманин приказал Кузнецову проанализировать и доложить ему воздушную обстановку и метеоусловия, а право на разрешение самостоятельного вылета Гагарина он оставил за собой. Что такое сказал Кузнецов Каманину, чем аргументировал свои действия — до сих пор неизвестно.
При этом надо понимать: вечером 26 марта в 70-м полку планы на завтрашний день уже были составлены, и в 16:30, после окончания рабочего дня, летчики (в том числе Гагарин и Серегин) разошлись по домам.
В тот день в 15:00 началось заседание государственной комиссии по космическому кораблю «Л-1» (лунная программа СССР), которое продолжалось, судя по стенограмме, от полутора до двух часов. То есть разговор между помощником Главкома ВВС по космосу и начальником ЦПК никак не мог состояться раньше 16:30, а скорее произошел позже. Из этого следует, что Юрий Гагарин и Владимир Серегин настраивались по утвержденным планам на совсем другие дела: первый космонавт собирался в самостоятельный полет, а комполка вообще не должен был лететь в тот день — у него были запланированы организационные мероприятия.
О том, что у обоих посыпались планы, Гагарин и Серегин узнали только утром 27 марта. И оба не обрадовались: Юрий воспринял это как признак недоверия, а на голову командира полка свалилась лишняя головная боль — инструктором с Гагариным он ни разу не летал.
Запомните этот момент: самолет МиГ-15 для Гагарина и Серегина стали готовить не накануне, как это было положено всеми документами ВВС СССР, а за полчаса до вылета.
А еще воспоминания всех летчиков 70-го полка описывают утро 27 марта примерно одинаково: утром пришла шифровка, которая предписывала Серегину проверить готовность Гагарина, и он воспринял ее достаточно болезненно, громко комментировал при подчиненных, используя нелитературные выражения.
А вот мемуары начальника ЦПК генерал-майора Николая Кузнецова коренным образом отличаются от всех остальных: он утверждает, что план на дополнительный полет с инструктором был подготовлен еще накануне, и Гагарин и Серегин знали о нем. И тогда же, 26 марта, начали готовить тот самый МиГ-15УТИ с бортовым номером 18.
Кроме того, Кузнецов описывает весь маршрут Гагарина утром 27 марта так, как будто шел с ним рядом: упоминает шутки первого космонавта, детально описывает, как тот переодевается в летный костюм. Что странно, ведь Гагарин — его заместитель и всего лишь полковник. Не генеральское это дело — ходить повсюду за своим подчиненным, причем достаточно проблемным. Эти разночтения заставляют предположить: один из тех, кто пытался скрыть правду о гибели Юрия Гагарина — его непосредственный начальник, генерал-майор Николай Кузнецов.
Хронология катастрофы
Вылететь самыми первыми у Гагарина и Серегина не получилось: для подготовки Миг-15 потребовалось время, а потом комполка отвлекли текущие дела (напомним — он не готовился к полетам в этот день и у него были совсем другие планы). Поэтому учебные полеты начались по первоначальному плану, утвержденному накануне.
Миг-15 запустил двигатель в 10:08, в 10:15 выкатился к полосе и запросил у «Агата» (руководителя полетами) разрешение на взлет — но получил отказ, так как на посадку шел другой самолет. В 10:17 приземлился «разведчик погоды» — самолет Ан-24. По правилам, полеты до его возвращения и расшифровки данных вообще не должны были начинаться. Но они шли.
В 10:18:45 руководитель полетов дал разрешение на взлет. МиГ-15 УТИ с Гагариным (в передней кабине) и Серегиным взлетел в 10:19 минут. Его позывной — 625. Задача, которая была поставлена перед Гагариным, — выполнить упражнение №2 Курса боевой подготовки истребительной авиации (КБП ИА-67). В нее входили взлет, занятие эшелона три тысячи метров, выход в зону тренировочного полета (зона №20), затем выполнение виражей, витков малой спирали, пикирования, боевого разворота, бочки, горизонтальный полет на эволютивной (минимально возможной) скорости и посадка. Время на выполнение — около 20 минут.
В 10:19:40 МиГ-15 выполняет первый разворот, в 10:20:45 — второй, 10:21:46 — третий разворот с набором высоты до 4200 метров и в 10:22:16 входит в зону тренировки. В 10:23:56 «Агат» приказывает доложить о выходе за облака и через четыре секунды 625 докладывает: «Между облаками».
В 10:25:50 Гагарин передает руководителю полетов: «зону 20 занял, высота 4200, прошу [разрешить начать выполнение полетного] задания». На что сразу получает добро. А через 4 минуты 20 секунд, в 10:30:10, руководитель полетов слышит «625 задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения на курс 320».
Немедленно следует ответ «Разрешаю» и подтверждение от борта 625: «Понял, выполняю»
Эти слова оказались последними для экипажа МиГ-15УТИ — качество записи не позволяет определить, кто из летчиков, Гагарин или Серегин, вел переговоры. По данным Госкомиссии, в 10:32:30 руководитель полетов запрашивает 625, но тот на связь уже не выходит.
На локаторе отметка самолета остается, но движется по курсу 75. Она пропадет в 10:43:00, все это время на запросы борт 625 не отвечает.
По официальной версии, оператор РЛС ошибся, и эта метка соответствовала совсем другому воздушному судну, но в тот день на аэродроме не работали ни высотомер, ни фотоконтроллер локатора — камера, которая снимает экран (в те годы других способов регистрации параметров в СССР еще не было).
Именно в 10:43, в расчетное время окончания горючего, начнутся активные поиски
Но место катастрофы — воронку в снегу — обнаружат только в 14:20 неподалеку от деревни Новоселово во Владимирской области. В 14:50 было подтверждено, что это действительно место катастрофы, в 64 километрах к востоку от аэродрома Чкаловский.
Место падения было в лесу, вертолеты смогли приземлиться только в километре от воронки, и почти час спасатели по глубокому снегу добирались туда пешком. Крупного пожара не было — на месте происшествия нашли только один парашют. А короткое время спустя — фрагмент человеческой челюсти с золотым и стальным зубом: такие были у Владимира Серегина.
Поэтому в Москву доложили о том, что один член экипажа погиб, второго ищут — была надежда, что Гагарин мог катапультироваться и находится где-то в лесу. Сразу развернули масштабные поиски, но уже стемнело.
Только около двух часов ночи рядом с воронкой нашли нижнюю челюсть со стальным зубом
Также были найдены права и наколенный планшет, записи в котором были выполнены характерным и знакомым многим летчикам почерком Гагарина. А около семи утра на дереве нашли окровавленный обрывок куртки, в нагрудном кармане которой лежал талон на завтрак на имя полковника Юрия Алексеевича Гагарина.
«Адреналина в крови у них не было»
Уже около 17:00 27 марта место катастрофы оцепили прибывшие по тревоге солдаты КГБ СССР. Самолет врезался в землю на высокой скорости (позже эксперты скажут, что она составляла 660-670 км/час) — передняя кабина ушла в землю на глубину больше шести метров.
Корпус полностью разрушился, а обломки разбросало на площади 100 на 200 квадратных метров. Вскоре был найден второй парашют и оба катапультных кресла с целыми пиропатронами. Останки обоих летчиков немедленно отправили в Москву на экспертизу и уже вечером кремировали.
Во второй половине дня из земли извлекли двигатель самолета, а затем и обе кабины, переднюю и заднюю
В каждой были часы — и по отпечаткам стрелок удалось установить время катастрофы. На следующий день, сразу после объявления о смерти Юрия Гагарина, была создана правительственная комиссия, которую возглавил секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов, в прошлом — нарком вооружений и будущий министр обороны СССР.
На первом же заседании создали четыре подкомиссии — по изучению летной подготовки, по самолету, по организации летной работы в ЦПК и организационную. В каждую вошли представители ЦК КПСС, Совета министров и КГБ СССР. Стоит отметить важную вещь: и комиссиями, и подкомиссиями руководили профессионалы.
На первом же заседании были выдвинуты основные версии катастрофы и даже озвучены предварительные выводы. По данным Госкомиссии, столкновение с землей произошло в 10 часов 31 минуту 00 секунд — через 50 секунд после последнего сеанса связи.
По результатам расследования катастрофы было установлено, что МиГ-15УТИ летел под углом 50-55 градусов, с креном 5-7 градусов и с полностью исправным двигателем, работавшим в момент столкновения с землей в штатном режиме.
Рули высоты были отклонены вверх на 16-18 градусов, элероны — вправо на 5 градусов, рули поворота и триммеры находились в нейтральном положении
До самого момента столкновения с землей самолет оставался целым и невредимым. Ни один из летчиков не пытался катапультироваться, оба находились в сознании, Юрий Гагарин управлял самолетом — на это указывали отпечатки подошв на педалях управления и отпечатки рукавиц на рукоятях.
Анализ показал, что в крови у Гагарина и Серегина не было алкоголя и что ни один из них не чувствовал страха — адреналина не было. Оба были в рабочем состоянии до момента гибели, Гагарин левой рукой держал ручку управления самолетом, ноги обоих были на педалях и давили на них
Степан Микоян,генерал-лейтенант авиации, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза
Позже по срубленным МиГом деревьям установили угол падения — около 55 градусов. Математически, с учетом размера воронки и разлета фрагментов, вычислили скорость — около 660 км/час. Не выявили следов попадания молнии. Ни в кабине, ни в телах не нашлось следов ядов или газов.
Тщательно изучив все до одного обломки, ни на одном из них не обнаружили следов внешнего воздействия — то есть столкновений с птицами или с метеорологическим шаром. При этом выяснилось, что в день трагедии, 27 марта 1968 года, из города Долгопрудного был запущен метеорологический шар, который в 10:03 оказался в районе аэродрома Чкаловский.
На земле нашли два десятка старых метеозондов, но ни на одном не было следов столкновения с самолетом. В результате уже через пять месяцев комиссия фактически завершила работу.
Вывод о резком изменении траектории из-за угрозы столкновения с метеорологическим шаром устраивал всех: фактически никто не был виноват — ни летчики, ни офицеры полка, ни инженеры.
Правда, не удалось получить ответы на ключевые вопросы: почему самолет оказался далеко от расчетной точки, почему летчики не катапультировались, почему тренировочную программу продолжительностью 20 минут они прекратили досрочно (всего через четыре минуты) и вопреки строгим требованиям устава не сообщили о причинах на землю.
Как бы то ни было, Центру подготовки космонавтов присвоили имя Гагарина, а 70-му ОИТАПОН — имя Серегина. При этом все результаты расследования были засекречены.
«У него была слабая летная подготовка»
Гибель Юрия Гагарина вызвала много вопросов в обществе, которые, по отчетам КГБ СССР, можно было сформулировать одним предложением: почему советское государство не уберегло первого космонавта?
Возникло множество слухов: согласно одним, перед вылетом Гагарин и Серегин выпили по стакану водки каждый; по другим — Гагарина убили по приказу Брежнева, так как он, став депутатом Верховного Совета СССР, пытался улучшить положение советских людей; по третьим — Юрий якобы погиб во время испытаний космического корабля для высадки на Луну.
Результаты работы Госкомиссии были засекречены, с ними ознакомили только узкий круг руководителей — и практически повелели забыть
Впрочем, это лишь подпитывало множество слухов и сплетен, которые долго беспокоили народ. Между тем специалистов волновали другие вопросы, которые оставались без ответа.
Первый из них был связан с тем, что самолет МиГ-15УТИ под бортовым номером 18 не был предназначен для учебно-тренировочных полетов — именно поэтому он находился в технико-эксплуатационной части (ТЭЧ). Его переоборудовали для показательных катапультирований при демонстрации подготовки летчиков-космонавтов.
Пилот размещался в передней кабине, а парашютист — в задней
И для того, чтобы было удобно, в кабине инструктора сняли ручку управления самолетом — она мешала при срабатывании катапульты. Для этих же целей переоборудовали фонарь задней кабины.
Именно по этой причине Владимир Серегин, находясь в полете с Гагариным в кресле инструктора, не мог взять управление на себя — педали управления там тоже были отключены. К тому же кабина МиГ-15 была сделана таким образом, что если передний летчик катапультировался, то у заднего фонарь не откидывался: он был обречен погибнуть вместе с самолетом.
Кроме того, МиГ-15 не оснащали системами аварийной регистрации параметров полета, более известными как черный ящик. А барорегистратор высоты и скорости полета в тот день почему-то забыли заправить бумагой — объективных данных о происходящем не было.
Установленные на МиГ-15 подвесные топливные баки сильно влияли на аэродинамические характеристики, замедляя маневрирование и снижая допустимые перегрузки почти в три раза: управлять таким самолетом могут только опытные летчики.
Тонкость в том, что они быстрее сваливаются в неуправляемый режим
Однако, по словам Степана Микояна, уже после катастрофы летчики на МиГ-15 с подвесными баками специально исследовали вопрос управляемости и ничего критического не почувствовали. Самолет действительно реагировал немного иначе, но не критично. Однако и испытания проводили опытные летчики с большим налетом.
У Юрия Гагарина действительно была очень слабая летная подготовка, а самолет был не подготовлен к работе инструктора, да и полетные характеристики сильно отличались от тех МиГ-15, на которых раньше летал Гагарин. Причиной трагедии стали грубейшие нарушения элементарных правил безопасности
Николай Сергеев, летчик
Впрочем, против этой версии играет тот факт, что в крови летчиков не был обнаружен адреналин — то есть ничего опасного ни Гагарин, ни Серегин не чувствовали.
Перевернутое небо
В среде специалистов существуют еще две версии катастрофы, которые связаны с техническими недостатками самолета Гагарина. Первая — в том МиГ-15 был установлен авиагоризонт модели АГИ, у которого сверху находилась коричневая полусфера, а снизу — голубая.
На других истребителях стояла более новая модель АГД — на ней цвета были расположены наоборот, и голубой фактически соответствовал небу. При потере ориентирования (например, в облаках) летчик мог запутаться и вместо выхода из пике, наоборот — входить в него.
Вторая версия связана с тем, что ручка крана клапана вентиляции кабины была расположена неудачно — ее можно было случайно открыть, тем самым разгерметизировав кабину. При осмотре обломков кран кабины Серегина был полностью закрыт, а кабины Гагарина — открыт на четверть. Это породило версию, что из-за разгерметизации кабины летчики потеряли сознание.
Я летал на МиГ-15, и никакого клапана вентиляции там закрывать не надо. Никогда не заморачивался — и ничего не происходило. Это ерунда
Степан Микоян, генерал-лейтенант авиации, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза
Доктор технических наук Арсений Миронов, главный научный сотрудник ЛИИ имени Громова, руководивший летной подкомиссией, также опровергал эту версию. По его словам, до высоты в две тысячи метров давление падало, а при достижении двух с половиной тысяч метров в кабине автоматически включался наддув, который поддерживал давление.
Если кран вентиляции приоткрыт, то просто будет холодно. Это ни на что не могло повлиять
Арсений Миронов, доктор технических наук, главный научный сотрудник ЛИИ имени Громова
Обе эти версии (как и еще несколько «самолетных») по разным причинам были опровергнуты большинством исследователей. Все они отмечали, что в крови у Гагарина и Серегина не обнаружили адреналина — перед смертью они были спокойны. А потеря ориентации или плохое реагирование самолета не могло не вызвать пусть небольшой, но тревоги.
Также высказывались предположения, что при пикировании с высоты в четыре тысячи метров при негерметичной кабине летчики должны были потерять сознание из-за перепадов давления.
Но эта версия, по мнению всех специалистов, несостоятельна: во время Великой Отечественной войны летчики пикировали и с больших высот без всякого ущерба
Опровергнута была и версия столкновения с птицами — хотя на месте катастрофы нашли погибшую сойку, но она стать причиной трагедии не могла: сойки не поднимаются выше деревьев, и уж тем более не могут оказаться на высоте 2-4 тысячи метров. Эта сойка погибла в то же время, когда разбился самолет, но орнитологи установили: ее задавил ястреб-тетеревятник.
Фактор экипажа
«Экипаж» — именно так в служебных документах называется большая группа версий, связанная с тем, что сейчас принято называть человеческим фактором. Первая из них связана с грубейшими нарушениями условий тренировки.
В руководстве КБП ИА-67 («Комплекс боевой подготовки истребительной авиации 1967 года») четко указано, что упражнение №2 выполняется в простых метеоусловиях и без подвесных баков. Оба эти правила были нарушены: на МиГ-15 Гагарина оставались два подвесных бака емкостью 260 литров каждый.
По одним данным, они вообще не были заправлены, по другим — в частности, по словам генерала Кузнецова, — в них залили по 100 литров горючего. А метеоусловия в момент полета Гагарина даже по предварительному докладу метеослужбы нельзя было назвать простыми: стояла облачность на высотах 900-1200 метров и в 3,5-4 тысячи метров.
Причем ее нижний край все время опускался — по словам всех летчиков, к моменту взлета МиГ-15 он составлял уже около 600 метров. Об этом, в частности, рассказывал Николай Потюков — старший научный сотрудник ГосНИИ №13 ВВС (ныне — Центр эксплуатации и ресурса авиатехники).
Облака были разнонаправленные, то есть нижний слой двигался в одну сторону, а верхний — в другую. Это значит, что между ними обязательно должны были быть восходящие и нисходящие потоки. Попав в такой, самолеты сложнее выводить из виража, особенно пилотам с небольшим налетом
Николай Потюков, бывший член одной из подкомиссий Госкомиссии по расследованию гибели Гагарина и Серегина
Согласно этой версии, самолет Гагарина, оказавшись между облаками, по метеорологическим причинам попал в штопор: чтобы выйти из него, летчику не хватило высоты. На это, с одной стороны, указывает угол столкновения с землей, характерный для выхода из штопора.
С другой — оба летчика, вылетая, думали, что нижняя кромка облаков находится на высоте 900-1200 метров, а фактически она опустилась до 600 метров. Но пилоты-профессионалы с этой версией категорически не согласны из-за особенностей конструкции МиГ-15.
На МиГ-15 войти в штопор очень сложно: самолет трясет, и он предупреждает — не тяни ручку, отпусти ее, и он сам выйдет из опасного режима. Инструкцией по технике пилотирования в случае срыва в штопор на высотах полета менее 4-5 тысяч метров экипажу предписывается немедленно произвести аварийное покидание самолета
исследователь Эдуард Шершер. Из книги «Тайна гибели Гагарина»
Между тем среди космонавтов наиболее популярной была версия о том, что в полете Владимиру Серегину стало плохо с сердцем и он потерял сознание, а Гагарин, не желая подставлять командира, самостоятельно вышел из программы.
Но медицинская экспертиза опровергает эту версию: судебные медики пришли к выводу, что оба летчика были в сознании до момента столкновения с землей и оба действовали осознанно. К тому же перед самым полетом оба прошли медкомиссию (что подтверждают не только документы, но и множество свидетелей), и врачи никаких отклонений не заметили.
Здесь же надо упомянуть и версию вредительства, или то, что сейчас принято называть конспирологическими теориями
Это преднамеренное убийство Гагарина руководством страны — он, став депутатом, якобы добивался приема у генсека КПСС Леонида Брежнева, чтобы открыть ему глаза на бедственное положение в стране.
Устранение Гагарина как ключевого космонавта в советской лунной программе также приписывали вездесущему ЦРУ. Поговаривали и о самоубийстве первого космонавта Земли, якобы не вписавшегося в советскую элиту. Впрочем, все эти версии тщательно проверялись КГБ СССР, и никаких подтверждений им не нашли.
В кабине МиГ-15, а также на одежде и телах летчиков не обнаружили никаких следов ядов или газов: в роковой день самолет был работоспособен и управляем, причем управляем осмысленно.
«Реактивная» версия
Между тем до самого дня своей смерти летчик-космонавт Алексей Леонов отстаивал свою версию: МиГ-15УТИ Гагарина и Серегина попал в реактивную струю другого самолета, что и привело к сваливанию в пике (эта версия также известна как «Версия Белоцерковского» — по имени доктора технических наук, профессора Сергея Белоцерковского).
В своих интервью 2013 года Леонов заявил, что в 1991 или 1992 году он обратился к маршалу Павлу Батицкому и ему дали изучить документы.
Выяснилось, что в зону, где тренировались Гагарин и Серегин, несанкционированно вошел сверхзвуковой самолет, который перевернул МиГ-15, после чего опять ушел наверх. За штурвалом был летчик, фамилию которого я называть не буду, — он в 1988 году стал Героем Советского Союза
Алексей Леонов, летчик-космонавт
Но эта версия опровергается и материалами государственной комиссии, и всеми исследованиями. Тот самый самолет Су-15, который, как утверждает Леонов, опрокинул МиГ Гагарина и Серегина, приземлился на аэродром ЛИИ в 10:24 минуты и встретиться с МиГом не мог никак. И уж тем более не мог оказаться в 10:31 возле деревни Новоселово.
Это придумал Леонов, но технически это невозможно. Самолеты на сверхзвуке расходуют огромное количество топлива, особенно на небольших высотах, где сопротивление воздуха выше. Допустим, кому-то пришло в голову снизиться, полетать и опять наверх, — он останется без топлива, потому что на сверхзвуке будет включение форсажа, и там огромный расход
Арсений Миронов, главный научный сотрудник ЛИИ имени Громова, доктор технических наук, руководитель летной подкомиссии
Отрицают эту версию почти все пилоты, летавшие на сверхзвуке, но в интернете она получила огромное распространение. При этом Алексей Леонов не подписал известное, хотя и получившее гриф «секретно» письмо космонавтов в ЦК КПСС, отправленное в конце июля 1968 года. Его авторами считаются летчики-космонавты, Герои Советского Союза Павел Попович и Валерий Быковский.
В этом письме, по сути, космонавты требовали исключить из версий о гибели Гагарина и Серегина человеческий фактор — как бросающий тень на советских летчиков-профессионалов. Они также резко критиковали подкомиссию, которая исключила столкновение МиГ-15УТИ с посторонним предметом в воздухе, и утверждали, что она «необоснованно и в одностороннем порядке» отказалась от этой версии.
Письмо было адресовано секретарю ЦК КПСС Дмитрию Устинову — и он взял его в работу. Правда, результаты были совершенно не такими, как ожидали космонавты. Требование «исключить резкий отворот от облаков как причину катастрофы» было проигнорировано, как и требование создать отдельную подкомиссию для изучения именно этой версии.
В итоге в выводах Госкомиссии вариант столкновения МиГ-15УТИ с посторонним предметом был полностью исключен (причем обоснованно), а вариант разгерметизации кабины вообще не принимался во внимание.
Тут надо отметить, что в конце 60-х годов в военной авиации доминировали летчики-фронтовики
Они очень хотели поставить на место «зарвавшихся» молодых коллег — и письмо космонавтов дало для этого повод. По сути, «молодежи» дали явный сигнал: не лезьте не в свое дело.
Загадки времени
Наконец еще одну версию гибели Гагарина и Серегина выдвинул летчик-космонавт Георгий Береговой. Он первым обратил внимание на любопытную странность: в материалах Государственной комиссии границы зоны полетов №20 указаны не так, как помнилось ему. Кроме того, они не соответствовали логике назначения зон. Зато в этих документах место падения МиГа было указано именно в зоне полета.
Гагарин разбился между зонами №20 и №21. А во всех публикациях место падения указано внутри зоны №20. Более того, по опубликованным схемам в случае выполнения штатного маневра перед возвращением на аэродром любой самолет из зоны №20 неминуемо оказывался в зоне №21 и опасно сближался с тренировавшимися там бортами. Этого быть не могло
Георгий Береговой, летчик-космонавт
Такое расхождение означало, что кто-то умышленно подправил схему полетных зон. Иначе выходило, что самолет Гагарина и Серегина доложил о курсе 320, но фактически направился по курсу 76 — практически в противоположенную сторону от аэродрома — и там разбился.
Причем в этом случае катастрофа должна была произойти не в 10:30, как установила Государственная комиссия, а примерно на 13 минут позже. Однако у этой версии есть неожиданное подтверждение: некоторые свидетели рассказывали, что при осмотре циферблатов часов разбившегося самолета видели другое время — 10:43:14. Именно так отпечатались стрелки. К слову, именно в это время с экрана радара пропала метка, которую признали ошибочной и не принадлежащей МиГ-15УТИ Гагарина и Серегина.
А еще трое жителей деревни Новоселово видели какой-то военный самолет, который совершал маневры — вертелся в воздухе, разворачивался, а потом внезапно вошел в пике и пропал из поля зрения. Между тем в то время в деревнях на административных зданиях висели радиоприемники, работавшие днем. И все три деревенских свидетеля хорошо запомнили, что наблюдали самолет, когда диктор объявил: «В Москве 10 часов 40 минут». Но показания этих людей отвергли — согласно заключению экспертизы, катастрофа произошла раньше.
Однако если предположить, что эксперты ошиблись и МиГ-15 действительно разбился позже, то получается странная картина
Доложив о возвращении на аэродром, Гагарин и Серегин, два опытных летчика, полетели совсем в другую сторону, где стали на меньшей высоте отрабатывать программу, а затем, выходя из пике, столкнулись с землей. Из всех версий эта кажется самой фантастической.
«Надежды найти что-то новое просто нет»
Материалы Государственной комиссии были засекречены до 2011 года. Они хранились в Архиве президента России, но затем их передали в Государственный архив новейшей истории, и сейчас они вновь недоступны. Впрочем, почти все специалисты считают, что добиваться их полного опубликования не стоит.
Сегодня мы расследуем авиапроисшествия, имея от 800 до 1000 параметров, и при этом возникают сложности. А по катастрофе самолета Гагарина-Серегина объективных данных очень мало: мы можем только предполагать и допускать. Надежды найти что-то принципиально новое просто нет
Арсений Миронов, главный научный сотрудник ЛИИ имени Громова, доктор технических наук, руководитель летной подкомиссии
А генерал-лейтенант авиации Степан Микоян, которого не стало 24 марта 2017 года, при жизни утверждал, что публикация итогов расследования катастрофы МиГ-15 под управлением Юрия Гагарина и Владимира Серегина по сути ничего не поменяет.
За границей точные результаты нужны, чтобы выявить причины и не допустить их повторения. А у нас — чтобы наказать виновных. Эти самолеты больше не летают, и практического смысла это не имеет. Ну, и если вдруг случится чудо и мы будем точно знать, от чего погибли Гагарин и Серегин, — это ничего не поменяет. И легче никому не станет
Степан Микоян, генерал-лейтенант авиации
«Лента.ру» выражает благодарность сотрудникам Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ) за помощь в подготовке материала.